Картинко понравилось
Источники различные, включая некоторых, непопулярных у нас рыбарей и прочих типа экспертов. Но все они сходятся в том, что преславутый контрнаступ - фиаско.
Много букв, поэтому под спойлер.
Широко разрекламированное Киевом контрнаступление на Херсон обернулось для ВСУ потерей сотен убитых солдат, десятков танков и нескольких самолетов. Зачем Киев предпринял эту авантюру и как дальше может развиваться ситуация на этом направлении?
Украинские военные по прямому указанию Владимира Зеленского объявили о попытке наступления в Николаевской и Херсонской областях. При этом массированным обстрелам подверглись населенные пункты на освобожденных территориях.
В результате активной обороны со стороны российских Вооруженных сил подразделения ВСУ понесли большие потери. «Потери противника в живой силе составили более 560 военнослужащих», – цитирует ТАСС сообщение Минобороны России. По данным российских военных, были уничтожены 26 украинских танков, 23 боевых машины пехоты, девять других боевых бронированных машин, сбиты два штурмовика Су-25. «Очередная попытка наступательных действий противника с треском провалилась», – констатировали в ведомстве Сергея Шойгу.
По информации Telegram-канала «Рыбарь», ВСУ пытались атаковать в районе нескольких населенных пунктов, расположенных вдоль течения реки Ингулец, правого притока Днепра: с севера на юг – Давыдов Брод, Андреевка, Снегиревка. Кроме того, в районе Высокополья на севере Херсонской области и от села Александровка на берегу Черного моря в сторону Херсона. ВСУ решили использовать остатки резервов живой силы и техники, которые были собраны в этом районе, большая часть которых ранее была переброшена в Донбасс, в районы боев под Соледаром, Авдеевкой и Угледаром (ДНР).
«ВСУ предпринимают атаки на херсонском направлении, чтобы бить по нашему плацдарму на правом берегу Днепра, который при необходимости позволяет развивать наступление российским войскам и на север, и на запад», – пояснил газете ВЗГЛЯД военный эксперт, редактор журнала «Арсенал отечества» Алексей Леонков.
Кроме того, по его словам, украинские военные предпринимают локальные наступления именно здесь – от Кривого Рога и Николаева на херсонском направлении – из-за равнинного характера местности. «Там мало лесов, открытые территории, это дает возможность американцам вести космическую разведку местности и снабжать этими данными украинских военных, которые видят в этом свое некоторое преимущество и предпринимают атаки», – указал он.
«Занятый российскими военными плацдарм на правом берегу Днепра является критически важным для ВСУ, потому что отсюда можно развивать наступление на Николаев, Одессу, Кривой Рог и далее – в центральные районы Украины.
Таким образом, украинские военные пытаются бить по нему, чтобы не допустить продвижения наших войск», – в свою очередь отметил военный публицист, постоянный член «Изборского клуба» Владислав Шурыгин.
О том, что противник готовился к наступлению, говорит последний удар «Хаймерсами» по Антоновскому мосту, отмечает военный эксперт, директор музея войск ПВО Юрий Кнутов. Причем этот удар прикрывали противорадиолокационные ракеты HARM AGM 88. «Наша артиллерия в состоянии нанести достаточно мощные удары по плацдарму ВСУ через Ингулец, – сказал он порталу «Украина.ру». – Сможем по ним мощно ударить, разгромив авангард украинских войск бесконтактно».
«Киев бросил все, что у него здесь было, в том числе до двух бригад хорошо подготовленной пехоты, усиленной танками. Их поддерживали установки HIMARS и западная, натовская артиллерия», – отмечает в своем видеоблоге военный обозреватель Юрий Подоляка. По его оценке, вся наступающая группировка ВСУ состояла примерно из 10–12 тыс. человек. «Всего этого оказалось мало. Итоги первого дня контрнаступления оказались плачевными, а потери ВСУ колоссальными, – отметил Подоляка. – Без второго эшелона, который должен быть не меньшим по численности, чем сегодняшние наступающие силы, этого, очевидно, не удастся».
В итоге, как отмечает военный эксперт Борис Рожин, попытка вытеснить ВС России с удерживаемых позиций завершилась ничем: в районах Благодатного и Снегиревки Николаевской области противник отошел на исходные позиции, в районе Давыдова Брода фронт остался стабильным, тем же завершилась и попытка наступлений сил ВСУ у Высокополья, Ольговки и Потемкино. «Если противник не сможет добиться каких-то успехов и закрепить их в районе поселка Сухой Ставок, «наступление» окажется совсем уж тухлым», – отмечает Рожин. «В районах Высокополья, Давыдова Брода, Белозерки и Зеленого Гая отмечаются большие потери и бегство со стороны украинской армии. Атака ВСУ на Благодатное закончилась провалом и потерями. Российские войска перемалывают противника при огневой поддержке артиллерии и авиации», – со своей стороны сообщил RT первый замминистра информации ДНР Даниил Безсонов.
Показательно, как сообщает Telegram-канал украинского издания «Страна», в вечерней сводке Генштаба ВСУ ничего не было сказано о наступлении под Херсоном. При этом, как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, еще с конца весны, когда было сломлено сопротивление ВСУ в Мариуполе, киевское военное и политическое руководство говорило о грядущем контрнаступлении на юге. Сообщалось, что 10 июля Зеленский распорядился разработать план по «деоккупации юга Украины». В середине лета глава военного ведомства Украины Алексей Резников в интервью The Times заявил, что украинские войска получили приказ президента отвоевать юг страны и располагают примерно 1 млн бойцов для выполнения этой задачи.
Как отмечают эксперты, киевские стратеги могли предвидеть, что попытка развить контрнаступление на херсонско-николаевском направлении кончится неудачей. Более того, как полагает Подоляка, такой точки зрения придерживается сам главком ВСУ, генерал Валерий Залужный. «Первый день украинского контрнаступления показал, что прав был именно Залужный», – считает эксперт. Но возобладала точка зрения политического руководства во главе с Зеленским, для которого важнее был отчет перед Западом.
Тактическо-оперативное значение атак украинских военных на херсонском направлении не так важно, как стремление Киева исполнять рекомендации Запада по контрнаступлению и выторговывать таким образом себе дополнительные поставки вооружения, заметил экс-начальник зенитно-ракетных войск командования спецназначения ВВС Сергей Хатылев. «Зеленский приказывает создавать военные инфоповоды в виде локальных атак для создания нужной картинки, не считаясь с тем, насколько они будут успешными и сколько погибнет бойцов ВСУ», – пояснил собеседник.
В этой связи показательна реакция Белого дома на события понедельника в Херсонской области. Администрация США в курсе заявлений Киева о переходе в контрнаступление, но не будет публично комментировать данные высказывания, заявил координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби. Напомним, ранее издание Daily Telegraph сообщило, что если Украина в ближайшие три месяца не добьется успехов при контрнаступлении в Донбассе и Херсонской области, тогда Запад ослабит поддержку Киева.
Пока же единственный практический результат широко разрекламированной «деоккупации юга» – это очередные атаки на мирные города и села Херсонской области. Замглавы администрации региона Стремоусов сообщил: ВСУ с вечера воскресенья ведут обстрел нескольких населенных пунктов Херсонской области. Разрушены школы, социальная инфраструктура, повреждены жилые дома.
По информации главы Каховского района Владимира Леонтьева, ВСУ нанесли по Новой Каховке более 10 ракетных ударов, в том числе по жилым домам и школам. В райцентре Берислав разрушена крыша многоэтажного жилого дома, рядом повреждены два частных дома, в нескольких многоквартирных домах выбиты стекла, разрушено здание городского центра занятости. Но ни о каком наступлении ВСУ на Херсон речи не идет, а заявления в украинских СМИ – «это некая иллюзия, кино», в свою очередь указал Стремоусов.