Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,104,747 7,840
 

  AndreyK-AV ( Слушатель )
07 сен 2022 16:13:00

Интервью народного учителя России С. Е. Рукшина

новая дискуссия Дискуссия  106

от Наблюдателя
Интервью народного учителя России С. Е. Рукшина

Признаюсь, всегда с интересом читаю и слушаю Сергея Евгеньевича, с которым имею честь дружить. Мы с ним по одну сторону баррикады в борьбе за раскрытие возможностей традиционного российского образования вопреки проискам Мальчишей-Плохишей из руководства образованием и «реформаторов» образования до полного его разрушения. Они в своём упорстве, в отстаивании пути нашего образования на Запад, где нас не ждут и никогда не ждали, превращаются в «полезных идиотов Запада».
Забавно, что я только что на канале Наблюдатель отчитал бывшую учительницу, заведующую кафедрой медиаречи в РГГУ, которая на всю страну транслирует свои детские комплексы, сформированные в семье, до сих пор не разобралась в причинах своих обид на школу и уверенно заявляет, что математика, геометрия и физика в её жизни не пригодились ни разу. На мой взгляд, это непрофессионализм, вредительство и предательство собственной профессии. А Сергей Евгеньевич тоже затронул этот вопрос.
Привожу полный текст публикации из АиФ.
Большая перемена. Народный учитель РФ о плюсах и минусах нашего образования
«Позицию “не надо учить, потому что не пригодится” иначе как вредительством назвать не могу», — считает Интервью народного учителя России С. Е. Рукшина
Нынешний учебный год в прямом смысле новый — и в средней школе, и в высшей масса нововведений: от поднятия флага до отмены Болонской системы. Знаменитый педагог, подготовивший двух филдсовских лауреатов, математиков — Григория Перельмана и Станислава Смирнова, — в беседе с «АиФ» высказал свой взгляд на систему современного российского образования.
Современные Митрофанушки
Елена Данилевич, aif.ru: Сергей Евгеньевич, недавний опрос ВЦИОМ показал удивительные результаты. Почти половина опрошенных считает, что Солнце вращается вокруг Земли, ещё треть уверены, что, если молоко прокипятить, из него уйдёт радиация... Получается, взрослых людей так плохо учили в школе, что они не знают элементарных вещей?
Сергей Рукшин: И не их одних: даже Ватикан признал, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, относительно недавно — только в 1992 г. Ну а если серьёзно, это ещё одно подтверждение, как безобразно мы учим наших детей. В свете нынешнего закона об образовании мы не можем современным митрофанушкам поставить заслуженные двойки... Переводим их в следующий класс, хотя они программу предыдущего ещё не освоили. Получается, что ребёнок получит аттестат просто за то, что 11 лет посещал школу. Тем самым у самого подростка, окружающих и всего общества формируется мысль о необязательности знаний как надёжной опоры для успешного продвижения в жизни.
— А надо ли загружать детские головы сложными знаниями, если они в голове не задерживаются? Может, лучше давать доступную, актуальную информацию о том, что рядом, в твоём регионе?
— Лишних знаний не бывает, и никто не может сказать, в какой момент они понадобятся. К сожалению, даже некоторые академики сегодня вещают о перегруженности школьников, об устаревших сведениях. Да, мир стремительно меняется, но фундаментальные законы физики, математики, таблица Менделеева, строение атома, открытое Нильсом Бором, остаются неизменными. Позицию «не надо учить, потому что не пригодится» иначе как вредительством назвать не могу. Это отнимает у человечества возможность адекватной реакции на вызовы, которые постоянно бросает нам история.
Ведь образование — это не только освоение дисциплин. Это желание думать, сомневаться, искать новое, а не пользоваться традиционными навыками. Развитой мозг, тренированная память для решения возникающих в жизни головоломок наверняка пригодятся. Когда мой ученик Гриша Перельман занимался в школе и университете, он совершенно не предполагал, какая математика ему понадобится для доказательства гипотезы Пуанкаре. Но у него была широта знаний, умение думать, анализировать, что и помогло ему при решении «задачи тысячелетия».
«Дыры» закрывают деньгами
— Вы не скрываете, что плохо относитесь к формулировке «единый госэкзамен». Почему?
— Не должен экзамен быть единым и как итог средней школы, и как вступительный в вуз. Ведь что получается? Сегодня школа выдаёт аттестат по результатам испытаний, которые проводит внешняя организация — Рособрнадзор. Почему же мы доверяем педагогам 11 лет учить наших детей, но не даём им права провести экзамен, чтобы они своей репутацией отвечали за знания учеников? Считаю, что государственная аттестация по всем основным дисциплинам должна выполняться самой школой. ЕГЭ же должен остаться только как пропуск при поступлении в вуз. Такой законопроект неоднократно вносился в Госдуму. Надеюсь, сейчас у нас хватит сил и прозорливости, чтобы не копировать слепо зарубежные образцы и принять правильное решение.
— Вы ругаете западное образование, но там на его основе создали передовую экономику. Мы же по многим направлениям отстаём или в лучшем случае догоняем. Почему так?
— Давайте вспомним. Американское телевидение — это русский изобретатель Зворыкин, ракеты — немец фон Браун, самолёты — тоже русский инженер Сикорский, атомная бомба — проект, в котором участвовали учёные из Канады, Германии, Великобритании. Соединённые Штаты стали страной, куда ехали люди, которым не нашлось места на родине. Эти люди отличались повышенной энергией, способностью преодолевать трудности, идти на риск. США банально импортируют мозги. Большинство её учёных — не продукт их системы образования, а те, кого она купила. Их система гениев не рождает. Все дыры она закрывает деньгами.
— Вернёмся к нашим болевым точкам. В этом году некоторые даже топовые вузы не смогли набрать по результатам ЕГЭ на бюджет по техническим специальностям нужное количество абитуриентов. Как такое стало возможным?
— У нас давно рекордными темпами идёт «гуманитаризация» образования — стремительно увеличивается число учеников, которые плохо освоили математику, точные дисциплины. Мне прислал письмо подросток из небольшого города в Ростовской области. Он пишет, что не может в своей школе хорошо изучить математику, физику, химию, и спрашивает, что делать. Сейчас я выясняю уровень его знаний, чтобы помочь юноше. Ведь всё упирается в принятые правила. Позорный общий базовый ЕГЭ по математике, который может написать и адекватный пятиклассник, никоим образом не говорит, что сдавший его ученик действительно освоил этот предмет в пределах школы. А вот более сложный профильный экзамен, дающий аттестацию и одновременно право поступать в институт, стал делом добровольным.
Диплом для разносчика пиццы
— Но региональные вузы сейчас здорово усиливаются. Там многое делается, чтобы выпускники получали образование, а потом устраивались на работу у себя дома. Идёт борьба за кадры — разве это неправильно?
— У меня другая информация. Благодаря тому, что сейчас по результатам ЕГЭ можно подавать документы сразу в пять вузов на 10 специальностей, поступают не туда, куда мечтали, а куда хватит баллов. Особенно это касается абитуриентов из провинции. Создана система, когда, как пылесосом, вытягиваются кадры из регионов. Часто едут, чтобы вырваться и остаться там, где уровень жизни выше. Соответственно, при таком подходе молодые специалисты на родину возвращаются редко. Забывают, что «где родился, там и пригодился».
Я человек разговорчивый и периодически общаюсь с работниками общепита, сферы услуг. Выясняется, что у нас очень много официантов, барменов, разносчиков пиццы с высшим образованием. Грош цена таким специалистам! Разве ради этого государство тратило немалые деньги?
— Сегодня остро встал вопрос импортозамещения, и оказалось, что быстро высокие технологии мы создать не можем. Удастся справиться с новым вызовом?
— Это тоже результат госполитики 1990-х — начала 2000‑х, когда многое покупали за рубежом и заявляли, что нам нужны не творцы, а уверенные пользователи. Уповали на передовую индустрию Запада, свободный рынок, не подозревая, что это западня. В разы были уменьшены траты на научные разработки, поддержку инженерных школ. А все доводы, что качество знаний — вопрос национального суверенитета и самостоятельного существования государства, отвергались с ходу. Ну что же, если мы не понимали это в благополучные времена, может, поймём сейчас, в сложный для страны период. Не знаю, за какое время справимся. Но если не взяться, что называется, вчера — последствия могут быть необратимыми.
— Сегодня в школу постепенно возвращают воспитание, о котором в перестройку почти забыли. С 1 сентября учебные недели будут начинаться с подъёма российского флага и исполнения гимна. Не опоздали?
— Опоздали. Воспитание подрастающего поколения не поезд, на который, если на свой не успел, то можно сесть на следующий. Боюсь, что сейчас большая часть школьников и их родителей будет воспринимать это нужное дело как некое психологическое давление. Давайте начистоту. Прошу прощения за жёсткость, но мы обгадили целые пласты собственной истории, забывая, что многими событиями, героями нужно гордиться. А теперь хотим, чтобы молодой человек испытывал уважение к прошлому? Так что сесть в этот «поезд» мы опоздали.
Ещё остаётся шанс «уехать» на следующем, но необходимо много работать. Вдумчиво и грамотно, а не для галочки или выполнения плана. Программа-минимум — нужен комплекс мероприятий, который познакомит школьников со славными страницами Отечества. Также надо создать атмосферу, где гордятся достижениями страны, преодолением трудностей, формируется уважение к труду. Всё это у нас есть, но начинать надо прямо сейчас.


Источник. Большая перемена. Народный учитель РФ о плюсах и минусах нашего образования | Образование | Аргументы и Факты (aif.ru)



ЦитатаКомментарий. Темы «гуманитаризации» образования касаются очень многие — так красиво называют уменьшение доли выпускников школ, хорошо владеющих математикой и физикой и пригодных для обучения по инженерным профессиям. Об этом говорят из Госдумы, из Совета безопасности... А где были эти органы, когда специалисты предупреждали о губительности намеченной «реформы» образования?
Здесь надо бы напомнить, что организацией ЕГЭ, всяких рейтингов в образовании страна показала учащимся, что главное не знать, а иметь хорошие баллы, то есть не быть, а казаться. Это одна сторона вопроса. А вторая заключается в том, что страна до сих пор выполняет пожелания наших бывших внешних управляющих в части угробления образования своими руками.
Выполняя планы 2001 года, у нас уменьшили учебное время на изучение системообразующих предметов, формирующих фундаментальные знания и соответствующие умения, формирующих личность учащегося, его гражданскую позицию. Всё идёт в соответствии с планом этого проекта, изложенного академиком РАН В. И. Арнольдом после его беседы с одним таким «реформатором». Вот один из пунктов плана:
4. В средней школе в неделю должно быть: три часа русского языка, три часа математики, три — иностранного языка, три — обществоведения, три — естествознания; вот и вся программа, отменяющая «тупиковый предметно-ориентированный подход» и позволяющая «включение дополнительных модулей», а именно «гуманизацию и гуманитаризацию», «отражение культуры местных народов», «интеграцию представлений о мире», «сокращение домашней работы», «дифференциацию», «обучение коммуникативной технологии и информатике», «использование общих теорий обучения».
Заметьте, ни химии, ни физики здесь нет. В настоящий момент во всех классах школы физику изучают 11 часов (уроков) в неделю, в 1986-1990 годах изучали 14,5 часов (дробность числа часов объясняется тем, что в 9 классе было 4 часа в неделю в первом полугодии и 3 часа во втором). Уменьшение учебного времени чуть больше 24 %.
Если власти согласились выполнять такой план, не обращая внимания на аргументы специалистов, предсказывавших крах сначала образования, а потом и страны, то «потерявши голову, по волосам не плачут». Власти надо научиться слышать специалистов, во власть продвигать специалистов, а не «кого надо». Тогда страна не будет иметь моральные и финансовые потери, следуя в пропасть по пути, указанному «полезными идиотами Запада», а потом выкарабкиваться обратно.
Простите мне мою резкость — это крик души.
Самое печальное, что сейчас мы внедряем никуда не годный и сильно непрофессиональный ФГОС, загоняем образование в «цифровой концлагерь», опять слушаем не специалистов, а тех, кто хочет заработать на этом процессе здесь и сейчас. Последствия будут ещё тяжелее. Это должны осознать и в правительстве, и в Государственной Думе, и в Совете Федерации, и в Совете безопасности.
С цифровизацией образования нам не раскрывают всех планов, хотя они описаны в форсайт-проектах: к 2030 году традиционная школа должна умереть. Нам говорят о большой экономии от перехода от традиционной школы с учителями к самообразованию детей с помощниками или из дома. Специалисты предсказывают ещё большее, чем сейчас, обрушение образования и недостаток абитуриентов, пригодных для обучения на инженеров, учёных, врачей... Мы хотим много сэкономить — на учителях, «бетонных коробках» школьных зданий, хотим упасть в пропасть, из которой нам не дадут выбраться? Или мы хотим сэкономить ещё больше, не начиная этих провальных проектов?

Ещё печальнее, что учителей математики у нас начали готовить за два месяца и совсем недорого. Привожу изумившее меня объявление в Интернете. И власти всё это разрешают?




Тогда не надо жаловаться на недостаток абитуриентов для обучение по инженерным профессиям, на грядущий дефицит практически по всем профессиям, требующим настоящего образования.
  • +0.02 / 4
КОММЕНТАРИИ (0)
 
Комментарии не найдены!