Суперджет-100 и авиапром России вообще
4,270,169 16,060
 

  Вадим Р. russia, Хабаровск
01 окт 2022 10:13:51

Будни SSJ-NEW

новая дискуссия Новость  921

Учёные МАИ завершили разработку для SSJ-NEW системы контроля перекоса секций механизации крыла

Специалисты центра компетенций "Энергетические системы" Московского авиационного института завершили разработку уникального изделия для гражданского лайнера SSJ-NEW. Речь идет о системе контроля перекоса секций механизации крыла, которая по ряду параметров эффективнее западных аналогов, применяемых на самолетах Boeing и Airbus. Об этом рассказали директор центра компетенций "Энергетические системы" МАИ Сергей Грачев и руководитель проекта Алексей Трофимов. Ученые пояснили, что созданный комплекс замеряет ход закрылков и предкрылков и своевременно предупреждает систему управления воздушного судна о возникающих перекосах. На практике изделие, летные испытания которого запланированы на 2023 год, будет способствовать повышению устойчивости SSJ-NEW и безопасности его полета.
- Коллектив вашего центра совместно с другими российскими предприятиями разработал систему контроля перекоса секций механизации крыла для импортозамещенного лайнера SSJ, или, как его сейчас чаще называют, SSJ-NEW. Что это за изделие и какие элементы крыла оно контролирует?
Сергей Грачев: Механизация крыла нужна для управления подъемной силой и аэродинамическим сопротивлением самолета при взлете и посадке. Созданная нами система при помощи алгоритмов контролирует выдвижение механизации крыла, а именно закрылков и предкрылков. Это очень важные части крыла. От точности их выпуска и уборки напрямую зависят устойчивость воздушного судна и безопасность его полета. Также в определенной мере они способствуют увеличению дальности полета.
Внедрение нашей системы повысит безопасность полетов воздушного судна, существенно снизит нагрузку на экипаж в случае возникновения нештатной ситуации и сократит вероятность ошибки пилотирования. Ее летные испытания запланированы на 2023 год.
- Не могли бы вы более подробно пояснить, чем так важны закрылки и предкрылки?
Алексей Трофимов: Крыло современного самолета - сложное высокотехнологичное изделие. Кривизна его профиля нестатична и меняется в зависимости от этапа полета. Устройства механизации крыла находятся в разных положениях, когда воздушное судно взлетает, движется в крейсерском режиме, совершает маневры и приземляется.
Закрылки - подвижные элементы крыла, расположенные в его хвостовой части и увеличивающие его подъемную силу за счет отклонения вниз.
Закрылками сейчас оснащаются почти все гражданские самолеты. Они увеличивают площадь поверхности крыла и кривизну его профиля, как следствие, увеличивается и несущая способность крыла. Максимально выдвигаясь при посадке, закрылки помогают снизить скорость воздушного судна.
Важные функции выполняют и предкрылки - отклоняемые поверхности, расположенные на передней кромке крыла. При взлете они выдвигаются, улучшая аэродинамические характеристики крыла. Как правило, предкрылки автоматически отклоняются одновременно с закрылками.
Однако, если одна часть закрылка или предкрылка выдвигается несколько быстрее другой, конструкцию может заклинить, что приведет к выходу из строя секции механизации крыла и к аварийной ситуации. Задача нашей системы как раз заключается в том, чтобы предотвратить рассогласование скорости движения закрылков и предкрылков и подать сигнал в случае нештатной ситуации.
Контролю работы механизации крыла во всем мире уделяется большое внимание. Лишнее подтверждение тому, о чем я говорю, - недавнее постановление Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) (SSJ-100 получил сертификат этой организации в 2012 году. - ред.) о необходимости оснащения гражданских судов системой контроля перекоса закрылков и предкрылков.
К сожалению, из-за проблем с выдвижением и уборкой закрылков и предкрылков в мире действительно происходило немало нештатных ситуаций и катастроф. Поэтому в EASA считают, что внедрение этой системы существенно повысит безопасность полетов.
Постоянное ужесточение российских и международных авиационных правил - объективный стимул для совершенствования авиатехники. Если Россия стремится создавать конкурентоспособную на мировом авиарынке продукцию, то ей необходимо следовать международно признанным критериям авиационных властей по безопасности полета, шуму, экономической эффективности, эмиссии вредных веществ и прочему.
- Какие новые технические решения были воплощены в вашем изделии и есть ли у него зарубежные аналоги?
С. Г.: Слово "аналоги" не слишком уместно, потому что система контроля механизации крыла как таковая не является новой разработкой. Она достаточно давно устанавливается на некоторые модели Boeing и Airbus, теперь потребовалось оснастить ею российский гражданский самолет.
Заслуга центра компетенций "Энергетические системы" МАИ и наших партнеров состоит в том, что мы смогли внедрить ряд уникальных технических решений, которые по ряду параметров эффективнее тех, что сейчас применяются за рубежом.
Наши технические решения унифицированы для закрылков и предкрылков. Их основное преимущество - отсутствие в системе механических связей, ухудшающих эксплуатационные характеристики воздушного судна. Также минимизируются неблагоприятные воздействия внешних факторов, таких как грязь или обледенение.
Иностранные компании придерживаются более консервативных технических решений и используют датчики с механической связью, в том числе датчики линейного перемещения, а также тросовую проводку.
- Как будет выглядеть ваша система на крыле SSJ-NEW?
С. Г.: На подвижных частях крыла будут располагаться специальные метки, а на статичных - бесконтактные датчики. Они постоянно замеряют ход закрылков и предкрылков. Поступающие от датчиков сигналы анализируются системой управления самолетом при помощи уникальных разработанных алгоритмов.
В случае обнаружения перекоса, превышающего допустимые значения, соответствующее предупреждение отправляется в вычислитель комплексной системы управления самолетом. Та принимает решение о необходимости остановки движения элементов механизации крыла и тем самым предотвращает развитие аварийной ситуации.
- Насколько мне известно, конструкция крыла SSJ-NEW изначально не была приспособлена под установку системы контроля перекоса механизации крыла.
С. Г.: Вы правы. При проектировании крыла SSJ-100 не предусматривалась установка системы контроля устройств механизации, поскольку на тот момент отсутствовали соответствующие требования авиационных властей. Компоновка крыла очень плотная, и коллективу нашего центра пришлось решать нетривиальную задачу: разместить данную систему в существующую конструкцию крыла самолета.
В разработке системы принимали участие и другие российские предприятия. Например, в части разработки бесконтактного датчика мы взаимодействовали с АО "Авиаавтоматика" имени В.В. Тарасова. Наши партнеры, несмотря на сложности с элементной базой, смогли в кратчайшие сроки справиться с поставленной перед ними задачей.
- Связан ли проект вашей системы с программой импортозамещения иностранных комплектующих на SSJ? Потому что в прежние времена такое изделие могли бы попросту приобрести за рубежом.
С. Г.: SSJ, как известно, проходит импортозамещение с частичной модернизацией. Где-то импортные агрегаты заменяются на отечественные аналоги, а где-то, как в нашем случае, создаются новые изделия на основе отечественной элементной базы, делающие самолет более совершенным и безопасным транспортным средством.
- На какой стадии находится реализация проекта системы контроля перекоса механизации крыла?
С. Г.: Мы закончили подготовку конструкторской документации, изготовили опытные образцы. Сейчас проходят многочисленные испытания, в ходе которых система будет тестироваться, в том числе в экстремальных условиях. Например, подвергаться воздействию вибрации, обледенения, загрязняющих жидкостей.
Для проведения функциональных и ресурсных испытаний системы был разработан специальный стенд. Он отличается возможностью использовать технологию дополненной реальности (AR). Специально созданное нами AR-решение позволяет наложить виртуальную модель крыла SSJ-NEW с его элементами на физический стенд.
Использование дополненной реальности позволяет оценить правильность конструкторских решений, эксплуатационные показатели и удобство монтажа системы контроля перекоса. Также благодаря AR-технологиям стенд может применяться в образовательных целях для наглядной демонстрации работы механизации крыла и системы контроля перекоса.

Отредактировано: Вадим Р. - 01 окт 2022 10:19:12
  • +0.28 / 18
КОММЕНТАРИИ (8)
 
 
  Вадим Р. russia, Хабаровск
13 окт 2022 15:12:46
На ВАСО отгружен первый комплект мотогондолы для двигателя ПД-8
Воронежское авиационное самолётостроительное общество (ВАСО, филиал ПАО «Ил») отгрузило первый комплект мотогондолы, изготовленный для нового двигателя ПД-8 . Лётный комплект мотогондолы ПД-8 – это обтекатель, корпус и створки, заказчиком является «ОДК-Авиадвигатель», сообщили в пресс-службе ОАК.
«Работы по проекту ПД-8 для отечественного самолёта SSJ-New было решено значительно ускорить, – рассказывает начальник цеха композитного производства ВАСО Алексей Московский. – Производство полностью велось на реконструированных по федеральной целевой программе участках механической обработки деталей, выклейки и автоматизированной выкладки, функционирующих по принципу «чистой комнаты».
Все новые изделия из неметаллов и полимерно-композиционных материалов изготавливаются на ВАСО по электронным моделям на высокопроизводительном оборудовании с ЧПУ. С учётом большого опыта работы с мотогондолами для двигателя ПД-14 на авиазаводе внедрены и используются отечественные композиты.
Сейчас на ВАСО продолжается работа по изготовлению второго комплекта для ПД-8, предназначенного для дополнительных стендовых испытаний двигателя.
  • +0.34 / 20
 
 
  Вадим Р. russia, Хабаровск
25 окт 2022 10:57:38
На стенде «электронная птица» начались отработки функционала бортового оборудования SSJ-New

Корпорация «Иркут» совместно с ГосНИИАС выполнили первый запуск полунатурного испытательного комплекса отработки и интеграции бортового оборудования – «электронной птицы» самолёта SSJ-New, сообщили в пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации.
«Электронная птица» разрабатывается по техническому заданию «Иркута» для отработки взаимодействия и функционала нового комплекса бортового оборудования (КБО) SSJ-New и его программного обеспечения. Ранее подобный стенд был построен для программы SSJ100 и показал свою эффективность как для решения задач отработки аппаратного и программного обеспечения, так и при сертификации воздушного судна.
В рамках договора с корпорацией «Иркут» ФАУ «ГосНИИАС» выполняет работы по постройке стенда, его интеграции, разрабатывает программное обеспечение и цифровые имитаторы для компонентов систем самолёта, не представленных на стенде.
Основной задачей для этого стенда на ближайший период времени станет поэтапное тестирование КБО в рамках подготовки к первому полёту SSJ-NEW и началу сертификационных испытаний. В дальнейшем стенд будет использоваться в рамках сертификации бортового оборудования в составе самолёта. Всего на стенде запланировано отработать более 20 программ сертификационных испытаний.
Также в рамках программы SSJ-New по техническому заданию «ОДК-Сатурн» ГосНИИАС участвует в работах по созданию силовой установки самолёта на базе двигателей ПД-8. В рамках этой работы специалисты ГосНИИАС разрабатывают лабораторный комплекс сбора информации и управления СУ для обеспечения стендовых, наземных и лётных испытаний ПД-8 в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ, а также на наземных стендах ЦИАМ и «ОДК-СТАР».


Д. Мантуров: с 2024 года будем выпускать по 20 самолётов SSJ-New

С 2024 года в Комсомольске-на-Амуре начнётся серийный выпуск обновлённых самолётов «Суперджет 100», в которых около 40 наименований импортных компонентов будут заменены отечественные. Об этом в интервью «Российской газете» рассказал заместитель председателя правительства – министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
По словам министра, сейчас в Комсомольском филиале корпорации «Иркут» идёт сборка пяти первых фюзеляжей SSJ-New, которые находятся в разной степени готовности. «Опытный образец, которому предстоит совершить первый полёт в 2023 году, сейчас уже начали оснащать системами и агрегатами российского производства. Ещё один планер доставлен в ЦАГИ для проведения наземных испытаний», – сказал Денис Мантуров.
В конце 2023 года Минпромторг планирует передать заказчику первые две машины, до этого самолёт должен завершить сертификацию, в том числе с двигателями ПД-8. С 2024 года проект выйдет на запланированные мощности выпуска по 20 машин в год, уточнил вице-премьер.
«Хочу особо отметить, что это не просто ремоторизация на отечественный двигатель, речь идёт о создании фактически новой машины, на ней будут заменены около 40 импортных систем и агрегатов. В этой работе задействована большая кооперация – предприятия, входящие в ОДК, КРЭТ, "Технодинамику" и многие другие. Очень важно, чтобы она сработала слаженно и все поставщики выполнили стоящие перед ними задачи», – отметил Мантуров.
Объёмы выпуска SSJ-New будут увеличиваться постепенно – с 20 самолётов в 2024-2025 годах и далее по мере потребности рынка и возможности предприятий по наращиванию производства, добавил он.
Согласно программе развития авиации, принятой правительством РФ в июне 2022 года, до 2030 года парк российских авиакомпаний должны пополнить более 1000 отечественных самолётов. Среди них – более 140 бортов SSJ-New, 270 самолётов МС-21-310, по 70 машин Ил-114-300 и Ту-214.
Ранее стало известно, что Минпромторг предлагает увеличить в 2022 году бюджетное финансирование более чем на 5 млрд рублей для расширения производственных мощностей по выпуску самолётов МС-21 и SSJ100.

  • +0.24 / 13
 
 
 
  osankin
26 окт 2022 12:53:39
Цитата: Вадим Р. от 25.10.2022 10:57:38...
Д. Мантуров: с 2024 года будем выпускать по 20 самолётов SSJ-New

...

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить. (с)
  • -0.23 / 14
 
 
 
 
  Вадим Р. russia, Хабаровск
26 окт 2022 14:28:01
Цитата: osankin от 26.10.2022 12:53:39Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить. (с)

Можно поконкретнее: что за овраги и почему Вы решили, что про них забыли?
  • +0.10 / 6
 
 
 
 
 
  osankin
26 окт 2022 14:42:08
Цитата: Вадим Р. от 26.10.2022 14:28:01Можно поконкретнее: что за овраги и почему Вы решили, что про них забыли?

Уже писал выше - кто будет делать комплект механизации для программы "СуперДжетов"? 
У "КАПО-Композит" резервы расширения производства, я бы сказал, весьма и весьма ограниченные, максимум, что они смогут могут сделать это перейти на трёхсменку.
Ну, может быть, процент брака уменьшат.
Да и производство, в мою бытность там в 2017 году, было организовано во многом примитивно, "по колхозному", в силу жадности московских хозяев.
Отредактировано: osankin - 26 окт 2022 14:45:59
  • -0.16 / 10
 
 
 
 
 
 
  Mirotvorets russia
26 окт 2022 21:02:37
Цитата: osankin от 26.10.2022 14:42:08Уже писал выше - кто будет делать комплект механизации для программы "СуперДжетов"? 
У "КАПО-Композит" резервы расширения производства, я бы сказал, весьма и весьма ограниченные, максимум, что они смогут могут сделать это перейти на трёхсменку.
Ну, может быть, процент брака уменьшат.
Да и производство, в мою бытность там в 2017 году, было организовано во многом примитивно, "по колхозному", в силу жадности московских хозяев.

А кто делал их до того.
Тот и будет.
Напомню максимальный годовой выпуск Суперджетов достигал 36 шт в 2014 году.
Могли и больше, но спрос тормознулся.
Отредактировано: Mirotvorets - 26 окт 2022 21:12:04
  • +0.07 / 3
  • Скрыто
 
 
 
 
 
 
  Вадим Р. russia, Хабаровск
27 окт 2022 00:52:38
Цитата: osankin от 26.10.2022 14:42:08Уже писал выше - кто будет делать комплект механизации для программы "СуперДжетов"?...

Т.е. Вам не доложили подробную разблюдовку по системам и Вы на этом основании делаете вывод: "Забыли!!!". 500 предприятий-смежников - очевидно, что кто-то из них озадачен и механизацией.
  • +0.17 / 9
 
 
 
  Вадим Р. russia, Хабаровск
13 ноя 2022 13:04:49
В СибНИА пройдут динамические испытания стоек шасси самолёта SSJ-New
В научно-исследовательском отделении динамической прочности летательных аппаратов ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» идёт подготовка стендовой базы к испытаниям опор шасси самолёта SSJ-New, сообщили в пресс-службе института.
В рамках данной работы в СибНИА будут проходить динамические испытания на сброс для определения располагаемой работоёмкости стоек шасси импортозамещённой версии «Суперджета» и динамические испытания нa безопасность от автоколебаний типа «шимми», которые могут возникать во время движения самолёта по земле на высоких скоростях.
«Научно-исследовательское отделение динамической прочности летательных аппаратов СибНИА – единственная в России лаборатория, которая может проводить динамические испытания опор шасси летательных аппаратов всех классов. Для анализа результатов испытаний сотрудники СибНИА применяют расчётно-экспериментальные методы, которые позволяют идентифицировать параметры математической модели системы самолёт-шасси», – прокомментировал представитель научной организации.
По результатам испытаний на первом этапе будет подготовлено Заключение по безопасности полётов для начала программы лётных испытаний, на втором этапе будет осуществлён сбор данных, необходимых для сертификации шасси в составе самолёта.
Использование этих методов в процессе испытаний опор шасси позволяет подтвердить соответствие их характеристик требованиям Авиационных правил во всем диапазоне ожидаемых условий эксплуатации самолёта, что является гарантией безопасности перевозки пассажиров и грузов.
Cейчас в Комсомольском филиале корпорации «Иркут» – Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Гагарина – идёт сборка пяти первых фюзеляжей SSJ-New, которые находятся в разной степени готовности. Опытный образец, который совершит первый полёт в 2023 году, оснащается системами и агрегатами российского производства. Ещё один планер проходит испытания в ЦАГИ.
В конце 2023 года планируется передать заказчику первые две серийные машины, до этого самолёт должен завершить сертификацию, в том числе с двигателями ПД-8. С 2024 года проект выйдет на запланированные мощности выпуска по 20 машин в год.
  • +0.26 / 15