Отвечает бывший железнодорожник, то есть я:
- Воду можно и обычную налить, не подготовленную. Паровоз будет ехать. Накипь, конечно, рано или поздно трубы котла забьёт, но это будет не сказать чтобы скоро.
- Уголь не обязателен, можно топить и дровами, и торфом. Но на нештатном топливе падает производительность котла, а следовательно, и мощность паровоза, и скорость.
- Шлак - не самая большая проблема, его не шибко и много появляется
- Паровозы закончили выпускать в СССР году так в 1954-55, то есть машинам сейчас уже лет по 70. Да, железо на них толстое, гниёт долго. Но гниет. И хз, как они там хранились.
- Грузовой паровоз даже последних выпусков, не знаю, "Лебедянка" какая-нибудь, примерно вдвое медленнее древнего тепловоза ТЭ3 и в полтора раза слабее его. Про электротягу и говорить нечего. Это, грубо, аналог маневрового тепловоза как по тяге, так и по скорости
- Как уже отмечалось выше, самая большая беда - специалисты по паровой тяге. Уже давным-давно нету ни бригад на паровозы, ни специалистов деповского ремонта. Даже растопка холодного паровоза - процедура настолько замысловатая, и занимает так много времени, что даже и говорить не о чем.
- Паровозы никак не смогут работать с современными системами связи и сигнализации до их переоборудования и установки соответствующих приборов. А это опять время и ресурсы. Не, ехать можно и без локомотивных светофоров и даже без радиостанции, но меееееедленно и печаааально
- Пассажирские поезда таскать паровозами муторно: пассажирские вагоны отапливаются электричеством. Есть, конечно, резервное отопление вагона углём, но как там с ним обстоят дела, если этой шнягой не пользовались лет 40, а на современных вагонах это вообще вспомогательный режим отопления?
Отсюда вывод: как альтернатива тепловозной и электровозной тяге применяться может, но с ограничениями, со снижением веса поездов, проседанием участковых скоростей, и следовательно, падением пропускной способности участков. Если грубо прикинуть, раз в пять примерно перевозочная способность упадет. Начало эксплуатации паровой тяги - это гарантированные взрывы котлов, притом, рискну предположить, не единичные. А паровозов-то и так не шибко много.
И из Европы тягой помочь не смогут: евроколея 1430 мм, наша 1520 мм. Царь Николай №1 выбрал, блин, нам американскую пятифутовую колею...
Удары по энергоинфраструктуре не только не дают использовать электротягу, они ещё лишают внешнего питания системы СЦБ (сигнализация, централизация, блокировки) и связи на железной дороге. Не будут работать стрелки, управляемые дистанционно, светофоры, перестанет функционировать блокировка перегонов, позволяющая выпускать на перегон между станциями больше чем один поезд. Есть, конечно, резервное электроснабжение от дизелей, но как там у них с ресурсом и вообще с техническим состоянием?
Короче, одни проблемы