https://www.youtube.com/watch?v=fMS0MVxg4DAКомментарии к этому ролику и презентации:
С самого первого пункта начинается манипуляция и подмена понятий.
Цитата1.ГУМАНИЗМ (поменьше стресса, инклюзивное образование, экзамены ведут к суицидам и т.д. и т.п.)
Перечисленное в скобках гуманизмом не является. Гуманизм – это вот это вот:
Гуманизм — система построения гуманного человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека.
Гуманность или человечность — любовь и внимание к человеку, уважение к человеческой личности; человеколюбие. Система установок личности по отношению к человеку, группе, обусловленная нравственными нормами и ценностями, представленная в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, помощи.
В узком смысле поступать гуманно - стремиться не причинять человеку вреда, насколько это возможно, но в то же время поступать справедливо.
В жизненном и психологическом смысле человечность как качество и существенное свойство человека включает в себя:
альтруизм;
нравственность как совокупность жизненных правил поведения, реализующих альтруизм и подавляющих эгоизм;
волю, как душевную силу, реализующую альтруистическое и нравственное поведение в борьбе с собственным и чужим эгоизмом.
Поэтому не вижу ничего плохого в гуманизме.
Цитата2. ПРАВА РЕБЁНКА (на хамство во время уроков, на тройку в любом случае, на ничегонеделание, короче говоря)
Опять подмена понятий.
Права ребенка – это: право на отсутствие буллинга в его школе неважно с чьей стороны; право на вежливое отношение к себе как к личности и отсутствие хамства со стороны учителя; право на объективное рассмотрение поведения ребенка в школе; право на соответствующий учебный и педагогический уровень сотрудников школы и т.д.
Однако в школе права ребенка должны быть неотделимыми от прав учителя: права на защиту от хамства и угроз со стороны ученика и/или его родителя (включая юридическую поддержку при необходимости); права на объективное рассмотрение работы учителя и т.д.
Но тут ведь ничего нового в излечении от хамства нет – например, 3 повтора хамства и ученик покидает школу навсегда без возможности восстановления любым способом. Просто это должно делаться – прописываться в документах, родители должны предупреждаться и это правило без задержек применяться.
Цитата3. НОВЫЕ МЕТОДИКИ ВЕДЕНИЯ УРОКОВ (учителя-новаторы, геймификация, ученики проверяют работы и т.д. Петерсон: «Что ты ещё не знаешь? Составь план» и т.д.)
А что плохого в новых методиках? Научно-технический прогресс не останавливается, общий объем знаний растет, средства коммуникации интенсивно развиваются, структура и уровень развития общества меняются, сложность человеческого сознания меняется… И при этом методики что, должны быть на уровне начала 20-го века? И не меняться веками?
«Что ты еще не знаешь?» Автор возможно удивится, но на этот вопрос вполне можно ответить и даже составить план.
Например, я могу не знать даже названия науки астрономии, но я могу сказать, что я не знаю, почему Солнце так движется по небу, что такое Луна и что такое звезды. И сделать план:
1.Узнать у учителя или у родителей или у старшеклассников или самостоятельно - где я могу узнать об этом.
2.Провести поиск (получить информацию) хотя бы по названиям.
3.Узнать у учителя правильную ли информацию я получил.
4.Решить достаточно ли информации я получил? Если нет, то см. п. 1.
И при таком подходе я вполне могу получить более широкие и глубокие знания, чем от лекции на уроке.
Цитата4. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ (ученик сам себе выбирает, что учить, а что нет. Что, думаете, он выберет?)
ЕМНИП, там немножко по-другому.
Есть базовый обязательный объем, а остальное уже по выбору.
Условный пример. Обязательным является знание о том, что Земля имеет форму шара. Но учащийся, если ему интересно, может выбрать для себя более подробные занятия, на которых ему расскажут что такое эллипсоид вращения, геоид, референц-эллипсоид – и чем они друг от друга отличаются.
По-крайней мере для старшеклассников это вполне неплохая схема, заодно позволяющая оптимизировать нагрузку.
Цитата5. ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ШКОЛ (смерть деревенским школам, а значит, и сельской жизни вообще)
Нужно просто ввести минимальный неуменьшаемый базовый уровень для любой школы и к нему уже добавлять подушевое. В самом по себе подушевом ничего такого странного нет, в конце концов здание на 1000 человек расходует ведь больше, чем на 10.
Цитата6. ДИРЕКТОР - ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР (директором должен быть учитель, знающий «кухню»!)
Да, он обязательно должен знать кухню, но он при этом одновременно должен быть и эффективным менеджером.
Цитата7. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (их не существует, это кабинетный миф. Но в отчёты - входят!)
Они есть, просто их нужно по-другому называть и не придавать им такого значения.
Цитата8. ЦИФРОВЫЕ ПОМОЩНИКИ (УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ И Т.Д.) - важнейшая тема, см. ниже об этом
А что в этом такого плохого?
Цитата9. SOFT SKILLS (ВМЕСТО ПРЕДМЕТНОЙ БАЗЫ) - либерастический вздор, в угоду сегодняшней моде
Очень мягко говоря, автор тут не прав от слова совсем. М.б. как раз потому, что автор не педагог, а ученый-математик. И для понимания этого просто сидеть на уроках недостаточно…
Гибкие навыки – НЕ вздор. Например, такой гибкий навык как коммуникативность. Он нужен просто везде и для каждого. Жизненно нужен…
И роль школы и допобразования тут велика, т.к. родители могут таким навыком не владеть.
И не вместо предметной базы, а вместе с предметной базой. Но в каких-то случаях развитие гибких навыков значимее и это легко доказывается.
Цитата10. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ НАВЫКИ (без солидной предметной базы их в принципе не может возникнуть)
Вполне может. Если все места применения межпредметных связей заранее прописаны в учебной программе.
Цитатакак лошадь нельзя доить в отсутствии жеребенка, так и большинство детей не могут учиться в отсутствии значимого для них взрослого – если не для лекции, то для поддержки и поощрения.
Вот так и проявляется нахождение не в теме и манипуляторство.
Автор сравнивает несравнимое. Дойка обеспечивает _биологическую_ потребность, наличие же взрослого обеспечивает воспитание, образование и психологическую поддержку. Но если взрослого не будет, то все это будут давать другие акторы – компания друзей, книги, фильмы, блоги и т.д.
И в каких-то случаях, в силу ГПП, без взрослого будет даже лучше.
Но дистанционка не означает отсутствия взрослого, она означает, что взрослый просто будет на экране. Или рядом с ним в семье, ведь «взрослый рядом» вовсе не означает «учитель рядом». Это может быть «папа рядом» или «педагог дополнительного образования рядом» и т.п.
ЦитатаВо время ковида цифровизация пошла маршем покорять школу. Были вложены огромные средства в разработку всяких интернет-уроков, учебников и так далее «в помощь обучающимся» (на деле это было просто освоением бюджета).
Насчет освоения – не мешало бы привести пруфы.
А цифровизация так проходила м.б. просто потому, что так массово было в первый раз, да и проводилось без опыта, без нужных учебных роликов и т.д.
ЦитатаСТАНОВИТСЯ ОЧЕВИДНЫМ, ЧТО ЖИВОГО УЧИТЕЛЯ НЕ ЗАМЕНИТ НИКАКОЙ ЭКРАН, НИКАКИЕ ПРЕКРАСНЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ.
См. выше – заменит.
Просто как пример – два ютюб-канала – «Космос просто» и «Улица Шкловского» - вполне могут заменить стандартное лекционное изложение астрономии живым учителем. И дети на астрономии вполне могут «тыкать в мобильники», просматривая эти каналы.
ЦитатаДети смотрят на экран как баран на новые ворота
Странно… А вот на экран своего мобильника они так не смотрят. Может дело не в экране? Может просто кто-то не умеет сделать урок интересным для детей?
ЦитатаДети же (вместе с учителями и директорами) дружно обманывают систему, подделывая результаты тестов и проверочных работ.
Тесты нужно проводить по-другому и другие.
ЦитатаПОЗИТИВНАЯ ПОВЕСТКА ПО СПАСЕНИЮ УЧИТЕЛЬСКОГО СОСЛОВИЯ
Не спасать его нужно, а переделывать, делая его более профессиональным и соответствующим уровню страны.
Цитатароссийский учитель в настоящее время находится в беде
Это не означает, что нужно поощрять непрофессионализм.
ЦитатаГлавная функция аудиторов – привлечь к участию в опросе как можно большее число работников системы школьного (только школьного!) образования.
А почему только школьного? А как насчет дополнительного? Или просто потому, что в доп больше педагогов, которых он не понимает?
ЦитатаВЕРНУТЬ СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОМУ УРОКУ
Нужно не возвращать содержание, а насыщать урок современными методиками.
ЦитатаЕ. Создание базы "золотого учительского фонда'', критерии - по отзывам самих выпускников, учреждение для этих учителей пожизненных стипендий 100 000 рублей в месяц, включение их в программу передачи опыта младшим коллегам;
Высокая з/п не означает высокого уровня профессионализма.
ЦитатаЖ. Обязательная сдача смартфонов на входе в школу. Без этого пункта не запустится ничего
Ясно. Класс отвлекается и тут два варианта – можно отобрать, а можно заинтересовать и мотивировать. И конечно предлагается наше типичное – вместо нормального решения проблемы – используем принцип «отобрать и не пущать».
Вполне запустится. Нужно просто не потакать непрофессионализму некоторых учителей, не умеющих привлечь внимание класса, не умеющих сделать свой урок более интересным, чем мобильник, не умеющих использовать мобильник как способ освоения материала.
К тому же, есть нюанс. Смартфон может быть достаточно дорогим. И это собственность, имеющая владельца. И возникает вопрос – кому и куда сдавать? И под чью ответственность за физическую сохранность и сохранность личных данных и переписки?
Сдавать в индивидуальные ячейки? Тогда в каждой (!) школе нужно поставить до пары-тройки сотен минисейфов, по сути. А места хватит? А в какие деньги это обойдется?
Или охраннику в общую кучу?
Ну и вот еще кусок из старого текста Кравецкого:
«многие, «уткнувшиеся в мобильник», на нём именно что читают — книги и статьи. Кто-то, конечно, играет или смотрит фотки, но даже это как-то более интеллектуально ……Не, друг, это не «они деградировали», а ты от них отстал, если не в курсе, что на мобильнике большинство занятий довольно интеллектуальные, причём львиная их доля включает чтение. Они, вот, в курсе и видят в них интерес, а ты — нет. … «Играют на мобильнике», блин. Не задаться ли вопросом: «а во что они там играют»? А ну как игры твоего детства вида «кинул кубик — механически передвинул фишку» были чуть–чуть тупее современных, задействующих реакцию, комбинаторное и стратегическое мышление, способности к планированию и умение решать головоломки?…Хотя, постойте, а, быть может, попробовать рассказывать на уроках что-то, что сравнимо по интересу хотя бы с самыми примитивными компьютерными играми? Что хотя бы на этом уровне задействует мозг и внимание, вызывая одновременно с тем интерес ……Это ж трэш и угар: у людей без официальных регалий и статусов видеолекции по истории на три порядка лучше … И что-то им не мешает увлечённость людей «тыканием в мобильник» — у их лекций миллионы и десятки миллионов просмотров.Может быть, дело всё-таки не в «мобильниках», а в том, что это вы не можете дотянуть даже до самого низкого уровня современных технологий, воплощённого в этих самых мобильниках?» Цитатасейчас имеет место поголовная смартфонная наркомания.
Нет, просто НТП привел к появлению нового, массового, эффективного инструмента для передачи информации, развития мышления, социализации и повышения безопасности ребенка за счет постоянного пребывания «на связи».
Да, и автор видимо не понимает, что в отсутствии смартфонов ученики прекрасно могут отвлекаться на: переброс записочек, крестики-нолики, перемещение портфелей/сумок в классе по в круговую по всем партам, плеер, рисование картинок в учебнике/тетради и т.п.