Анатолий Носович: "Я мог сдать Царицын белым..."Противостояние белых подпольщиков и И.В. Сталина в штабе Северо-Кавказского военного округа
Несколько лет назад во Франции автором этих строк был обнаружен уникальный личный архив белого агента в Красной армии генерала Анатолия Леонидовича Носовича (1878-1968). Документы офицера позволили приоткрыть завесу тайны над событиями обороны Царицына в 1918 г. и противоборством комиссаров во главе с И.В. Сталиным и белых подпольщиков в штабе Северо-Кавказского военного округа.
Мог ли Анненков-юнкер представить, что будет творить генерал-майор Анненков?ЦитатаБорис Анненков - это обыкновенный человек, которому выпал жребий жить в необыкновенное время. И оно наложило неизгладимую печать на его жизнь и судьбу. В один год с ним родились бард Александр Вертинский, поэт Анна Ахматова, авиаконструктор Игорь Сикорский, командир первого в истории Русской армии женского батальона смерти Мария Бочкарёва, военачальник Павел Дыбенко и один из создателей и руководитель советской военной разведки Ян Берзин. В этот же год появились на свет Чарли Чаплин и Адольф Гитлер.
Борис Анненков, потомственный дворянин, сын подполковника и выпускник Александровского военного училища (училище увековечил Александр Куприн в романе "Юнкера"), стал профессиональным военным. Первая мировая война быстро продвинула его по ступеням карьерной лестницы. Но в этом не было ничего необыкновенного. А вот то, что он выдвинулся как командир рейдового отряда, действовавшего в тылу врага, говорит о многом. Офицер воевал, не рассчитывая, что фланги его подразделения защитят соседи, а из тыла в нужный момент подойдут резервы. Он привык рассчитывать лишь на самого себя и своих подчиненных. В боях заслужил Георгиевское оружие и "Георгий с веточкой" - исключительную награду, которую офицер мог получить лишь за выдающееся личное мужество в бою и лишь по "приговору солдат" подразделения.Таковых во всей армии было чуть более 350 человек - от прапорщика до генерал-лейтенанта.
"Георгий с веточкой" - высочайшая оценка безукоризненного поведения офицера в бою со стороны солдат. Чтобы заслужить эту награду, надо было не только рисковать жизнью под неприятельскими пулями, требовалось нечто большее - сродниться с солдатской массой, стать с ней единым целым. Анненкову удалось невозможное: он стал своим для казаков, веками хранивших заветные предания о казачьей вольнице и подвигах Ермака, с небольшим отрядом завоевавшим огромную Сибирь. Он мог бы сказать о себе словами Николая Гумилёва из сборника "Путь конквистадоров": "Я пропастям и бурям вечный брат".
"Борька Анненков, бандит"ЦитатаБессмысленность спора о белых и красных - кто был озлобленнее и страшнее - подтверждает судьба одной из самых мрачных фигур Гражданской войны
Во главе Белого движения стояли очень разные люди. Среди них были и выдающиеся ученые (Александр Колчак), и видные военачальники (Антон Деникин, Николай Юденич), и известные писатели (Петр Краснов). Но были и люди принципиально иного склада, особенно на далеких окраинах бывшей империи.
Генерал Владимир Манштейн: Лебединая песня дроздовцаЦитатаСын героя Шипки и герой Первой мировой войны прошел кровавый путь "истребителя комиссаров" с жестокой развязкой вдали от Родины
Его отец-офицер Владимир Карлович фон Манштейн сражался на Шипке в Русско-турецкую войну 1877-1878 гг. С немецкой дворянской приставкой "фон" вписали в официальные документы и Манштейна-младшего, родившегося в Кременчуге, уездном городе Полтавской губернии 3 (15) января 1894 года. Но и отец, и сын всю жизнь подписывались без "фона", осознавая себя русскими и только русскими.
"Безрукий Черт"
"Капитан был очень популярен в войсках и очень боевой". Эту репутацию Манштейн приобрел, похоже, еще в 1918 г.8, но подлинной Белой легендой он стал в 1919-м. В январе этого года его полк был назван 2-м (в августе - 1-м) Офицерским стрелковым генерала Дроздовского; в мае капитана Манштейна произвели в полковники (чин подполковника в Добрармии был тогда отменен), а в сентябре 25-летний полковник принял вновь сформированный 3-й Офицерский стрелковый генерала Дроздовского полк (в апреле 1920 г. из названия убрали слово "офицерский").
В июне 1920-го, в 26 лет, "худенький мальчик" стал генерал-майором!
В сентябре - помощником начальника стрелковой генерала Дроздовского дивизии 28-летнего генерал-майора А.В. Туркула.
Дроздовские части - в малиновых фуражках с белым околышем и малиновых погонах с белым кантом - были лучшими войсками белых. К крепкой дисциплине и высочайшему духу у них добавлялись особые задор и напористость.
Задорно, как дробь, отбивая удары,
Стремясь безудержно вперед,
Как будто бы сзади пылают пожары,
В сознаньи, что Родина ждет,
В малиновом блеске, вперед и вперед,
Дроздовского сила идет.
Под яркой малиной, вперед и вперед,
Стрелковая сила идет!9
Это были лучшие войска жестокой и бескомпромиссной Гражданской войны - где особенно важно морально подавить противника! И лучшие дроздовские командиры Антон Туркул и Владимир Манштейн, писал "дрозд" же Иван Лукаш, - "это дикое безумие дроздовских атак во весь рост без выстрела, это немое бешенство непобедимых дроздовских маршей", "это беспощадные массовые расстрелы, лохмотья кровавого мяса и подбородки, раскроенные вороненой рукоятью нагана". Это "нечеловеческое бесстрашие храбрецов, миф о Дроздах, что боевых героев ставили под расстрел за украденную мужицкую курицу, что ходили под огонь пулеметов не сгибаясь"10...
Но Манштейн выделялся даже на фоне Туркула - "Безрукий Черт [так звали его красноармейцы. - А. С.], холодный, как машина, истребитель комиссаров. Манштейн - героическая легенда Белой Армии. Манштейн - страшная выдумка огня, смерти и крови. Манштейн - дыхание, сердце, ритм Белого боя"11.
Это Манштейн - "тихий, застенчивый, с мягкими чертами лица" - слыл "офицером исключительной доблести", с "огненной душой" и "величайшим мужеством"12.
Это он штыковыми атаками захватывал бронепоезда.
С 40 стрелками на тачанках и подводах и конными ординарцами преследовал красную конницу.
Единственной рукой отвинчивал гайки, снимая рельсы в тылу красных.
Рубил шашкой взятого в плен бывшего кадета и задыхался от ненависти, допрашивая бывшего полковника.
"Ах, ты, твою мать!.. Дослужился, твою мать!.. - повторял полковник Манштейн, ввинчивая ствол нагана в плотно сжатые зубы пленного. - Военспецом называешься? А ну, глотай!"13
...
В сентябре 1921-го дроздовцев перевезли в Болгарию.
Средства на содержание армии у Врангеля истощились, и в 1922-1924 гг. ее личный состав постепенно распустили искать работу.
Но однорукий Манштейн физическим трудом заниматься не мог. Пытался продавать газеты, но, видимо, и это оказалось тяжело. А интеллигентной гражданской профессии у него не было.
Пришлось вместе с женой жить на пенсию отца, назначенную тому болгарами, - как участнику освобождения Болгарии от турок. Калека бедствовал. Почему не работала его жена и почему Манштейн не пошел в Русский инвалидный дом, остается неясным.
Жена стала настаивать на разводе.
Надежда вернуться в Россию таяла.
19 сентября 1928 года, в городском парке Софии, Владимир Манштейн в последний раз проявил презрение к смерти - застрелил жену и застрелился сам.
Офицера-самоубийцу в знак уважения отпели в храме.
"Жму вашу руку. Миллер"ЦитатаЧто можно прочитать между строк прощального письма белого генерала
P.S. Открытка генерала Миллера с его пожеланиями быть верным Традициям, царю; и роодолжить борьбу осталась бы просто дружеским поздравлением, если бы не дата - 19 августа 1937 года. Через месяц, 22 сентября, генерал-лейтенант отправится на свидание с генералом Николаем Скоблиным, который должен был отвезти Евгения Карловича на встречу с немецкими военными атташе. Это была ловушка. Миллера схватили агенты НКВД и переправили в Москву. 11 мая 1939 года он будет расстрелян.