Джеймстаунский фонд - 09 апреля 2023 года, 12:00 по Гринвичу
- Китай и Турция возглавляют строительство арктических ледоколов.
- Война в Украине изменила приоритеты Кремля, и у Москвы стало меньше бюджетных средств для финансирования арктических программ.
- Некоторые в России встревожены перспективой того, что Китай находится на пути к тому, чтобы стать доминирующей державой не только на СМП, но и на большей части территории России.
В результате развития событий, имеющих огромные последствия как для международной торговли, так и для контроля Москвы над ее обширными регионами в северной части страны, которые не связаны с центром автомобильными или железными дорогами, Российская Федерация быстро теряет свое историческое господство над Северным морским путем в Китай и Турцию. Действительно, эти две страны сейчас строят ледоколы рекордными темпами, поскольку Кремлю пришлось отложить или даже отменить свои планы по строительству новых российских ледоколов из-за дефицита бюджета, вызванного войной президента Владимира Путина против Украины, коррупцией и другими проблемами в российской судостроительной промышленности. Кроме того, отрасли мешают конкурирующие требования российских адмиралов, которые хотят новый авианосец, а не ледоколы, и сотрудников службы безопасности, которые больше озабочены обеспечением связи Москвы с пунктами на российском Севере, чем сохранением Северного морского пути (СМП) открытым (
Topwar.ru , 20 ноября 2020 г.;
Окно в Евразию, 30 мая 2021 г.). Это событие застало многих наблюдателей врасплох, поскольку они предположили, что изменения климата, которые привели к сокращению ледового покрова в Арктике, снизили важность ледоколов как ключевого элемента контроля за СМП. Но это предположение основывается на неправильном представлении о природе изменения климата. Не везде это происходит одинаковыми темпами и в одном направлении. Следовательно, в то время как большая часть планеты нагревается, в некоторых местах становится холоднее, по крайней мере, в настоящее время. И, таким образом, хотя большая часть Северного Морского пути в последние годы освободилась ото льда, некоторые его части сейчас страдают от большего, а не меньшего количества льда. Так обстоит дело в восточной части этого арктического маршрута, где расположены многие из наиболее важных месторождений природных ресурсов, и у России нет ледоколов или судов, способных выдерживать лед (
The Barents Observer, 16 ноября 2022 г.).
Три года назад, в надежде решить эту проблему, Кремль объявил о новой программе строительства ледоколов, которая предусматривала строительство трех сверхразмерных ледоколов, способных пробивать толщу льда до 4 метров — то, чего не может сделать ни один ледокол, находящийся в настоящее время в эксплуатации. Перспективы таких гигантских кораблей привлекли воображение россиян, но вскоре стало очевидно, что Москва не сможет позволить себе строить такие суда в ближайшее время. В связи с этим у России не только нет денег, но и Москве не хватает верфей, необходимых для их строительства. В результате планы по строительству двух из трех судов были отменены, а запланированная дата поставки третьего была перенесена с 2027 года на 2030-е годы. Одна из причин задержки - ироничная рана, нанесенная самому себе: российские войска разрушили украинский завод, где производились детали для судна. Теперь некоторые российские наблюдатели сомневаются, что судно когда-либо будет построено (The Barents Observer,
1,
30;
Коммерсант, 28 марта).
Эти российские проблемы открыли путь для Китая и Турции, двух стран с крупной судостроительной промышленностью, к участию в новой гонке по строительству ледоколов и, таким образом, доминированию на СМП — гонке, в которой Россия оказывается в особенно невыгодном положении, потому что она не сможет догнать Китай или Турцию в ближайшее время. В результате России почти наверняка придется пойти на уступки Пекину и Анкаре в надежде убедить их сотрудничать в использовании СМП. Эти уступки, скорее всего, примут форму бартерных соглашений, в рамках которых Пекин и Анкара помогут Кремлю сохранить некоторый контроль над восточной половиной СМП в обмен на долгосрочный доступ к сырью на севере России и контроль над ним. И у этих двух стран есть особые рычаги влияния, учитывая, что последствия западных санкций означают, что ни Китай, ни Турция в последние месяцы не отправляли суда через СМП (
The Barents Observer, 22 августа 2022 г.;
Newsite.gecon.ru , дата обращения 3 апреля).
Как показал недавний московский саммит между президентом Китая Си Цзиньпином и Путиным, Пекин полностью готов оказать давление на Кремль, рассчитывая, что Китай, а не Россия, станет доминирующим игроком в восточной части СМП почти сразу и в конечном итоге на всем маршруте. Эта позиция была подчеркнута китайскими заявлениями о том, что вскоре будет введен в строй ее третий ледокол и что за ним вскоре последуют другие ледоколы того же класса (
The Barents Observer, 10 декабря 2021 г.; см.
EDM, 28 марта). Кроме того, Китай участвует в строительстве китайских доков в пяти наиболее важных портах вдоль арктического побережья России — Мурманске, Сабетте, Архангельске, Тикси и Уздене — наряду с китайскими железнодорожными линиями в регионе (см.
EDM, 9 марта;
Sovsekretno.ru , дата обращения 3 апреля).
Неудивительно, что некоторые в России встревожены перспективой того, что Китай находится на пути к тому, чтобы стать доминирующей державой не только на СМП, но и на большей части территории России. Они надеются, что Москва сможет обуздать Пекин с помощью сочетания пряника — доступа к ресурсам — и кнута - противодействия любым грандиозным китайским планам в регионе. Тем не менее, в настоящее время Пекин одерживает верх, и Кремль, похоже, соглашается, потому что его официальные лица не видят никакой эффективной альтернативы, если Россия хочет поддерживать тесные связи с Китаем — статус, необходимый для поворота Путина от Европы к Азии (см.
EDM, 28 марта).
Если действия Китая привлекли внимание, то действия Турции и поддержка их Россией - нет, что тем более примечательно, что турецкие верфи могут быть в состоянии производить больше, но меньших по размеру ледоколов, чем их китайские аналоги. Максим Кулинко, заместитель директора российского агентства по СМП, говорит, что Турция, как и Китай, будет строить небольшие неатомные ледоколы для этого маршрута. Передавая его слова, российское информационное агентство
Rex говорит, что у Москвы нет выбора, кроме как работать с турецкими и китайскими фирмами, потому что она не может самостоятельно производить необходимые суда. В то же время, однако, издание добавляет, что Кремль должен убедиться, что он может сдерживать политические амбиции этих двух стран. Это будет непростой задачей — как по СМП, так и на Севере России, — особенно учитывая, что вызовы теперь исходят с двух направлений, а не только с одного (
Iarex.ru , 28 марта).
https://oilprice.com…nance.html