Новая парадигма
4,082,650 29,010
 

  wwm ( Слушатель )
11 июн 2023 00:37:25

Способы мышления. Часть 18

новая дискуссия Аналитика  136

Предупреждение: Текст состоит из цитат, вырванных из контекста, кроме второго спойлера. Все цитаты приведены без ссылок, для анонимизации авторов при прочтении. Источник цитат можно найти в интернете.

https://www.youtube.…T8-deQDZwk
"Сначала намечались торжества, потом аресты, потом решили совместить."

Новые достижения в науке и философии постепенно устраняли прежние европейские разногласия из-за традиций и вер. Стремительное наступление рационализма по многим фронтам – в физике, химии, астрономии, истории, археологии, картографии – укрепляло новую, светскую веру в разум, предрекая, что раскрытие всех тайн природы ныне – только вопрос времени.

…Истинное мироздание было наконец открыто: оно стало развивающейся, всё более совершенствующейся системой познания мира…
Начиная с представлений о Земле и кончая представлениями о Сатурне, от истории неба до истории насекомых, наука о природе совершенно изменила свой вид. А вслед за нею и все другие науки приобрели новую форму… Открытие и применение нового метода философствования возбуждают не только энтузиазм, сопровождающий все великие открытия, но также и всеобщий взлет идей. Все эти причины вызвали к жизни настоящее брожение умов. Брожение это, действующее во всех направлениях, неудержимо обратилось на всё, что попадается на его пути, подобно вышедшему из берегов, сметающему дамбы потоку.

Каждая эпоха имеет свой лейтмотив, набор убеждений, который объясняет вселенную, вдохновляет или утешает человека, предоставляя ответы на множество текущих вопросов. В Средние века эту роль выполняла религия; в эпоху Просвещения – рацио; в девятнадцатом и двадцатом столетиях – национализм в сочетании с пониманием истории как движущей силы. Наука и технология являются определяющими понятиями нашего времени. Они принесли достижения, направленные на обретение благополучия, – достижения, не имеющие прецедентов. В своем развитии они преодолевают традиционные культурные ограничения. Увы, но они также создали оружие, способное уничтожить человечество. Технология породила средства связи, гарантирующие мгновенный контакт между физическими лицами или структурами в любой части земного шара, а еще позволила хранить и извлекать огромные объемы информации одним нажатием кнопки. Но какими моральными принципами руководствуется эта технология?

В современном мире человеческое сознание формируется через «фильтр», подобного которому прежде не было. Телевидение, компьютеры и смартфоны предлагают «тройное» и почти постоянное взаимодействие с экраном сутки напролет. Общение с другими людьми в физическом мире ныне безжалостно вытесняется виртуальным миром сетевых устройств.

При всех благах, которые принес Интернет, он сосредоточен больше на актуальном, чем на протяженном во времени, на фактах, а не на концепциях, на общих ценностях, а не на интроспекции. Знание истории и географии уже не принципиально для тех, кто может получить эти данные нажатием кнопки.

Последствия революции ощущаются на всех уровнях человеческого общества. Люди со смартфонами… владеют информацией и аналитическими мощностями, недоступными многим спецслужбам всего поколение назад. Корпорации собирают и мониторят данные, которыми обмениваются владельцы смартфонов, и в результате получают влияние и возможности, превосходящие возможности многих современных государств и более «традиционных» компаний. Правительства, опасаясь уступить соперникам, вынуждены идти в киберпространство – практически на ощупь. Как и в случае с любой другой технологической инновацией, велико искушение увидеть в этом новом мире стратегическое преимущество.
Изменения произошли так быстро, что помешали множеству экспертов, лишённых технического опыта, трезво оценить их глобальные последствия. Они увлекают человечество в области, прежде невозможные и по-настоящему таинственные. В результате многие из самых революционных технологий и методов ограничены в использовании только возможностями и моральными принципами наиболее продвинутых в техническом отношении людей.

В эпоху Интернета мировой порядок часто приравнивается к утверждению, что если люди имеют возможность свободно получать и обмениваться информацией, то врождённое человеческое стремление к свободе рано или поздно реализует себя, а история будет двигаться «на автопилоте». Однако философы и поэты уже давно выявили в мыслительном процессе три составляющие: информацию, знания и мудрость. Интернет фокусируется на информации, распространение которой он обеспечивает в геометрической прогрессии. Появляются всё более сложные системы, позволяющие, в частности, отвечать на фактические вопросы, сами по себе стабильные во времени. Поисковые системы обрабатывают комплексные запросы всё быстрее. Тем не менее избыток информации парадоксальным образом препятствует приобретению знаний – и вынуждает мудрость отступать даже дальше, чем раньше.

Сдвиг в человеческом сознании может изменить саму природу человека и характер взаимодействия людей, вследствие чего человек перестанет быть самим собой.

Прежнее разделение на информацию, знания и мудрость исчезает.

Первоочередное внимание сегодня в общественном сознании привлекают события, о которых рассуждают люди, чей статус обеспечивают способность и умение драматизировать… Многие из них стремятся насладиться моментом экзальтации, прежде всего воспринимая свою роль в происходящем как получение эмоционального опыта.

Прославляемые как прорыв в отношениях между людьми, социальные медиа поощряют обмен максимальным количеством информации, личной и политической. Людей убеждают размещать в Сети самые сокровенные мысли – на общедоступных веб-сайтах, управляемых компаниями, чья внутренняя политика, даже если это публичные компании, в значительной степени неведома рядовому пользователю. Наиболее щекотливые сведения рекомендуется публиковать только для «друзей», но число последних может достигать нескольких тысяч. Одобрение – вот цель; не будь этого стремления, обмен личной информацией, возможно, не распространился бы настолько широко и не приводил бы порой к печальным последствиям. Лишь самые стойкие личности могут противостоять неблагоприятным суждениям окружающих, многократно размноженным в цифровом формате. Общение ведется ради одобрения, а не ради обмена идеями; главное – разделить эмоции. И мало кто в состоянии не поддаться общей экзальтации в толпе якобы единомышленников. Эти сети – первые в истории человечества институты, свободные от непреднамеренных злоупотреблений и, следовательно, лишенные традиционных сдержек и противовесов.

Сущность подобных потрясений в том, что хотя обычно они подкреплены силой, их главнейший удар – психологический. От тех, на кого направлена атака, требуется защищать не только свою территорию, но и базовые принципы своего образа жизни, моральное право на существование, право жить и поступать так, как прежде, до брошенного вызова, считалось само собой разумеющимся.

Можно установить три типа понимания отношений между Богом и человеком. 1) Трансцендентный дуализм подчиняет внешне волю человеческую воле Божьей. Две природы остаются чуждыми, разорванными, внеположными. 2) Имманентный монизм метафизически отождествляет волю человеческую и волю Божью, отрицает всякую самобытность за человеческой природой и видит в человеке лишь одно из проявлений жизни Божества. Человек есть лишь преходящий момент в раскрытии и развитии Божества. 3) Творческий христианский, богочеловеческий антропологизм признаёт самостоятельность двух природ, Божьей и человеческой, видит взаимодействие Божьей благодати и человеческой свободы… Человек не раб и не ничтожество, человек – соучастник в Божьем деле творческой победы над ничто. Человек нужен Богу, и Бог страдает, когда человек этого не сознает. Бог помогает человеку, но и человек должен помогать Богу. Это и есть эзотерическая сторона в христианстве.

КОНСПЕКТ


Часть XXIV


Этапы влияния Духа. (Пример исторического анализа на одном из вариантов.)



Про-Явление Духа из Хаоса.

"И Дух Объявил себя".


Носитель Духа.

Дух Являет себя Субъекту через Представления. Одно из Представлений Субъект Выбирает и доносит до Общности.


Развитие Духа через Последователей Веры.

Общность сохраняет Представление через Веру.  Вера закрепляется в Общности через Представление Непознаваемого.
Для Субъектов Объединение в Вере снимает Страх, даже перед Смертью.


Приведение Власти к Вере.

Через Веру власть создаёт для себя сакральность и приоритет.


Дух во Власти.

Строительство Храмов для обозначения присутствия Веры во Власти. При-Ведение Племён к Вере.


Появление Народа носителя Духа.

Единое культовое пространство создаёт единую культуру Племенам. Про-Явление Народа.
Единение и Грамотность для Народа через по-Знание Веры.


Влияние Духа Народа на Дух Власти.

Власть поклоняется Вере, для создания Представления в Народе о своей сакральности. Признаётся Народу в своём подчинённом положении к Вере.
Власть призывает народ: "за Веру".


Дух Власти против Духа Народа.

Представление иных "Сакральных Знаний" создаёт иную Веру для Власти и отдаляет её от Веры Народа.
Разделение на Дух Власти и Дух Народа.
Вместо Веры народу Представляется Страх перед иными "Сакральными Знаниями" у Власти.
[В сущности - это повторение этапа "Приведение Власти к Вере", но с другой Верой.]


Раз-Деление Духа Народа через Веру в Познаваемое.

Непознаваемое создаётся из Познаваемого с помощью ограничения Времени.
Если время становится меньше Времени Познавания, то Познаваемое на это время может представляться Непознанным.
Прекращение процесса познавания может перевести это Непознанное в Непознаваемое, а это уже принимается как Вера и переходит в область Духа.
Таким образом Вера может наполняться не только долгоживущими Догмами, но и текущими идеологическими принципами:
«Только исключительное принятие желаемого за действительное могло привести лидеров демократических стран к вере...» (Генри Киссинджер. [Вырвано из контекста.])


Уничтожение Веры Народа.

Множественность духовных практик снимает влияния единого Духа Народа на Власть. Культурная раздробленность. Преклонение Племён перед Сакральной властью. Снятие Страха Смерти, через замену ожидания Смерти её выбором.


Хаос Духа.

Появление племён, объединённых не по родовым связям, а по множественным неустойчивым духовным практикам.
Исключение Единого Духа из Общности. Свобода не Духа, но Тела.


Проявление Духа из Хаоса.

Страха перед Смертью нет. Страха перед Миром нет.
Создаётся страх перед ино-Верцами.
Догмат "Свобода Духа" заменяется на "Свобода Тела": Субъект - это Тело.

Веря в правопорядок, она [страна] с трудом способна примирить веру в мирные перемены и тот исторический факт, что почти все значительные перемены в истории были связаны с насилием и переворотами.
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  zhyks ( Слушатель )
11 июн 2023 08:25:48

откуда информация? От первого лица? Или от третьих лиц через первое лицо? Или наоборот? Вопрос не праздный.
.
МРТ мозга позволила сопоставить некоторые отдельные мысли и слова с картиной МРТ. 
Легко получается сопоставить пространственное ориентирование с картиной активности мозга. 
Но вот не различает МРТ от какого лица идет слово. От первого или третьего. Нет разницы между Я и ОНИ. Одно и то же.
.
С пространственным ориентированием как бы понятно. Базовый инстинкт. Доразумный. Как поесть, размножиться, свить гнездо. Никто не учил.
.
Но как мозг повествует не разделяя Я и ОНИ. 
Представьте, что для мозга картина чего-то относительно Я и относительно ОНИ неразделимы ничем. Только есть понимание чего-то или его нет.
.
Чтение мыслей  
.
(с 1мин до 5 мин) 
(про старение это там о мухах)
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
  Masiax ( Слушатель )
12 июн 2023 06:15:57

    Такие они , эти способы мЫшления , в 18 частях,  да в (южно - русским) украинском стиле ...

    А в русском стиле !?,  
 так есть -  у меня : статья полностью здесь - "Обзор и дополнение к  "Заповеди Субботы" , по ссылке:  http://samlib.ru/r/r…y7th.shtml
Дополнения к "Заповеди Субботы"
Полностью  тут
http://samlib.ru/r/r…y7th.shtml


Вместо предисловия

     На повестке дня теперь уже настоящий мировой кризис, затрагивающий не только финансовую надстройку, но и все стороны социального бытия.
   От выбора пути зависит, разнесет ли опять нашу цивилизацию на мелкие дребезги, как в результате Первой мировой, или мы устоим и усилимся как после двух Отечественных войн, которые подвели черту под двумя предыдущими мировыми "перезагрузками".  

  А зависеть этот результат будет исключительно от степени духовного единства наиболее активной части интеллектуальной элиты наших стран, то есть от нас с вами, тратящих личное время на споры и поиски истины в Сети.
 Сейчас пока вместо такого единства - разброд и шатания, усугубление противоречий методом рационального дробления целостных сущностей и небольших, но постоянных подмен понятий.  
   Вот, почему бы левым интеллектуалам ни писать честно:
  В основе идеологии и частично в практике советского варианта социализма лежало стремление к социальному прогрессу, к преодолению недостатков капитализма, феодализма и родового строя?
  Так нет - нужно писать явную неправду, что якобы и сам социализм был лучше других.
 И тем самым отталкивать или отвлекать от верных размышлений о необходимости спасения народа через развитие человеческого в человеке.  
    Еще более важная и грубая подмена, которая собственно и является главной угрозой для раскола интеллектуальной элиты - это поставить науку над религией и традицией, приравняв последние к предрассудкам.  
 В чем здесь подмена?
  Наука (существующая, а не воображаемая) проявила в ХХ веке свою силу в совершенствовании знаний о физическом мире, прежде всего - в ядерно-космическом комплексе, способном уничтожить жизнь, то есть в совершенстве смерти.
 Но в том, что касается совершенствования жизни, включая социальную жизнь и ее самые тонкие уровни, то Наука как сообщество и опиравшаяся на ее авторитет светская элита потерпели в прошлом веке сокрушительное поражение. С чем и связан наблюдаемый с 1979 года ренессанс религиозных политических течений.  
 Проблема здесь, видимо, в доминировании европейской рациональной установки, мыслящей в пространстве иерархиями и, соответственно, во времени - прогрессом.
 Хотя парадоксальным образом успехи самой Европы, точнее Запада, связаны с преодолением на практике этой парадигмы из-за жесткой и непримиримой конкуренции двух иерархий (папа и император, католики и протестанты, континентальные и морские империи, промышленные и торговые нации),
   между которыми могли существовать и развиваться альтернативные элитные сообщества, такие как Наука.  
 Не настало ли время покаяться (изменить мышление) и признать, что иерархическая организация и идея прогресса - суть рациональные для мобилизации и дисциплины адептов, а на самом деле для развития работает идея функционального разделения.

 Соответственно, наука - не выше религии, и наоборот, поскольку у них разные функции.   Вера (любая, включая религиозную) имеет дело с сохранением и некритической передачей некоего целостного знания.
 В этом смысле есть и научная вера - в принципы научного эксперимента или научной дискуссии, например. Рациональный анализ так же может быть подчиненным инструментом веры, чтобы отсечь наносное или верно интерпретировать, восстановить силу утерянного при передаче смысла. 
    Подлинное сохранение веры состоит вовсе не в рациональных схоластических спорах о Писании или Предании, а в живом Переживании, в умирании и новом возрождении в каждом поколении и в каждом человеке.
  Например, научная вера возрождается в каждом успешном эксперименте и в каждой плодотворной дискуссии.   Поэтому не нужно выстраивать иерархий между верой и наукой, а нужно, как собственно и учил нас основоположник естественнонаучной философии Иммануил Кант - признать их равную ценность и необходимость.   Тем не менее, на практике и Наука, и Церковь (в каждой отдельной цивилизации) представляют собой пока иерархии, конкурирующие за влияние на власть.
  И если общество в лице интеллектуальной элиты не видит четких функциональных границ, то возникает ситуация игры на чужом поле и ложной иерархии. В советское время рациональная европейская Наука считалась способной решить все социальные и исторические проблемы, а Религия, хранящая целостное, но иррациональное знание о человеке, об историческом развитии духовной сферы в форме откровений - была объявлена предрассудком.
   С неизбежными последствиями в виде полного разложения и предательства советской и постсоветской элиты.   Но будет не менее дурной и обратная ситуация, как реакция на социальное и политическое фиаско самонадеянной естественной Науки - если Религия в лице церкви попытается взять социальный реванш, и перевернуть иерархию. Увы, это чревато разложением самой Церкви, которая за семь "тощих" десятилетий изрядно оздоровилась. Нужна ли нам, обществу, такая пиррова победа православной веры над наукой? Нужна ли подмена рационального знания преданиями и традициями? Вопрос сугубо риторический для нас, но, увы, - не для всех.  
  А между тем, обстановка сгущается. И в учебных программах российских вузов появляются такие вполне солидные, на первый взгляд, тезисы (в разделе: "Антропогенез: основные теории"):   "Количество теорий о происхождении человека огромно, однако основными являются две - теория эволюционизма (возникшая на основе теории Дарвина и Уоллеса) и креационизма (возникшая на основе Библии)...  
  Ни одна из доктрин (равно как и ни одна из версий каждой из них) не более научна, чем другая, ибо невозможно доказать правильность ни одной из них, используя только естественно-научные методы." - утверждают авторы, ссылаясь на солидный научный труд "Историю происхождения и развития жизни" Р.Юнкера и З.Шерера  
 Вот ведь, опять, вроде бы все правильно. И все попытки критиковать такую постановку вопроса выглядят весьма бледно. Поскольку критика идет с тех самых, проигранных естественной Наукой позиций. Просто потому, что написана чистая правда - ни одна теория антропогенеза не доказана, и не является научной.  
  Привыкший рационально мыслить адепт естественнонаучного мировоззрения возопит: - Как же так? Как можно называть полноценной теорией "креационизм"? Это - мракобесие!   А ему в ответ: - А кто говорит, что теория должна быть обязательно научная? 
  Бывают и философские теории, и религиозные. Важно не это, а то, что креационистские теории покоятся на постулатах веры, донесших до нас в самом общем виде знание о духовных процессах, связанных с рождением человека и человечества.
 Знание это было получено пророками в виде откровения, а уж кто или что есть источник этого знания - трансцедентный субъект или "коллективное бессознательное" как часть объективно существующей логической структуры психики - это не суть важно с точки зрения Веры.  
 А если вам, с точки зрения Науки, это так важно, то и постройте нам научную теорию антропогенеза, которая бы непротиворечиво интерпретировала бы и эти феномены откровений.  
  Разгоряченный приверженец научного мировоззрения опять рвется в бой: 

  - Позвольте, но ведь у нас уже есть научная эволюционистская теория, она же дарвинизм?   Э, батенька, - спокойно отвечают такому молодому или инфантильному оппоненту адепты религиозной веры, - Вы сами-то читали? Знаете, о чем речь? Это в какой это такой книге Дарвина ли хотя бы Уоллеса речь идет о происхождении человека?  
  Там говорится о происхождении биологических видов, подчиняющихся жестким законам естественного отбора. А между прочим, именно человек-то этим самым законам биологического видообразования и не подчиняется. Он сумел освободиться из плена биологической эволюции, вступил на путь развития не биологического, а культурного разнообразия и, следовательно, подчиняется совсем другим законам - социальным, которые изучаются социальными теориями, но никак не биологической теорией Дарвина.
  А свободное творчество человека, выделяющего из биосферы, его способность к самосовершенствованию и развитию культуры - относится и вовсе к духовной сфере, которую современная Наука, вопреки основоположнику Канту, привыкла игнорировать.  
   Приведем еще одну цитату из научного обзора теорий происхождения языка:   "Ни обезьяны, ни другие животные, не пользуются символами в природных условиях. А без этого даже такие... высокоадаптивные традиции, как использование каменных орудий, не приносят популяциям, в которых они распространены, заметных эволюционных выгод и соответственно не становятся достоянием вида в целом. Культура не возникает. ... Видимо, язык не совместим с природным состоянием. Социальное поведение животных, несмотря на всю его пластичность... столь же видоспецифично, как и все прочие биологические признаки.
    Отбор закрепляет видовую норму поведения, тогда как язык и культура ее расшатывают и уничтожают.   Язык создает качественный разрыв между природой и культурой. Он возможен и необходим лишь в культуре, хотя сам же служит ее предпосылкой. Значит, оба явления возникают одномоментно: язык автоматически порождает культуру... Возникновение языка было подобно переводу стрелки на рельсах, благодаря чему эволюционный путь человека необратимо удалился от эволюционных путей всех прочих существ".  
  Так что Дарвин и его теория происхождения видов не имеет никакого отношения к "эволюционистской теории антропогенеза". В лучшем случае, дарвиновская теория может объяснить происхождение биологического предка человека - как субстрата, в котором вследствие неизвестных Науке причин возникла первая протокультура.  
   Ни одна из социальных теорий пока не доросла, на развилась до статуса подлинно научной, а все являются философскими теориями, как бы нас не убеждали в обратном марксисты или фрейдисты. Философской, а не научной является "эволюционистская теория антропогенеза", основанная отчасти на знаниях из смежной биологической сферы, а в большей степени - на чистой воды картезианской вере в совершенство и эвристическую силу естественной Науки.  
   Между тем "креационистская теория антропогенеза" тоже является философской, но самокритично не претендует на научность. Хотя при этом основана на фундаменте знаний, да - иррациональных, но зато - из профильной духовной сферы, являющейся важной, если не центральной частью социального процесса.   - Вот, так-то!  
   И будет неплохо, если адепт Науки при этих возражениях прикусит язык и задумается.
   Но будет еще лучше, если адепт Веры тоже задумается, нужна ли ему еще большая степень победы над Наукой, чем задумавшийся ученый или хотя бы студент.  
  Поэтому сами по себе утверждения в вузовском учебнике антропологии невозможно оспорить. Но может быть - это и есть то самое искомое состояние равенства между Наукой и Религией, которое даст нам консолидацию общества?       Увы, настоящее единство не может заключаться в механическом равновесии двух одинаково тянущих к земле гирь.
  Подлинное единство общество и подлинное равенство возможно только в развитии, когда и Наука, и Религия представляют собой две подъемные силы - интеллектуальную и нравственную.
  Но чтобы было так, а не иначе, нужно критиковать обе стороны, приравнять их в критическом отношении со стороны общества, чтобы заставить каждое из сообществ, каждый из двух важнейших институтов цивилизации - заниматься своим собственным делом.  
 Но поскольку у нас в обществе нынче критикой и даже самокритикой заниматься не принято, то боюсь, что такое вот уравнение из двух неизвестных и не желающих знать - может привести общество уже не к расколу, как в 1917-м, а к дальнейшей атомизации.
   Что в условиях глобального кризиса способно превратить цивилизацию просто в проходной двор и поле для соперничества более сплоченных субъектов геополитики. А необходимо проявляющаяся пассионарность наших народов, в этом случае, будет растрачена на ломку дров в локальных и индивидуальных спорах, а не на решение глобальных проблем и обустройство общей цивилизации.   Единственный, на мой взгляд, способ для нас с Вами как-то повлиять на судьбу нашей цивилизации и на исход глобального кризиса - это направить пассионарную энергию интеллектуальной элиты в действительно серьезную дискуссию по самым животрепещущим вопросам мировоззрения.   Однако такая дискуссия будет неполной, а значит и неэффективной без плотной работы над мировоззренческим ядром будущей синтетической идеологии.
  Таким ядром всегда, во все времена, во всех цивилизациях был и остается вопрос о предназначении и природе человека, в основе которого всегда лежит та или иная теория о происхождении человечества.
5 августа 2008 года

  
       


  • +0.00 / 0
  • АУ