История Евразии от древних времён и далее
925,486 4,481
 

  МОВ ( Слушатель )
07 ноя 2024 12:23:36

Навстречу пятнице - еще один взгляд на петровские реформы

новая дискуссия Дискуссия  185

"Это ж прямо петровский флот получается - того самого, пёрднувшего первым. Линейные корабли и фрегаты океанского класса на внутренней мелководной Балтике, в пределах которой для такого флота нет и не может быть достойных его задач. Но зато - красивые, величественные, престижные - в точности, как у Англии и Голландии, этих великих морских держав. Тешат государево самолюбие, подчёркивая величие его государства. А потому - плевать на цену, плевать на технологию, плевать даже на качество, если это не слишком бросается в глаза. Главное - больше и скорее - не любят великие государи ждать. Выстроенный в спешке из не просушенного толком леса, поглотивший прорву выколоченных из народа казённых денег и укомплектованный тысячами среднерусских рекрутов, до того в глаза не видевших моря, этот помпезный океанский флот после смерти своего создателя банально сгнил за ненадобностью."
  • +0.10 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (7)
 
 
  olenevod ( Слушатель )
07 ноя 2024 13:34:58

Какой-то резуновский взгляд. Можно  подумать, что в России не было мастеров, которые знали, как сушить дерево для судов и кораблей. А сгнил, потому, чо после Петра и вплоть до Елизаветы амбиции правителей резко снизились и просто за флотом перестали ухаживать.
  • +0.08 / 5
  • АУ
 
 
  МОВ ( Слушатель )
07 ноя 2024 15:59:41

Судите сами – Азовский флот сгнил, так ни разу и не вступив в бой с неприятелем. Прорыв в Средиземное – или хотя бы в Черное – моря остался пустой мечтой. А эскадры Балтийского флота нанесли противнику столь непропорционально малый ущерб в сравнении с усилиями, потребовавшимися для обзаведения ими, что отечественная историография по сию пору стесняется этой статистики. За весь период боевых действий петровские моряки сумели вырвать из рядов врага всего один (!) линкор, да и то в самом конце войны. В то время как, например союзный русскому датский флот только лишь в одном 1715 году захватил четыре таких судна у шведов.
После 1724 года (Петр умер в феврале 1725-го) из всех огромных 70-90-пушечных линкоров, во множестве построенных «царем-шхипером» на выколачиваемые из нищих мужиков последние копейки, в море из базы всего несколько раз выходил только один. Остальные сгнили, простояв у причалов без всякой пользы. 

Начатое Петром I в период подготовки к Азовским походам 1695-1696 годов военное кораблестроение на юге России продолжалось самым интенсивным образом вплоть до того момента, когда владелец «шапки Мономаха» ввязался в новое рискованное предприятие – в войну против Швеции. Всего до 1700 года в качестве основных сил (то есть без учета небольших парусных кораблей и всевозможных гребных конструкций) Азовского флота было заложено 51 судно различных типов – галеасы, баркалоны, барбарские и классические линейные корабли, которые по рангу были не меньше фрегата.  Из этого количества построили и спустили на воду к началу Северной войны 37 судов.
Помимо отвратительного качества изготовления «плавсредств», одна из главнейших ошибок судостроителей и моряков петровского флота заключалась в том, что все верфи располагались чрезвычайно неудобно – за сотни километров от Азова – у Воронежа, по берегам верхнего течения Дона и его тамошних притоков. А уровень воды в реках нередко падал так, что совершенно не позволял сколько-нибудь крупным кораблям плавать по ним. Отчего они после спада весеннего половодья, стояли все лето (а зачастую и зимовали) в совершенно необорудованных местах – нередко посреди русла – на какой-либо мели. 
Как сгнил флот Петра I
  • +0.11 / 6
  • АУ
 
 
 
  olenevod ( Слушатель )
07 ноя 2024 19:35:17

Чистейшая резуновщина. Флот на Балтике это не столько битвы и разгроиы, это ядерное оружие того времени. В смысле - предотвращение господства Швеции в маркизовой луже, охрана строительства СПб, Кронштадта и фортов, защита береговых линий от нападения шведов. Без флота всё это было бы беззащитным
Шведы лишились своего превосходства на море. Карлуша лишился свободного подвоза войск из Швеции. А после  21 года такой мощный флот стал не нужен, да и Пётр умер, а как я уже сказал, наследники были не такие амбициозные на Балтике. 
Что касается Воронежа. А где ещё строить флот для выхода на Азовское море? 
А так да, лучше бы пенсионерам раздали эти деньги
  • +0.05 / 3
  • АУ
 
 
  Senya ( Слушатель )
08 ноя 2024 19:19:51

Что для деревянного корабля 10-15 лет службы уже овердофига. Паруса и канаты ещё чаще должны были менять. "Флот - это процесс".
Конечно возможны были выбросы в обе стороны, но в среднем во всём мире сроки не сильно отличались.
  • +0.06 / 5
  • АУ
 
 
 
  Мастер Фикс ( Слушатель )
08 ноя 2024 19:49:00

У нагличан средний срок меньше пятнашки. Но, к примеру, "Виктори" с Нельсоном участвовал в Трафальгарском сражении, состоя на службе сорок лет.
  • +0.20 / 9
  • АУ
 
 
 
 
  Senya ( Слушатель )
08 ноя 2024 19:52:55

Так я и говорю - статистические выбросы возможны. Ну и от условий эксплуатации должно зависеть. Нигде не встречал, так что запросто могу наврать, но такое ощущение что после кругосветок корабли сразу на слом шли, чинить там уже было практически нечего.
  • +0.15 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
  Поверонов ( Слушатель )
08 ноя 2024 21:38:15

деревянные корабли периодически через два-три года подвергались тембировке ( полной замене внешней обшивки корпуса ) которая от сырости загнивала. Если это затягивалось по какой либо причине, то гниение переходило на шпангоуты и корабль мог разломиться на волне.
  • +0.08 / 5
  • АУ