Ленин и народное образованиеЦитата«По нашему представлению, государство сильно сознательностью масс, — заявил Ленин в 1917 году. — Оно сильно тогда, когда массы всё знают, обо всём могут судить и идут на всё сознательно».
Ленин считал, что сила и стабильность советского государства напрямую зависят от культурного развития населения, от понимания народом актуальных задач внешней и внутренней политики.
Кратко перечислим лишь некоторые аспекты влияния Ленина на образование в первой советской республике:
Менее чем через месяц после революции — 22 ноября 1917 года — была учреждена Государственная комиссия по просвещению, которая временно исполняла обязанности по управлению народным образованием в РСФСР.
• Введение всеобщего обязательного образования Именно Ленин поставил задачу всеобщего обязательного образования. 30 сентября 1918 года было принято Положение об Единой трудовой школе РСФСР. Документ вводил в всеобщее начальное образование, общедоступность учебных заведений в стране, совместное обучение девочек и мальчиков, школа объявлялась светской.
• Борьба с безграмотностью Ленин считал борьбу с безграмотностью одной из важнейших задач. По его предложению 26 декабря 1919 года Совнаркомом РСФСР был принят декрет "О ликвидации безграмотности в РСФСР", что положило начало соответствующей программы - знаменитый «Ликбез». В итоге к 1939 году в стране было лишь 20% неграмотных граждан (на 1897 год – более 70% неграмотных).
• Создание рабочих факультетов 17 сентября 1920 года принят декрет СНК РСФСР «О рабочих факультетах». Декрет предполагал создание промежуточной ступени между средним и высшим образованием, благодаря которой был беспрецедентно расширен доступ к высшему образованию.
Чтобы в полной мере оценить значение этих решений, следует помнить с какими вызовами (вот уж где были настоящие вызовы!) столкнулась страна в то время. Мировая война и иностранная интервенция разрушили экономику. Стране не хватало топлива и продовольствия. Люди голодали. Для того чтобы начать реализацию этих (и других) декретов, требовались истинно великая любовь к Родине и вера в свой народ.
Позже, в 1930-е годы наступил второй этап в создании советской системы образования.
В начале 1930-х изменилось содержание и методы обучения в школе. Были переработаны школьные программы, созданы новые стабильные учебники, введено преподавание всеобщей и отечественной истории. Основной формой организации учебного процесса стал урок, вводились строгое расписание занятий, правила внутреннего распорядка. Сложилась устойчивая школьная система с преемственными ступенями.
В школы пришло новое поколение педагогов, талантливых и добросовестных, любящих детей и свою профессию. Именно эти учителя и создали знаменитую советскую — лучшую в мире школу!
Сегодня, в день 155-ти летия Владимира Ильича, скажем ему искреннее «спасибо». Отдадим ему должное, невзирая на политические взгляды, на разное отношение к событиям того периода жизни страны. Особенно те, кто получил бесплатное, лучшее в мире образование.
|