Постоянный - переменный ток у электричек

Ветка: Поезда, метро, трамваи

  OlegNZH-2 ( Слушатель )
30 июн 2025 в 14:23
Всегда поражался  , да  и сейчас - поражаюсь . Из Барнаула в Новосибирск просто так не добраться на электричке . Нужно совершить Действие .  "Действие"  такое -... Барнаул-Черепаново (примерно половина пути , 2 часа ) - переменный ток . А Черепаново- Новосибирск  постоянный . Вот и  каждый раз - приходит электричка , народ дружно выгружается с чумаданами  из одной , и по перрону топает к соседней , которая стоит практически вплотную .Это называется "согласованные рейсы". Весело .Но хоть покурить можно за 25-30 минут "между" Подмигивающий . Понятно , что Решения Нет (есть конечно ...электрички "бывают" и универсальными  ) , но ..
PS Электровозы тоже , но это "уже другое" , как и то , что в Барнауле всё меняется на тепловозы , когда в сторону Казахстана состав-поезд идёт .

  • +0.00 / 0

Ответы (54)

avb
 
Россия
Нижний Тагил
Слушатель
Карма: +3.15
Регистрация: 27.02.2008
Сообщений: 657
Читатели: 0
Цитата: OlegNZH-2 от 30.06.2025 14:23:10Решения Нет (есть конечно ...электрички "бывают" и универсальными  ) , но ..

Вроде были планы двухсистемной электрички, но что-то не слышно ничего...
Электровозы двухсистемные есть.

  • +0.00 / 0
lock
 
Россия
Москва
Слушатель
Карма: +51.47
Регистрация: 27.01.2009
Сообщений: 1,211
Читатели: 1
Цитата: avb от 30.06.2025 17:59:20Вроде были планы двухсистемной электрички, но что-то не слышно ничего...
Электровозы двухсистемные есть.
Ласточки двухсистемные бегают в Сочи. Финист двухсистемник уже вроде откатал сертификацию в Щербинке и готов к серии.

  • +0.13 / 7
    • 7
жуков валерий
 
Слушатель
Карма: +0.11
Регистрация: 29.12.2016
Сообщений: 1,920
Читатели: 3
Цитата: lock от 30.06.2025 20:11:46Ласточки двухсистемные бегают в Сочи. Финист двухсистемник уже вроде откатал сертификацию в Щербинке и готов к серии.
То есть план по исправлению недостатков оставшихся ещё со времён МПС СССР есть и он последовательно реализуется.  Вот интересно другое какими соображениями руководствовались при электрификации участков ? Интересно узнать преимущество и недостатки разных видов тока контактной сети.  Мне кажется что просто работы по электрификации были в разное время  с разными возможностями по их реализации.

Дополнение. Посмотрел карту электрификации железных дорог.  Один из первых участков электрофикации в СССР из истории был на Кавказе . Баку и прочее. На карте отмечено что на этом участке постоянный ток.  КМК  сложившаяся ситуация возникла  из за различных подходов во времени и наличием технических решений.
Отредактировано: жуков валерий - 01 июл 2025 в 10:27

  • +0.00 / 0
OlegNZH-2
 
Россия
Барнаул
59 лет
Слушатель
Карма: +25.55
Регистрация: 10.12.2019
Сообщений: 6,895
Читатели: 0
Цитата: жуков валерий от 01.07.2025 07:41:21

Дополнение. Посмотрел карту электрификации железных дорог.  
Для интереса посмотрите на Транссиб .  По участкам и датам ,   =3 кВ и ~25 кВ ..  Там хронология до 2002 ...Сейчас уже изменилось , но можно увидеть - какие сложности . 
https://transsib.ru/cat-electric.htm
Отредактировано: OlegNZH-2 - 01 июл 2025 в 15:20

  • +0.00 / 0
жуков валерий
 
Слушатель
Карма: +0.11
Регистрация: 29.12.2016
Сообщений: 1,920
Читатели: 3
Цитата: OlegNZH-2 от 01.07.2025 15:04:22Для интереса посмотрите на Транссиб .  По участкам и датам ,   =3 кВ и ~25 кВ ..  Там хронология до 2002 ...Сейчас уже изменилось , но можно увидеть - какие сложности . 
https://transsib.ru/cat-electric.htm
Но основной ход обозначен как=3кВ.  Кстати постоянку хорошо коррелируется с этапами прокладки железных дорог вообще.  Получается центр европейской части СССР и основные пути на юг и восток. И все таки какая причина начала внедрения переменки?  Не очень похоже на  другие советские глобальные проекты. Как я понимаю это ведь было понятно сразу что будут проблемы с тяговым  составом , однако на это пошли! В чем смысл?

В сети есть глобальная мировая карта электрификации по ней в Европе вообще постоянки нигде нет. Хотя казалось бы разные страны, разные подходы.
Отредактировано: жуков валерий - 01 июл 2025 в 16:55

  • +0.00 / 0
basilevs
 
Россия
Санкт-Путинбург
Слушатель
Карма: +275.23
Регистрация: 31.10.2008
Сообщений: 7,263
Читатели: 7
Цитата: жуков валерий от 01.07.2025 16:46:38
И все таки какая причина начала внедрения переменки? 

25 киловольт в переменке было сильно удобнее делать, чем в постоянке, так как трансформаторы можно спокойно везде пихать для изменения питающего напряжения. А 25 кВ - при том же токе на порядок большие мощности, чем на 3 кВ. Собственно и вся причина, но более чем серьёзная.

PS: Первоначально электрификация была даже не на 3 киловольта, а на 1.5 киловольт. 3 кВ не могли сразу поставить по техническим причинам. Но этого очень быстро стало не хватать даже для пригородных электричек. После чего в 1940е электропоезда серии "С" переделали на 3 кВ.

3 кВ делали на постоянке, так как при таком напряжении было проще делять тяговые двигатели. Потом технические возможности заводов подросли.
Отредактировано: basilevs - 01 июл 2025 в 20:44

  • +0.09 / 7
    • 7
жуков валерий
 
Слушатель
Карма: +0.11
Регистрация: 29.12.2016
Сообщений: 1,920
Читатели: 3
Цитата: basilevs от 01.07.2025 20:37:5925 киловольт в переменке было сильно удобнее делать, чем в постоянке, так как трансформаторы можно спокойно везде пихать для изменения питающего напряжения. А 25 кВ - при том же токе на порядок большие мощности, чем на 3 кВ. Собственно и вся причина, но более чем серьёзная.

PS: Первоначально электрификация была даже не на 3 киловольта, а на 1.5 киловольт. 3 кВ не могли сразу поставить по техническим причинам. Но этого очень быстро стало не хватать даже для пригородных электричек. После чего в 1940е электропоезда серии "С" переделали на 3 кВ.

3 кВ делали на постоянке, так как при таком напряжении было проще делять тяговые двигатели. Потом технические возможности заводов подросли.
Спасибо. Вы подтвердили мои догадки. Все упиралось и упирается в технологию производства. Как то так. Делали что можно из того что есть и что можно производить прямо  сейчас. Ну тоже в принципе вариант.

  • +0.02 / 2
    • 2
Прокруст
 
Слушатель
Карма: +1.66
Регистрация: 25.01.2014
Сообщений: 1,597
Читатели: 2
Цитата: basilevs от 01.07.2025 20:37:5925 киловольт в переменке было сильно удобнее делать, чем в постоянке, так как трансформаторы можно спокойно везде пихать для изменения питающего напряжения. А 25 кВ - при том же токе на порядок большие мощности, чем на 3 кВ. Собственно и вся причина, но более чем серьёзная.
Сейчас уже можно подумать о переходе обратно на постоянку, но более высокого напряжения.
При равном напряжении с переменкой, потери намного меньше.
Конечно нужны компактные надежные выпрямители на такое напряжение.

  • +0.00 / 0
OlegNZH-2
 
Россия
Барнаул
59 лет
Слушатель
Карма: +25.55
Регистрация: 10.12.2019
Сообщений: 6,895
Читатели: 0
Цитата: Прокруст от 02.07.2025 11:05:38Сейчас уже можно подумать о переходе обратно на постоянку, но более высокого напряжения.
При равном напряжении с переменкой, потери намного меньше.
Конечно нужны компактные надежные выпрямители на такое напряжение.
Эту байду  Вы расскажите , например  БАМ-у , где всё строят на переменку , да и всем другим . "Ну - тупые"(с). (Да и про много чего ещё в электротехнике не имеете ни малейшего понятия ..сорри ).

  • +0.00 / 0
Прокруст
 
Слушатель
Карма: +1.66
Регистрация: 25.01.2014
Сообщений: 1,597
Читатели: 2
Цитата: OlegNZH-2 от 02.07.2025 12:00:38Эту байду  Вы расскажите , например  БАМ-у , где всё строят на переменку , да и всем другим . "Ну - тупые"(с). (Да и про много чего ещё в электротехнике не имеете ни малейшего понятия ..сорри ).
Ваше мнение о мыслительных возможностях БАМ-у (а кто это?) и моих знаниях очень интересно, продолжайте.

  • +0.00 / 0
OlegNZH-2
 
Россия
Барнаул
59 лет
Слушатель
Карма: +25.55
Регистрация: 10.12.2019
Сообщений: 6,895
Читатели: 0
Цитата: Прокруст от 02.07.2025 16:20:54Ваше мнение о мыслительных возможностях БАМ-у (а кто это?) и моих знаниях очень интересно, продолжайте.
Да знаете ...БАМ - это такая штуковина ..Там железки всякие вдоль лежат (да и поперёк бывает ) ... (если не знаете - выйдите на улицу , там и спросите) . И тут ещё загвоздка - там переменку все хотят  (а не "повышенную постоянку" , как вы придумали "чудесным образом").

  • +0.00 / 0
ivan2
 
Россия
Санкт-Петербург
64 года
Слушатель
Карма: +7.17
Регистрация: 16.11.2008
Сообщений: 10,732
Читатели: 1
Цитата: OlegNZH-2 от 02.07.2025 17:18:13Да знаете ...БАМ - это такая штуковина ..Там железки всякие вдоль лежат (да и поперёк бывает ) ... (если не знаете - выйдите на улицу , там и спросите) . И тут ещё загвоздка - там переменку все хотят  (а не "повышенную постоянку" , как вы придумали "чудесным образом").
Не понимая сути электрожелезнодорожного спора хочу отметить, что сухопутные военные связисты настойчиво пытаются перейти на электропитание полевых узлов постоянным током. Замысел у них простой. При современных транзисторах складывать мощности нескольких аппаратных электропитания условно по 100 кВт на постоянном токе проще, чем фазировать для сложения переменку. При этом силовые аппаратные умещаются в габарит "среднего" -"большого" КАМАЗ-а.
В чём фишка переменки для современного электровоза? Держим в уме потери на передачу и преобразование традиционных 50 Гц.
Отредактировано: ivan2 - 02 июл 2025 в 17:48

  • +0.00 / 0
OlegNZH-2
 
Россия
Барнаул
59 лет
Слушатель
Карма: +25.55
Регистрация: 10.12.2019
Сообщений: 6,895
Читатели: 0
Цитата: ivan2 от 02.07.2025 17:32:37Не понимая сути электрожелезнодорожного спора хочу отметить, что сухопутные военные связисты настойчиво пытаются перейти на электропитание полевых узлов постоянным током. Замысел у них простой. При современных транзисторах складывать мощности нескольких аппаратных электропитания условно по 100 кВт на постоянном токе проще, чем фазировать для сложения переменку. При этом силовые аппаратные умещаются в габарит "среднего" -"большого" КАМАЗ-а.
В чём фишка переменки для современного электровоза? Держим в уме потери на передачу и преобразование традиционных 50 Гц.
Да Элементарно ведь ! Переменку можно в любое напряжение преобразовать с помощь. трансформаторов  . А попробуйте - постоянку  , без  геморроя  без лишних действий...
Отредактировано: OlegNZH-2 (АС) - 03 июл 2025 в 02:45

  • +0.00 / 1
    • 1
Прокруст
 
Слушатель
Карма: +1.66
Регистрация: 25.01.2014
Сообщений: 1,597
Читатели: 2
Цитата: OlegNZH-2 от 02.07.2025 17:54:22Да Элементарно ведь ! Переменку можно в любое напряжение преобразовать с помощь. трансформаторов  . А попробуйте - постоянку  , без  геморроя  без лишних действий...
Вот именно! Убийственный аргумент.
А вот те что раньше делали постоянку, явно не понимали такой простой вещи. Тупые наверно были.

  • +0.00 / 0
жуков валерий
 
Слушатель
Карма: +0.11
Регистрация: 29.12.2016
Сообщений: 1,920
Читатели: 3
Цитата: Прокруст от 02.07.2025 18:56:02Вот именно! Убийственный аргумент.
А вот те что раньше делали постоянку, явно не понимали такой простой вещи. Тупые наверно были.
Ну видимо те кто раньше в 20 годах начал электрификацию опирались на технологические возможности собственной промышленности. Такой ответ вам не приходил в голову? Электрификация ЖД в СССР начиналась насколько помню с Кольского полуострова и Закавказья. Мурманск и Баку. Первые участки для постоянной эксплуатации.

  • +0.01 / 1
    • 1
rommel.lst
 
Россия
Луганск/Томск
Слушатель
Карма: +90.25
Регистрация: 20.06.2008
Сообщений: 13,641
Читатели: 8
Цитата: Прокруст от 02.07.2025 18:56:02Вот именно! Убийственный аргумент.
А вот те что раньше делали постоянку, явно не понимали такой простой вещи. Тупые наверно были.
Когда строили линии на постоянном токе, производство мощных движков переменного тока у нас отсутствовало как класс. Двиг постоянного тока со всем обвесом и сейчас стоит дороже. Например, регулировать тягу на постоянном токе - то еще удовольствие. Реостаты греются, а ШИМа тогда еще толком не было.

  • +0.06 / 3
    • 3
OlegNZH-2
 
Россия
Барнаул
59 лет
Слушатель
Карма: +25.55
Регистрация: 10.12.2019
Сообщений: 6,895
Читатели: 0
Цитата: rommel.lst от 03.07.2025 17:55:13Когда строили линии на постоянном токе, производство мощных движков переменного тока у нас отсутствовало как класс. Двиг постоянного тока со всем обвесом и сейчас стоит дороже. Например, регулировать тягу на постоянном токе - то еще удовольствие. Реостаты греются, а ШИМа тогда еще толком не было.
Если уж более объективно  - то тяга в локомотивах реализуется немного другим способом (основным). Допустим - есть 8 тяговых двигателей . И они просто переключаются в разные схемы соединения . От  "все параллельно"( максимальная тяга ,начало движения, стронуть состав)  , до "все последовательно" (минимальная тяга , условно - крейсерский режим) . Промежуточных схем  последовательно - параллельно  тоже достаточно (даже была как-то схема , но лень искать , да и не важно). Но ! Безусловно , сейчас уже проблем с регулировкой тока гораздо меньше , хоть на постоянке , хоть на переменке .
Отредактировано: OlegNZH-2 - 04 июл 2025 в 08:58

  • +0.04 / 2
    • 2
жуков валерий
 
Слушатель
Карма: +0.11
Регистрация: 29.12.2016
Сообщений: 1,920
Читатели: 3
Цитата: OlegNZH-2 от 04.07.2025 08:32:37Если уж более объективно  - то тяга в локомотивах реализуется немного другим способом (основным). Допустим - есть 8 тяговых двигателей . И они просто переключаются в разные схемы соединения . От  "все параллельно"( максимальная тяга ,начало движения, стронуть состав)  , до "все последовательно" (минимальная тяга , условно - крейсерский режим) . Промежуточных схем  последовательно - параллельно  тоже достаточно (даже была как-то схема , но лень искать , да и не важно). Но ! Безусловно , сейчас уже проблем с регулировкой тока гораздо меньше , хоть на постоянке , хоть на переменке .
Последовательно и паралельно . Вы имеете ввиду  возможность коммутировать схемы подключения тяговых электродвигателей?

  • +0.00 / 0
rommel.lst
 
Россия
Луганск/Томск
Слушатель
Карма: +90.25
Регистрация: 20.06.2008
Сообщений: 13,641
Читатели: 8
Цитата: OlegNZH-2 от 04.07.2025 08:32:37Если уж более объективно  - то тяга в локомотивах реализуется немного другим способом (основным). Допустим - есть 8 тяговых двигателей . И они просто переключаются в разные схемы соединения . От  "все параллельно"( максимальная тяга ,начало движения, стронуть состав)  , до "все последовательно" (минимальная тяга , условно - крейсерский режим) . Промежуточных схем  последовательно - параллельно  тоже достаточно (даже была как-то схема , но лень искать , да и не важно). Но ! Безусловно , сейчас уже проблем с регулировкой тока гораздо меньше , хоть на постоянке , хоть на переменке .
Так вы переключать будете с большим шагом по мощности. А чтоб плавно тронуть с места нуна тягу плавно менять..

  • +0.00 / 0
OlegNZH-2
 
Россия
Барнаул
59 лет
Слушатель
Карма: +25.55
Регистрация: 10.12.2019
Сообщений: 6,895
Читатели: 0
Цитата: жуков валерий от 04.07.2025 12:00:41Последовательно и паралельно . Вы имеете ввиду  возможность коммутировать схемы подключения тяговых электродвигателей?
Давайте так . Я сказал упрощённо  (понятнее чтобы было ), но там немного сложнее . Если интересно - просто прочитайте "как на самом деле устроен паровоз  электровоз " Но там много букв  ... И про параллельное и последовательное рассказано .
https://tpschips.ru/…icle_id=10
Отредактировано: OlegNZH-2 - 04 июл 2025 в 20:18

  • +0.01 / 1
    • 1