Цитата: Николаич
А-а-а, понятно. А Валерий Тишков - известный "реформатор" межнациональных отношений. Посему он к себе на сайт этот документ и притащил.
Вот от "Центр национальных проблем образования" (от ФГНУ «Институт национальных проблем образования»).
на их сайте лежит справка:
Кузьмин М.Н., Артеменко О.И. Справка о языках народов Российской Федерации и о языках, в отношении которых в России может применяться Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств от 5 ноября 1992г. М., 2007. - 20 с. (doc)Приведу ее:
------------------------------------------------
Справка о языках народов Российской Федерации и о языках, в отношении которых в России может применяться Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств от 5 ноября 1992г.
Об основных понятиях...
...
...
Общая этноязыковая ситуация РоссииВ соответствии с Всероссийской переписью населения 2002 г. в России проживает 142 национальности и 40 входящих в них этнических групп.
Национальные (этнические) языки находятся объективно в неодинаковом состоянии и поэтому в неравном положении. Во многом это зависит от социаль-но-демографических характеристик этноса (общая численность, компактность или дисперсность расселения, уровень индустриально-экономического и социо-культурного развития, статус в политико-административной системе государства и др.). С этим связаны степень сохранности и развития конкретного языка, объем выполняемых им общественных функций (см. приложение № 1).
По итогам переписи населения в стране насчитывается 23 наиболее много-численные национальности с численностью населения, превышающей 400 тысяч человек. Из них численность семи народов превышает 1 млн. человек:
- русские (около 116 млн. чел., или 80% общей численности населения стра-ны);
- татары (5,6 млн. чел., или 4%);
- украинцы (2,9 млн. чел., или 2%);
- башкиры (1,7 млн. чел., или 1%);
- чуваши (1,6 млн. чел., или 1%);
- чеченцы (1,4 млн. чел., или 1%);
- армяне (1,1 млн. чел., или 1%).
(По вышеприведенным критериям украинцы и армяне относятся к группе национальных меньшинств, проживающих на территории Российской Федера-ции).
Также к наиболее многочисленным национальностям, составляющим от 0,6 до 0,3 % от общей численности населения страны, относятся мордва, аварцы, бе-лорусы, казахи, удмурты, азербайджанцы, марийцы, немцы, кабардинцы, осе-тины, даргинцы, буряты, якуты, кумыки, ингуши и лезгины (жирным шрифтом выделены этносы, относимые к национальным меньшинствам).
По сравнению с переписью 1989 года эта группа пополнилась азербайджан-цами, даргинцами, кумыками, ингушами, лезгинами (численность населения этих национальностей выросла в 1,4-1,9 раза), вышли из данной группы евреи (их чис-ленность сократилась в 2,3 раза).
Русские являются первым по численности населения народом почти во всех субъектах Российской Федерации (от 42 до 97% от общей численности населе-ния). Исключение составляют такие национальные образования, как Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская и Чувашская республики, республики Калмы-кия, Северная Осетия - Алания, Татарстан, Тыва и Саха (Якутия), Коми-Пермяцкий и Агинский Бурятский автономные округа, в которых русские явля-ются вторым по численности народом (от 20 до 41%). В республиках Дагестан, Ингушетия и в Чеченской республике русские составляют менее 5% населения. В этих субъектах Российской Федерации титульный этнос по численности населе-нии занимает первое место ( см. таблицу № 2).
По сравнению с переписью 1989 года в России наиболее значительно воз-росла численность таких национальных меньшинств как армяне (в 3 – 7 раз) и азербайджанцы (в 1,9 – 2,1 раза). Кроме того, наблюдаются быстрые темпы роста численности национальных меньшинств, доля которых во всем населении страны не превышает 0,1 % - это курды, арабы, таджики, сербы (увеличение в 1,2 – 4,2 раза), турки, индийцы, китайцы (6,7 – 9,3 раза), вьетнамцы, пуштуны (более чем в 10 раз). Наиболее значимое снижение численности произошло у таких нацио-нальных меньшинств, как украинцы, белорусы, немцы, евреи, литовцы, финны, латыши и эстонцы.
По данным последней переписи, на территории Российской Федерации ис-пользуется 239 языков. В таблице № 1 приведены данные численности нацио-нальностей, проживающих в Российской Федерации и численности лиц, владею-щих этими национальными языками, кроме русского языка. (Нижний порог учёта - 2 тысячи человек, жирным шрифтом выделены языки национальных мень-шинств).
В целом лишь около 30% от государственных языков республик Российской Федерации достаточно развиты для того, чтобы выполнять всю совокупность функций, задаваемых различными сферами жизни современного общества (в том числе и сферой образования). К их числу можно отнести: башкирский, бурятский, ингушский, осетинский, татарский, тувинский, чувашский, якутский языки. Это прежде всего языки титульных этносов республик в составе Российской Федера-ции, получившие статус государственных. Их положение и функции регулируют-ся законодательством соответствующих субъектов федерации. Кроме того, в рес-публиках приняты Программы по развитию родных (государственных) языков и по расширению их социально-общественных функций, в том числе и через рас-ширение владения им представителями других этносов и прежде всего русскими, проживающими в данной республике. Среди республиканских языков, не имею-щих пока статуса государственного, достаточно развитыми являются карельский, чеченский языки.
Необходимо специально отметить, что в России выделена особая группа аборигенных народов, относящихся к коренным малочисленным народам России (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000г. № 255). К ним отнесено 45 этносов (см. приложение № 1, раз.1, п. 1.3.), при этом Пере-чень коренных малочисленных народов республики Дагестан, устанавливается Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан и считается ча-стью единого Перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 28.03.2001г. № 236).
Особую группу среди коренных малочисленных народов России представ-ляют национальности Севера, живущие в экстремальных условиях циркумполяр-ной зоны. Выделенные с середины 20-х гг. XX в. в особую группу они находятся под попечительством государства. Сегодня в неё входит 34 этноса (см. приложе-ние № 1, раз.1, п. 1.3.1.). Состояние языков этих этносов вызывает особую трево-гу, так как сфера их функционирования весьма ограничена.
Родной (нерусский) язык в системе образованияС 1992 года с вступлением в силу федерального закона «Об образовании» осуществляется процесс восстановления роли родных языков в образовательном процессе общеобразовательных учреждений.
К настоящему времени в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в роли языков обучения по блоку гуманитарных дисциплин выступает в целом 28 языков коренных народов России (без учета субвариантов типа мордва эрзя/мокша, мари луговые/горные, евреи иврит/идиш и т.д.). Из них 16 яв-ляются языками обучения на ступени начального общего образования, еще 2 язы-ка на ступени основного общего образования и еще 10 на ступени среднего (пол-ного) общего образования. К последним принадлежат алтайский, башкирский, бурятский, марийский луговой, татарский, удмуртский, чувашский, эвенкийский, якутский, юкагирский. На языках некоторых национальных меньшинств, та-ких как армянский, азербайджанский, грузинский, казахский, эстонский, поль-ский, немецкий также осуществляется обучение всех предметов гуманитарного цикла на родном языке.
Эти данные объективно подтверждают, что реально воспользоваться в пол-ной объеме новыми возможностями смогли лишь развитые языки крупных этно-сов. В остальных случаях произошло восстановление родного языка лишь в каче-стве учебного предмета. Сейчас в этой роли в школах РФ выступает еще 43 род-ных языка с преподаванием (как правило) с 1 по 9 класс и в редких случаях по 11 (см. таблицу № 3).
Таким образом, в совокупности сегодня в системе образования Российской Федерации в учебном процессе в обеих формах (язык обучения, предмет изуче-ния) участвуют языки 78 национальностей (см. таблицу № 3).
Повышение удельного веса родного языка, повышение статуса языков рес-публик до уровня государственных изменили прежний баланс в распределении часов в структуре филологического блока учебного плана общеобразовательного учреждения. Это в целом ослабило позиции русского языка, который теперь стал в ряде субъектов Российской Федерации изучаться как государственный язык Российской Федерации в количестве 3 часов в неделю. Так в республиках Татар-стан, Башкортостан русскими детьми наряду с детьми других национальностей в 11 классе изучается русский язык в количестве 2 часов в неделю, а государствен-ный язык республики - 6 часов в неделю в соответствии с федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования России от 9 марта 2004г. № 1312. Большие трудности возникли и в школах с родным нетитульным языком обучения (или учебным предметом). Здесь языковой блок возрос до 4 предметов (родной язык, государственный русский язык, государственный язык республики и иностранный язык), что создало большие языковые перегрузки и практически трудноразрешимую ситуацию.
Произошли изменения и в школах с родным (нерусским) языком обучения, где обучение на родном языке стало осуществляться полностью до 11 класса включительно (и даже продвинулось в вуз). Такие тенденции в российской систе-ме общего образования объективно ведут к сокращению двуязычия, ослаблению роли русского государственного языка. Все это прямо противоречит одному из базовых принципов Европейской хартии, предусматривающего, что защита и раз-витие региональных языков и языков меньшинств не должны осуществляться в ущерб официальным языкам и необходимости их изучения (см. Европейская хар-тия региональных языков или языков меньшинств, Преамбула).
Статистические сведения, характеризующие важнейшие стороны функцио-нирования языков коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в сис-теме общего образования представлены в таблице № 4, а языковая ситуация опи-сана в приложении № 1, раздел 2, п.3.
(
Кузьмин М.Н., Артеменко О.И.)
-----------------------------------------------------------
А далее куча таблиц