Цитата: Тутэйшы от 05.03.2010 01:32:02
Ммм... Крайне любопытный вопрос, недавно поднятый как шутка Вячеславом, но оказавшийся вовсе не столь однозначно нелепым.
Как вы относитесь к тому, чтобы изучение любого языка в школе, хоть русского, хоть башкирского, было правом, а не обязанностью, независимо от месторасположения школы?
Я тоже плохо отношусь, так как считаю, что в стране нужно сохранять единое языковое пространство, а не дробить его на много фрагментов. Для того, чтобы обеспечить это, и существует федеральный образовательный стандарт по русскому языку и литературе.
Но и регионы должны иметь право вводить свои компоненты. И регион должен иметь право ввести региональный язык в качестве одного из компонентов. Как вариант - один из распространенных региональных языков по выбору (что решит проблему с татарским в Башкирии).
Это право региона, не обязанность. Регион может не пользоваться этим правом и не вводить обязательное изучение регионального языка, а только факультативное, или вообще не вводить языковой предмет, замещая его каким-либо другим.
В такой системе существенно то, что все регионы должны иметь право вводить свои компоненты. Так, в Москве есть такой региональный компонент, как "Москвоведение". В сущности, краеведение Москвы. Вроде тоже "никому не нужный предмет", такое же "расширение эрудиции", как и региональный язык, но каких-то особых протестов против него я не замечал. Хотя для поступления в федеральные вузы он тоже не нужен.
И такая система в целом меня устраивает. Да, здесь есть поле для улучшений. Можно предусмотреть перенос регионального компонента на уровень городов и районов. Можно предусмотреть вариацию "компонентов" в зависимости от языка обучения (тем более, что наверняка это и так есть). Можно (и даже нужно) ограничить объем обязательных региональных компонентов, чтобы обеспечить нормальную нагрузку на ученика и не нанести ущерб дисциплинам федерального стандарта (которые неприкосновенны). Есть сложные вопросы с околорелигиозными предметами (я сторонник строго светской школы, которая дает знания, а не распространяет религию).
Но я против того, чтобы рушить такую систему в целом и вообще запрещать регионам вводить свои языки и компоненты образования, равно как и обязывать школы с нерусским языком обучения давать и свой язык, и русский, при том освобождая учеников русских школ от этой "лишней" нагрузки.