Байконур раздораВ переводе с казахского Байконур означает богатая земля. Однако эта богатая в прямом смысле слова земля сегодня постепенно становится яблоком раздора для России и Казахстана. Казалось бы, эти страны считают себя союзниками и их отношения самые дружелюбные и братские на всем постсоветском пространстве. Ан нет.
НВО, 24 марта 2010 года
Недавно на заседании коллегии Федерального космического агентства (Роскосмос) глава ведомства Анатолий Перминов заявил: «В Респуб-
лике Казахстан продекларирован ряд подходов к организации международного сотрудничества в сфере космической деятельности, ограничивающих роль и степень участия Российской Федерации. Кроме того, позиция Республики Казахстан по отдельным вопросам использования космодрома Байконур усложняет выполнение задач российской космической деятельности».
До этого в феврале 2010 года подобную озабоченность высказал депутат Госдумы Михаил Ненашев, который отметил, что сотрудничать в космической отрасли с Астаной с каждым годом становится все труднее и труднее из-за казахстанской позиции. В частности, по словам депутата, продолжаются настойчивые попытки Казкосмоса вытеснить Россию с арендованного страной до 2050 года космодрома Байконур.
Заметим, что заявления депутата и главы Роскосмоса РФ прозвучали после того, как казахстанский коллега Перминова Талгат Мусабаев на заседании комитета мажилиса (нижней палаты парламента Казахстана) по международным делам, обороне и безопасности в Астане предложил парламентариям увеличить арендную плату РФ за Байконур. «Казахстан со дня подписания договора аренды получает 115 миллионов долларов арендной платы. Конечно, по современным меркам это, в общем-то, ерунда», - сказал глава Казкосмоса и предложил в качестве законодательной инициативы вынести эту проблему на обсуждение в парламент страны при рассмотрении вопроса о ратификации Российско-казахстанского соглашения об использовании космодрома Байконур. Как известно, президенты России и Казахстана подписали этот документ еще в 2004 году. Но казахстанские парламентарии после бурных дискуссий ратифицировали его лишь 3 марта 2010-го. Правда, среди них нашлись здравые головы, которые не повелись на предложения Мусабаева увеличить арендную плату для РФ за пользование Байконуром.
Между тем проблем от этого меньше не стало. Периодически многие политики РК и руководители Казкосмоса заявляют, что запуски ракеты-носителя «Протон» (одной из самых мощных ракет на сегодня) опасны для экологии, и предлагают их запретить. И даже периодически запрещают. Это, конечно, российское руководство не радует. Тем более Казахстан как-то отходит от участия в российских проектах, предпочитая другие международные космические программы. Так, будучи недавно во Франции, Талгат Мусабаев и президент французского Национального центра космических исследований (CNES) Янек Дэскат подготовили проект соглашения по совместному освоению космоса. Теперь документ должны подписать президент Франции Николя Саркози и лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев. Астана уже реализует вместе с европейской компанией EADS Astrium два проекта: создание космической системы дистанционного зондирования Земли и строительство сборочно-испытательного комплекса по производству космических аппаратов.
На фоне этого российские программы здесь тормозятся и не развиваются должным образом. В минувшем году на ежегодном заседании российско-казахстанской подкомиссии по комплексу «Байконур» вновь не был решен вопрос о предоставлении земельных участков в качестве новых районов падения отделяющихся частей РН «Протон-М». По словам Мусабаева, решение не было принято в связи со вновь возникшими требованиями уполномоченных органов. Требования этих органов понятны - они боятся экологического загрязнения окружающей среды. Но заметим, что в Казахстане плотность населения одна из самых низких в мире. И ракеты летят по траекториям над пустынной малозаселенной местностью. Именно поэтому в СССР 55 лет назад Байконур был выбран для этих целей.
Стремясь повысить экологическую безопасность, РФ предложила Казахстану совместно разработать и создать на космодроме ракетно-космический комплекс «Байтерек» с высоким уровнем экологической безопасности на базе российского ракетно-космического комплекса «Ангара». Другим проектом, к которому намеревается подключиться Казахстан, является «Наземный старт» на базе ракеты-носителя среднего класса «Зенит», работающей на экологически безопасных компонентах топлива. Но для этого нужны не только российские деньги, но и казахстанские, а их выделяется, мягко говоря, недостаточно. Байконур функционирует в основном на российские средства. Как известно, космодром Россия арендует у Казахстана с 1994 года с ежегодной платой в размере 115 миллионов долларов. Срок аренды согласно последним договоренностям сторон рассчитан до 2050 года. Но уже сейчас для многих в России ясно, что на своей национальной территории надо создавать альтернативный Байконуру космодром.
Полностью отказаться от использования Байконура Россия пока не может. Наша страна связана международными обязательствами по реализации различных задач в космосе, а экспедиции на Международную космическую станцию отправляются исключительно с Байконура. У России есть и другие космические площадки, однако на сегодня в полной мере заменить Байконур они не в состоянии.
Но уже сейчас в России активно обсуждается проект строительства космодрома Восточный в Амурской области. Вице-премьер РФ Сергей Иванов считает, что в 2011 году он будет включен в Федеральную космическую программу (ФКП). «Это подпрограмма строительства с нуля, она должна быть в Федеральной космической программе. Космодром гражданский, но предназначен в том числе для пилотируемой космонавтики», - сказал Иванов недавно, будучи в ГД на Правительственном часе. Проект создания космодрома Восточный в Амурской области планируется реализовать в несколько этапов: до 2011 года должны быть завершены проектно-изыскательские работы и начато создание стартовых комплексов, первый автоматический беспилотный пуск намечен на 2015 год, а запуск пилотируемого корабля - на 2018-й. Постоянные запуски с Восточного предполагается начать в 2020 году.
Алексей Матвеев
http://www.avia.ru/press/15854/