Казахстан & С А
3,056,603 12,932
 

  demabas ( Слушатель )
07 июн 2010 14:24:16

Тред №224875

новая дискуссия Дискуссия  164

Казахстан не дает дорогу новейшим технологиям, или Свет и тени «Жигулей»


03.06.2010
Дерья АТАБАЕВ
Казахский автопром находится на стадии развития и не в состоянии конкурировать с российским. Пора внедрять, считают специалисты, новейшие технологии, причем начать с автопрома. Но необходима политическая воля.


НЕ ХОЧУ НОВУЮ МАШИНУ

Из недавно опрошенных казахстанцев 42,05 процента (см. Рrofinance.kz) выразили желание приобрести подержанный автомобиль. Новый автомобиль готовы купить всего 24,14 процента, а 20,69 респондентов пользуются общественным транспортом и не планируют в ближайшее время приобретать автомобиль. Готовы привести машину из России 4,6 процента ответивших, по 2,3 процента респондентов подумывают привести авто из Узбекистана и Китая.

Цены на новые легковые автомобили, в том числе выпускаемые в Казахстане, непомерно велики для кармана местного покупателя. В 2009 году средняя зарплата в Казахстане составляла около 68 тысяч тенге, то есть чуть больше 450 долларов. В России средняя зарплата составила более 650 долларов.

Как известно, в Казахстане действует единственный сборочный конвейер легковых автомобилей завода «Азия Авто» в Усть-Каменогорске, который выпускает автомобили марки «Лада-Нива», «Шкода», «Шевроле», а с мая 2010 года «KIA».

Двадцать предприятий на территории Таможенного союза (ТС) получили льготы по импорту деталей и агрегатов для промышленной сборки. Теперь пошлина будет взыматься по льготной ставке - от 0 до 5 процентов. Казахстанский завод «Азия Авто» включен в данный список льготников. Льготы также получили 18 заводов в России и один завод в Беларуси, производящие в двусменном режиме не менее пяти тысяч автомобилей в год.

При этом до 1 июля 2010 года заводы должны заключить соглашения о выходе на производство не менее 25 тысяч автомобилей и не менее 30 процентов локализации. Данная локализация дает право заводам ввозить в страны ТС свою продукцию без пошлины. В случае невыполнения требования, предприятие будет исключено из перечня льготников.

До 1 июля остались считанные дни. Но прожиточный уровень казахстанцев не дает большого оптимизма насчет того, что завод «Азия Авто» выполнит требования. В этих условиях ключевым моментом выступит позиция правительства Казахстана. А именно: каким путем оно будет поддерживать собственный автопром, как будет стимулировать рост производства и покупательной способности населения, какие новые рынки сбыта будут освоены заводом и будет ли, наконец, дан зеленый свет новейшим технологиям?

БЕРЕГИСЬ РУССКОГО АВТОМОБИЛЯ

В феврале текущего года в парламенте Казахстана при участии представителей министерства финансов и министерства индустрии обсуждались вопросы конкуренции и проблемы казахского автопрома. Депутат Александр Милитюн упрекнул представителей минфина в том, что они не смогли отстоять ставки таможенных пошлин на автомобили иностранного производства. И даже звучал вопрос: «Почему граждане Казахстана должны поднимать автомобильный рынок России?» В ответ представители минфина лишь сослались на то, что казахстанцы стали больше покупать новые автомобили, при этом не уточнив, каких марок, и что завод «Азия Авто» планирует расширяться.

По поводу конкуренции и поддержки Россией отечественного автопрома: в этом году правительство России выделило 10


Казахстанцы же пока довольствуются автокредитами. Президент компании «Азия Авто» Ержан Мандиев говорит: «Мы вышли с рядом предложений в адрес государственных структур и рассчитываем на их внимательное рассмотрение».

Тем временем, по сообщению пресс-службы компании «АвтоВАЗ», автогигант планирует в 2010 году поставить на рынок Казахстана шесть тысяч автомобилей. Словом, на казахстанском авторынке ожидается жесткая конкуренция.

Стремление казахстанцев покупать подержанные автомобили не останавливает и значительное повышение с 1 января 2010 года стоимости таможенной «очистки» новых автомобилей и автомобилей до пяти лет и старше пяти-семи лет. По мнению специалистов, немаловажными факторами для казахских потребителей, покупающих подержанные иностранные автомобили, являются цена, качество и комфорт. Причем по показателям комфортности и качеству старые иномарки значительно превосходят новые автомашины из России.

К тому же сегодняшние «Лады» по своим стандартам загрязнения окружающей среды соответствуют стандартам «Евро-3». С 2014 года согласно регламенту «О требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории РК» они должны будут соответствовать стандартам «Евро-4».

ПОИСК ПУТЕЙ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

Мировой кризис обострил конкуренцию на авторынке. Западные автопроизводители ищут пути выхода из кризиса, пытаются освоить новые рынки сбыта, внедряют новые технологии. Естественно, не все выдерживают конкуренцию. Одновременно восточные и азиатские страны стремятся поднять свой автопром до уровня западных. У кого-то это получается, у кого-то нет. В свое время глава Сбербанка Герман Греф, чей банк безуспешно пытался купить немецкий «Опель», сказал: «Смысл нашего участия в сделке - это импорт технологий».

Есть и удачный пример. Китайский концерн Geely за 1,8 миллиарда долларов купил у «Форда» шведскую компанию «Вольво». Китайцы обещали не только сохранить заводы «Вольво» в Швеции и Бельгии, но и построить новый завод в Китае по выпуску 300 тысяч автомобилей в год.

Безусловно, можно пойти и другим путем, просто пригласив крупных автопроизводителей на свою территорию. Так в России

действуют автозаводы General Motors, Toyota и Nissan. Французская автомобилестроительная корпорация Renault приобрела акции АвтоВАЗа. Между двумя главными акционерами, госкорпорацией «Ростехнологии» и Renault, е 2009 года был подписан протокол о сотрудничестве в рекапитализации АвтоВАЗа. Renault в обмен на финансовую помощь со стороны Росси обещает помощь в использовании технологий компаний Renault и Nissan.

Робкие попытки в этом направлении делают и казахские власти. В марте текущего года на форуме инвесторов Германии в Казахстане немецкие автоконцерны получили официальное приглашение на казахстанский рынок для продажи автомобилей и, что весьма важно, организацию производства автомобилей.

НАРОДНЫЙ АВТОМОБИЛЬ

Однако как российский, так и казахский авторынок страдают из-за отсутствия недорогого, но комфортного автомобиля. В свое время в Советском Союзе витала идея создания «народного автомобиля». Подобная идея до сих пор существует и в России.

Бизнесмен Михаил Прохоров вплотную занялся данной задачей. Планируется создать четырехместный гибридный автомобиль по размерам меньше, чем «Форд Фокус». Но, к сожалению, его «народный автомобиль» по прогнозам будет стоить 8 800 евро, что совершенно не отвечает критерию «народный».

Компания Toyota Motor в этом году планирует выпустить «народный автомобиль» стоимостью 6–7 тысяч долларов. Модели ориентированы на российский и китайский рынки. Аналогичная идея создания недорогой массовой машины специально для России, Китая, Бразилии и Индии существует и в компании Nissan.

НУЖНА ТОЛЬКО ВОЛЯ

Президент компании «Азия Авто» Ержан Мандиев считает, что с введением ТС «отечественные производители получают доступ к рынку, более чем в 10 раз превышающему емкость внутреннего рынка страны». Между тем ныне у Казахстана появляется уникальная возможность внедрить новые технологии у себя в стране.

Я опросил нескольких специалистов данной отрасли, а также казахстанских экономистов. Все они единодушны в том, что

Автоколонна в казахской степи. Алматинская область, 20 октября 2009 года.казахскому правительству стоит обратить внимание на автомобильный сегмент, как на один из оптимальных в плане начала внедрения новых технологий в стране.

Идея заключается в том, чтобы, используя возможности Казахстана и учитывая спрос, заключить крупное соглашение с одним из мировых автопроизводителей для массового производства «народного автомобиля» по доступным населению ценам. Либо самостоятельно заказать проект подобного автомобиля, купить технологию его производства для дальнейшего претворения идеи в самом Казахстане.

Подходящие условия для этого в Казахстане вполне имеются, необходимо только желание властей. Пора переходить от экстенсивного к интенсивному пути развития экономики, пора начинать внедрять новейшие технологии в стране. Создание крупного производства даст толчок для внедрения новых технологий, для развития новых отраслей непосредственно в Казахстане и, что немаловажно, построить собственную независимую индустрию автомобилестроения. При этом отпадут вопросы завоза подержанных авто из-за рубежа и связанных с этим проблем.
http://rus.azattyq.o…58776.html
  • -0.21 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!