sarboz divona ( Слушатель ) | |
17 сен 2010 12:07:42 |
Цитата
Учителя – Медведеву и Фурсенко: мы – не рабы
Несмотря на периодически озвучиваемую на самом высоком уровне декларацию о необходимости осуществления масштабных инвестиций в «человеческий капитал» и построения инновационной «экономики знаний», реальная ситуация в сфере образования по-прежнему никак не соответствует заявленным намерениям.
«Мы не вправе учить юных граждан России, если сами смиримся с положением рабов», – решили учителя города Снежинска (Челябинская область) и написали открытое письмо на имя главы государства, министров образования и науки страны и области и других чиновников, отвечающих за образование на более низких ступенях бюрократической лестницы. Оно опубликовано на городском портале Снежинска.
Справка KM.RU:
Учителя Снежинска призвали признать приоритетным вопрос о значительном повышении ставок педагогов при осуществлении планирования бюджетов всех уровней на 2011-й и последующие годы.
В своем обращении снежинские педагоги называют «разрушительной для всей системы общего образования» ситуацию с оплатой труда, сложившуюся в этой отрасли. Причем это – уже не первая отчаянная попытка «достучаться до небес», которую предпринимают люди, занимающиеся образованием наших детей. Как выясняется, ранее учителя снежинской школы № 135 уже вступали в эпистолярные отношения с вышеперечисленными образовательными ведомствами, но в ответ получали лишь издевательские чиновничьи отписки. В том духе, что, несмотря на то, что минимальная заработная плата учителя, гарантированная федеральной властью, составляет 4330 руб. (со всеми надбавками и доплатами), а должностные оклады педагогов не дотягивают даже до этой суммы, данное положение, тем не менее, «соответствует трудовому законодательству и политике правительства РФ в образовании».
«Размеры учительских ставок от 3195 до 4827 руб. и средние начисления на одну ставку от 5000 до 8000 руб. (Снежинск, сентябрь 2010 года) не выдерживают никакой критики, унижают человеческое достоинство и, по нашему мнению, просто позорны как для Снежинска, так и для любого города России», – пишут учителя Снежинска на сей раз.
«Родители справедливо упрекают учителей: «Как вы можете воспитывать достойных граждан России, если сами терпите положение рабов?», – высказывают свое возмущение образовательной политикой властей российские учителя. Как указывают авторы письма, хроническое недофинансирование труда педагогов приводит, в частности, к тому, что из-за вынужденной перегрузки учителей (когда они вынуждены работать на нескольких ставках одновременно) катастрофически снижается качество образования.
«Высокие показатели некоторых школ достигнуты во многом трудом репетиторов за родительские деньги», – раскрывают подписанты «маленькие хитрости» чиновничьей статистики в образовании. Не говоря уже о том, что хроническое переутомление вследствие перегрузок на работе приводит «к ускоренному эмоциональному выгоранию педагогов, к серьезным нарушениям здоровья учителей, что не может не сказаться на учебном процессе».
Не обошли снежинские учителя вниманием и очередной реформаторский «занос» министра образования Фурсенко, связанный с его заявлением о необходимости сокращать «лишних» учителей: «Создается видимость укомплектованности школ учительскими кадрами и даже избытка кадров. Ничтожно малый приток молодых учительских кадров в систему образования, связанный с абсурдно низкой оплатой тяжелого труда, не способствует повышению ответственности учителя за качество работы, поскольку на его место практически нет желающих», – отмечают в своем письме представители педагогической общественности Снежинска.
Ситуацию комментирует член-корреспондент Российской академии образования Александр Абрамов:
– Что бы ни говорили наши власти, в целом оплата труда в сфере образования находится на крайне низком уровне. На мой взгляд, это происходит потому, что при всей болтовне о приоритетности данной сферы на самом деле ни образование, ни культура в бюрократической системе ценностей и системе принятия решений настоящими приоритетами отнюдь не являются. Происходит лишь имитация внимания и заботы по отношению к существующим здесь проблемам.
Картина дополнительно усложняется еще и заявлениями про подушевое финансирование. Это когда деньги якобы «идут за учеником». Логика примерно такая: чем лучше работает учитель (и, соответственно, школа), тем больше к нему приходит учеников. А значит, школе выделяется больше денежных средств. Тогда «плохие» школы будут ликвидироваться, а мы будем оставлять только «хорошие».
Это – полная ахинея сразу по нескольким причинам. Во-первых, экономический критерий не может быть главным в оценке эффективности работы того или иного образовательного учреждения. Школы должны быть достаточно равномерно распределены по всей территории. Если их искусственно пытаются «оптимизировать», то что из этого выходит, мы наблюдаем по той же забастовке родителей и учителей в Ульяновске, или процессу «реструктуризации» сельских школ.
Кроме того, по понятным причинам, не может существовать школ на 10 000 учеников. А бюрократы от образования придумали какую-то совершенно примитивную и неадекватную конструкцию. Последняя усугубляется еще и тем, что деньги, которые «приходят за учениками», распределяет директор школы. В итоге между учителями возникает нездоровая конкуренция, когда от директора зависит, кто и сколько будет получать.
В общем, образование – это не чистая рыночная экономика. Здесь все намного сложнее... Или возьмем последнее заявление Фурсенко о том, что у нас, в условиях демографического спада, слишком много учителей. Значит, их общее количество нужно сократить на 200 000 человек. Но есть сельские школы, в которых неизбежно небольшое количество учеников. Кроме того, есть много бездомных детей и социальных сирот. В таких обстоятельствах социальная функция школы только возрастает, поэтому на учителя ложится еще большая нагрузка.
Вообще воинствующий экономизм и примитивизм в столь важной сфере, как образование, оборачиваются самыми плачевными последствиями.
Кирилл Говоров, 17.09.2010