Спецслужбы
1,318,269 7,935
 

  Мангуст ( Слушатель )
09 окт 2010 22:18:19

Тред №263821

новая дискуссия Дискуссия  180

Кроткий убийца - часть 2






2001 – поворотный год в карьере Бута

2001 год стал поворотным в карьере Бута. Это связано с двумя людьми, которые независимо друг от друга начали его преследовать. И это связано также с одной чартерной миссией.  Это была как раз гуманитарная миссия, когда Бут выполнял полет для ООН, и в этот момент его самолет был опознан, так как за несколько недель до этого была заснята на пленку выгрузка из этого самолета оружия.

Преследователь Бута Йохан Пелеман (Johan Peleman) является самоучкой в том, что касается торговли оружием. Этот специалист по средневековой литературе в середине 1990-х годов работал в одной благотворительной миротворческой организации, офис которой расположен во францисканском монастыре в Антверпене. В бывшей монашеской келье этот идеалист наткнулся на Бута и его авиакомпанию, которая регулярным образом появлялась там, где разгорался военный конфликт. «Я был шокирован тем, что политика, идеология или моральные соображения не играли ни малейшей роли при проведении Бутом своих операций. Он поставлял оружие конголезским повстанцам и одновременно сохранял верность действующему главе государства Мобуту, которого от также снабжал оружием, а в конечном итоге предоставил ему самолет для того, чтобы он смог покинуть страну».

Настойчивость Пелемана в конце концов убедила экспертов ООН, которым он направлял свои подробные отчеты о маршрутах самолетов, а также сомнительные документы относительно конечных получателей. В 1999 году он был принят на работу в ООН как специалист по проведению расследований. Теперь Пелеман получил доступ к снимкам, сделанным со спутников, и он мог также осуществлять проверку банковских счетов. В его докладе по Анголе, представленном Совету Безопасности ООН в конце 2000 года, Бут впервые указан как человек, имеющий отношение к нелегальной торговле оружием.

«Мы должны положить конец его деятельности»

Американский преследователь Бута Ли Волоски (Lee Wolosky) – это противоположность тому, что делает заядлый курильщик и аутсайдер Пелеман, так как это человек системы, поднимающийся по ступеням политической карьеры. Там, где его коллега эмоционально подходит к делу и негодует, юрист Волоски сохраняет полное хладнокровие и действует, использую отточенный интеллект выпускника Гарварда и знатока России. Он должен был по поручению Белого дома разработать стратегию  борьбы против «транснациональных угроз». В 2000 году материалы дела Бута – всего несколько страниц со сведениями фрагментарного характера -  оказались на его рабочем столе. Больше он с этим делом не расстается. Волоски быстро понимает: «Это классическая международная угроза в эпоху после холодной войны, и деятельности этого самого опасного торговца оружием в мире мы должны положить конец».

Этот американец в своем расследовании, которое он выполнял для администрации Клинтона, сконцентрировал свое внимание, помимо Африки, прежде всего на Афганистане. «Он поставлял грузы Талибану и начал также в этом регионе мира свой танец на лезвии бритвы, - говорит Волоски. – Следы его деятельности были повсюду». И тем не менее: в середине 2001 года Бут уже не мог перемещаться по миру по своему усмотрению, многие его летчики были арестованы, фирмы закрыты, а радиус его действий, казалось, был ограничен. Ведущий свое расследование американец надеется получить международный ордер на арест Бута. Однако его поддерживают только бельгийцы, хотя и они ограничиваются только обвинениями в «отмывании денег». Россия, куда вернулся Бут, в таких случаях подозреваемых не выдает.

После ужасных террористических нападений на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке приоритеты поменялись. С новой командой президента Джорджа У. Буша у демократа Волоски отношения не складываются. В одной из своих статей в июле 2002 года преследователь Бута горько жалуется на бездействие Вашингтона в деле Бута. Он также недоволен  московскими властями, которые предоставляют ему «официальную защиту». Волоски решает работать в будущем как адвокат. Лучше большие деньги, чем большое разочарование.
Начало сотрудничества с правительством США

То, что происходит далее, он не мог себе представить даже в самом кошмарном сне: администрация Соединенных Штатов начинает предпринимать совместные действия с этим торговцем смертью. Она нанимает его на работу во время войны против Ирака.

До сегодняшнего дня остается не ясным, было ли это сотрудничество результатом халатности американских властей, или Вашингтону уже все было известно о владельце зарегистрированной в Казахстане авиакомпании Irbis. В любом случае нельзя отрицать, что самолеты Бута использовались в качестве субподрядчиков для американского Командования воздушных перевозок (US Air Mobility Command). Такие же работы выполняла и компания по оказанию услуг вооруженным силам KBR – одна из фирм, принадлежащих конгломерату Halliburton, главой которого до  2000 года был американский вице-президент Дик Чейни. Самолеты садились в Багдаде, а также на авиабазе «Балад», для чего каждому пилоту требовалось специальное разрешение американских военных.

Журналистам Фараху и Брауну позднее удалось выяснить, что компания Irbis в период с 2003 по 2004 год совершила около тысячи рейсов в Ирак: «Американские налогоплательщики направили в распоряжение организации Виктора Бута около 60 миллионов долларов». В то время, когда, по словам Джорджа Буша, можно было быть только за или против США, этот русский продемонстрировал шпагат – он оказался на службе как у одних, так и у других». Он стал преследуемым и нанятым на работу одновременно.

Сделки в московских апартаментах класса люкс

В 2005 году американское министерство финансов заносит Бута в черный список. После этого его можно видеть только в дорогих московских суши-ресторанах, а также в барах пятизвездочных отелей. Он также регулярно посещает полугосударственную внешнеторговую фирму Isotrex, которая имеет отношение к российским производителям вооружений. Ультранационалистическая партия Владимира Жириновского предлагает включить его в списки своей партии и гарантировать ему место в парламенте. «Зачем мне это нужно? Я и так могу решить мои проблемы», ответил Бут. В 2008 году все было спокойно для этого человека, который вместе со своей женой и дочерью живет в Москве в роскошных апартаментах. По данным американского журнала Newsweek,  Бут принимал участие в поставках оружия для Хезболлы в Ливане – если это действительно было так, то он дергал за веревочки с большого расстояния. Этот осторожный человек больше не покидает Россию, однако он совершает две загадочные поездки в Китай.

В 2008 году опрошенные журналом Spiegel свидетели перестали верить в то, что Бута можно будет призвать к ответу. Журналист Драуланс продолжает рассказывать о событиях в Африке, но старается избегать гражданских войн и торговцев оружием, а о Буте он не хочет вспоминать. Занимающийся расследованием Пелеман руководствуется своим идеализмом и координирует в Конго работу миротворческих сил ООН. Преследователь Волоски стал партнером в адвокатской конторе Boies, Schiller & Flexner в Нью-Йорке, и среди его клиентов числится страховая компания AIG, брокеры которой затянули мировую экономику на самое дно пропасти – это тоже «оружейные князья», только другого рода.

Теперь только один человек может изобличить, разорить и отдать его под суд – это сам Виктор Бут. По причине мании величия, или легкомыслия. Или комбинации того и другого.

Последняя ловушка в Бангкоке

Где-то в ноябре 2007 года в Соединенных Штатах, судя по всему, созрел план относительно организации ловушки. Специальное подразделение Управления по борьбе с наркотиками (DEA) устанавливает контакт с одним британским связником по имени  Эндрю Смулян (Andrew Smulian), который хорошо знает Бута. Смулян предлагает Буту выгодную сделку – колумбийская повстанческая группировка ФАРК хочет приобрести оружие на 20 миллионов долларов: 700 ракет класса земля-воздух, 5000 автоматов АК-47, несколько миллионов патронов и неопределенное количество фугасов.

У Бута это предложение вызывает сомнение. Он пытается идентифицировать по фотографиям тех людей из ФАРК, которые якобы имеют отношение к этой сделке. Несколько десятилетий назад он уже имел дело  с ФАРК, и тогда он сбрасывал оружие с самолета, пролетавшего над южноамериканскими джунглями. В последний момент Бут отказывается от встречи в Бухаресте – разочарованные оперативники из Управления по борьбе с наркотиками, которые ждали его на аэродроме в Румынии, проклинают осторожность этого профессионала.

Последняя попытка – а как насчет Бангкока вместо Бухареста?

Победа алчности над инстинктом

Теперь, судя по всему, алчность побеждает инстинкты. В Таиланде, думает он, ему ничего не угрожает. И поэтому Виктор Бут 5 марта 2008 года принимает решение о проведении «отпуска» на Дальнем Востоке. Прибыв в Бангкок ночным рейсом, он регистрируется в пятизвездочном отеле Sofitel Silom в деловом квартале города в специально забронированном шикарном номере на 14 этаже. Не успев вывесить табличку с надписью «Не беспокоить», он заказывает на 15 часов зал заседаний в гостинице Sofitel. Нет проблем. И он ложится спать.

В течение двух часов Бут ведет переговоры с людьми, которые выдают себя за представителей ФАРК. Обсуждает программу приобретения вооружений и заявляет о своей готовности поставить все то, что они хотят. Когда его собеседники говорят о том, что ракеты должны быть способны сбивать американские самолеты, он поддерживает их намерения. По его словам, он всегда готов взять на прицел американцев. В этот момент присутствующие говорят, кто они на самом деле. Бут не сопротивляется, и его задерживают.

Сначала оперативники его доставляют в печально известную тюрьму, где содержатся преступники, совершившие тяжкие преступления. Они демонстрируют его фотографам – в оранжевой тюремной робе, руки в наручниках, ноги в кандалах, за решеткой. Поначалу его бросают в общую камеру, в которой содержатся разного рода уголовники, убийцы женщин, педофилы. Среди сокамерников находятся также несколько провокаторов, которые должны попытаться разговорить Бута. Однако он молчит как рыба. Через некоторое время заключенного переводят в другое место, и его помещают в одиночную камеру. «У меня карцер два на два метра», сообщает он своей жене, которую он может видеть и с которой он может говорить только через стеклянную стену. Ужасная еда, жара, тараканы – жестокие условия содержания.

Алла борется за своего мужа как тигрица

От лишнего веса не осталось и следа. Он использует ежедневную 40-минутную прогулку в тюремном дворе, учит, встречаясь с другими заключенными, новые иностранные языки – «урду, фарси, турецкий; пожалуйста, принеси мне словари», просит он свою жену. Одним из его любимых авторов является бразилец Пауло Коэльо («Учебник воина света»): этот лишенный морали человек восторгается эзотерическим и сентиментальным автором, проповедующим мораль и гражданскую ответственность.

Вот уже больше двух лет Бут находится в следственном изоляторе. Его жена тем временем переехала в Бангкок. Алла совершенно не принадлежит к типичным женам, которых часто можно встретить рядом с русскими бизнесменами. Эта хрупкая рыжеволосая женщина, которая в Москве занималась модой, бьется как львица за своего мужа. Она часто ночует в такси перед воротами тюрьмы, пытаясь не допустить таким образом того, чтобы американцы тайно его вывезли. «Они сделали из него настоящего монстра».

Тайский адвокат Бута Лак Нитиватанавичан (Lak Nitiwatanavichan) говорит: «У них нет ничего против моего клиента. Под ложным предлогом сделанные магнитофонные записи не могут служить в качестве доказательств, а разговоры о намерении не являются наказуемыми». Этот 74-летний адвокат с редкими седыми волосами и в пластиковых сандалях возмущен до предела.

Якобы существующая сделка Таиланда с Бутом

Такого же мнения придерживаются и в высших коридорах власти в России относительно дела Бута. Министр иностранных дел Лавров говорит о «политически мотивированном» деле и обещает сделать все возможное для того, чтобы вернуть российского гражданина на родину. Дума приняла заявление в его поддержку. Близкая к российскому руководству пресса  делает из Бута мученика, которого надо вырвать из когтей ЦРУ.

Тем временем в Бангкоке происходят очень странные вещи. Одним воскресным днем в апреле заключенного посетил Сиричоке Софа (Sirichoke Sopha) -  депутат парламента и близкий советник тайского премьера Абхисита (Abhisit).

Якобы это он предложил находящемуся в заключении русскому сделку. Он  должен сообщить сведения о задержанном тайскими властями в декабре 2009 года самолете с 35 тоннами оружия на борту, который направлялся из Северной Кореи в направлении Ирана. Один из летчиков этого самолета хорошо знаком Буту. Если верить тайской оппозиции, то речь шла также о возможной выдаче бывшего премьера Таксина (Thaksin), которому инкриминируется злоупотребление служебным положением, а также подстрекательство к террору. Бут должен предоставить соответствующие материалы, а Кремлю следует доставить в Бангкок этого политика, который в настоящее время часто появляется в Черногории и в Москве. И только в этом случае Бут в качестве ответной меры сможет вернуться на родину.

Американское обвинительное заключение

Американское обвинительное заключение – «08 CRIM. 365 Окружной суд Нью-Йорка против Виктора Бута известного также как Виктор Булакин и Вадим Маркович Аминов» - опирается в основном на события в Бангкоке. Главные пункты обвинения – «заговор  с целью убийства американских граждан», а также «поддержка иностранной террористической организации». По мнению знатоков судебной системы США, осужденный с такой мотивировкой может провести за решеткой от 20 до 30 лет, если он, сотрудничая со следствием, не сможет добиться смягчения наказания.

Американские обвинители ограничились делом ФАРК потому, что только эти обвинения они могут доказать? Хочет ли Вашингтон пощадить – временно – российских покровителей? Или американские спецслужбы и Пентагон препятствуют расширению обвинения для того, чтобы заставить забыть о своем сотрудничестве с этим торговцем смертью?

Бут, насколько можно судить, смотрит в сторону Москвы, «только там я чувствую себя в безопасности», сказал он своей жене. Это косвенное доказательство наличия отличных связей в высших эшелонах власти.

Дело в том, что торговцы оружием, а также те, кто проводят расследования их деятельности, находятся в этом регионе мира в очень большой опасности. Так, например, журналист Иван Сафронов, публиковавший материалы о грязных сделках, выпал в 2007 году из окна в Москве. Все это должно было выглядеть как самоубийство, однако многое указывает на заказное убийство. Российский торговец оружием Олег Орлов был задержан в Киеве и затем убит в тюрьме – это преступление якобы совершил его сокамерник.

«Если я умру в тюрьме, то это не будет естественная смерть»

Последняя встреча с Сергеем Бутом. На этот раз не в Starlite, а в пивной келье «Монахи и монашки» в центре Москвы.

Встреча происходит в тот день, когда средства массовой информации пишут о удивительных сделках в области легальных поставок вооружений – Вашингтон заключил с Саудовской Аравией крупнейшее соглашение. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, 100 крупнейших оружейных концернов в 2008 году продали военных товаров на сумму 385 миллиардов долларов, увеличив тем самым объемы продаж по сравнению с предыдущим годом на одиннадцать процентов. На третьем месте в этом списке следом за Соединенными Штатами и Россией закрепилась Германия. Помощь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) нуждающимся странам в тот же период составила 122 миллиарда.

Сергей задумывается и рассуждает, конечно же, абстрактно: если сам не выполняешь эту работу, то найдутся десятки других людей, которые это сделают. И ведут ли себя главы государств иначе, когда они поставляют друг другу смертельное оружие? «Я не знаю, почему американцы как помешанные преследуют именно Виктора». Но кто думает, что его брат может предать свою родину, тот ошибается. Он многое способен вынести и остается при этом оптимистом.

И вот новое письмо Виктора Бута из тюрьмы в Бангкоке, на этот раз его слова полны пессимизма. «У американцев есть в распоряжении средства, при помощи которых они любого могут заставить заговорить. Возможно, они будут пытать меня, использую химические препараты, или посадят в лагерь а ля Гуантанамо. В любом случае справедливого процесса для меня в Америке не будет». Конец письма воспринимается как завещание: «Если я умру в тюрьме, то это не будет естественная смерть».


Напоследок, прошу всех: отписывайтесь в этой ветке по любой новости,касающейся спецслужб, нужно обсуждение иначе ветка загнется.
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!