История Евразии от древних времён и далее
925,383 4,479
 

  Yuri Rus ( Слушатель )
10 окт 2010 08:25:55

Тред №263903

новая дискуссия Дискуссия  159

Я совершенно не специалист по Батыю и тому времени (читал, конечно, ряд книг и множество споров на разных форумах), но хочу высказать несколько замечаний, исходя из своего жизненного опыта.

1. Я вырос в Якутии - там как бы довольно холодно и мало населения. В отличие от современной европейской части России, Якутия и сейчас не очень окультурена, городов/деревень, а также дорог между ними мало. В этом как раз сходство с Русью XIII века. Якутия очень большая и расстояния там огромные (тысячи километров). Как же решается проблема перевозок людей и грузов в Якутии?

Очень просто - большинство грузов перевозится на грузовиках по зимникам. Там, где есть крупные реки, по которым возможно судоходство, грузы перевозятся летом на баржах. Кое-где возможно забрасывание грузов (и людей) только на самолетах-вертолетах.

Что же такое зимники? В основном, это дороги по замерзшим руслам рек, а также по коротким участкам замерзшей земли от одной реки к другой (где они близко подходят друг к другу). Напрямую - по лесу, по тайге - никто зимники не пробивает, даже если это, глядя на карту, и короче, чем по рекам. Летом же дороги исчезают (кроме местных дорог вблизи населенных пунктов) - сплошная грязь.

2. Города и деревни во все времена строились по берегам рек (морей, озер), особенно в России - здесь земли много, в отличие от Европы или там Китая с Индией и пр. ЮВА, можно было выбирать наиболее удобные места. В XIII веке, можно гарантировать на 100%, жители русских городов и деревень ездили друг к другу именно по зимникам, по замерзшим рекам, связывающим их между собой. Во всяком случае, лет 100-200-300 назад люди на Руси широко пользовались зимниками, это отнюдь не "изобретение ХХ века". Подчеркну - все города и все деревни Руси находились на реках и их все можно было легко достичь по зимникам.

3. Зимник пробить очень легко - достаточно лишь несколько раз проехать по снегу надо льдом и он утопчется. Даже по целине, по глубокому снегу, тумены Батыя могли пробить зимник очень быстро - проблема решается всего лишь постоянной сменой "лидеров гонки", одна тысяча, вероятно, заменялась другой каждые минут 15-20. Все остальные тысячи шли уже по накатанной поверхности. Лед на реках - идеально ровная поверхность, по ней можно очень быстро ехать как на машинах, так и на лошадях. Воду с собой в бурдюках везти не надо - полное изобилие. Пыли никакой нет. Грязи нет. Дорога гладкая и твердая, но не чрезмерно твердая, как камни, копыта лошадям не испортит. Короче, зимник - это идеальная дорога.

4. Тумены Батыя, продвигаясь по нескольким пробитым ими зимникам (вероятно, по руслам соседних рек), постоянно натыкались на русские города и деревни (они ведь все были на берегах рек). Грабили их и забирали себе все продовольствие и фураж. Крестьяне и горожане имели большие запасы сена, зерна, скота и пр. Города, наверняка, имели какие-то оборонительные сооружения на реках, но вряд ли настолько серьезные, чтобы они могли противостоять туменам Батыя. Какие-нибудь раздвигаемые засеки из деревьев? Ведь это же на реке, временные сооружения, весной их смоет ледоход. Не то, что каменные стены или даже земляные насыпи у городов. Большинство городов, по-видимому, пали легкой жертвой, не говоря о деревнях.

5. Всё, что армии Батыя было нужно, чтобы точно знать, где какие есть русские города и села и сколько они там смогут раздобыть еды для солдат и фуража для лошадей, - послать заранее лазутчиков или взять с собой купцов из ранее покоренных стран, кто бывал на Руси. Уважаемые участники спора, вы ведь не думаете, что полководцы прошлых столетий, включая чингизидов, были полными дикарями и идиотами, и потому не задумывались о необходимости составлять подробные планы своих военных кампаний, а надеялись исключительно на авось?

6. В противоположность зимникам, ехать и пробивать дороги через дикий лес, через бурелом, с множеством скрытых под снегом ловушек чрезвычайно трудно. Практически невозможно, чтобы армия Батыя шла на Русь через леса. Вся предыдущая дискуссия (и подобные ей на многих других форумах, что мне попадались) основана на предположении, что монголы шли на Русь именно напрямую, через леса (или степи, где они есть). Я постарался доказать, что это не только не единственная возможность, а, напротив, худшая из существовавших.

7. Итак, главный вопрос, который возникает в связи с моей гипотезой: когда армия Батыя пошла на Русь, реки уже замерзли или нет? Достаточно ли толстый лед установился на реках, чтобы выдержать вес тысяч лошадей с всадниками? Кстати, нужно учитывать, что малые реки замерзают намного раньше, чем крупные. Так что время замерзания Волги или Днепра не должны служить ориентиром для начала путешествия армии Батыя по зимникам.

P.S. Из Википедии:

http://ru.wikipedia.…ие_на_Русь

О том, что нападение монголов на Русь в конце 1237 года не стало неожиданным, свидетельствуют письма-донесения венгерского монаха-миссионера, доминиканца Юлиана:
« Многие передают за верное, и князь суздальский передал словесно через меня королю венгерскому, что татары днём и ночью совещаются, как бы прийти и захватить королевство венгров-христиан. Ибо у них, говорят, есть намерение идти на завоевание Рима и дальнейшего…Ныне же, находясь на границах Руси, мы близко узнали действительную правду о том, что всё войско, идущее в страны Запада, разделено на четыре части. Одна часть у реки Этиль (Волги) на границах Руси с восточного края подступила к Суздалю. Другая же часть в южном направлении уже нападала на границы Рязани, другого русского княжества. Третья часть остановилась против реки Дона, близ замка Oveheruch, также княжества русских. Они, как передавали нам словесно сами русские, венгры и болгары, бежавшие перед ними, ждут того, чтобы земля, реки и болота с наступлением ближайшей зимы замёрзли, после чего всему множеству татар легко будет разграбить всю Русь, всю страну Русских.
Отредактировано: Yuri Rus - 10 окт 2010 08:50:26
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!