Не звезди!
Ксения ЕВДОКИМЕНКО
Булат АЮХАНОВ вернулся из Оксфорда с церемонии вручения Сократовской премии, которую часто сравнивают с Нобелевской. Разница лишь в том, что за этой наградой не стоит солидный денежный куш. Впрочем, Булату Газизовичу не привыкать к почету и славе без денег.
26 октября его коллектив открыл 44-й театральный сезон на арендованной сцене оперного театра. Поклонников его балета встречал огромный плакат на фасаде с портретом... Цискаридзе. Аюханов не обижается.
- Я живу в Казахстане как квартирант у не очень любезной хозяйки, которая то чаем угостит, то пошлет без церемоний, - говорит танцор. - А мне ничего не остается делать, как принимать и то и другое. Не важно, где и с какой афишей мы выступаем, важно, что у меня коллектив с сорокачетырехлетней историей.
- Сократовская премия присуждается не только за наивысшие достижения в профессиональной сфере, но и за личные качества. Что она для вас означает?
- Это сон наяву. Мне до сих пор все это кажется нереальным. Тем более что я никаких анкет не заполнял, биографию не переписывал, взяток не давал, никому не кланялся. Знаки отличия выполнены из платины и бриллиантов. Но я теперь хочу получить еще Нобелевскую премию. Для этого надо что-то изобрести - может быть, поработаю над двухместным унитазом. Очень удобная штука - можно заодно и пообщаться. А если серьезно, Сократовская премия меня отрезвила, ведь я все время строю планы, а денег все время не хватает. Пенсионный возраст балетным подняли до 63 лет, когда уже подмышки седые, а прямая кишка не выдерживает нагрузок. Противники мои поумирали, так что и воевать не с кем. Я уже в том возрасте, когда вроде бы надо ограничиться наблюдением, но позволить себе этого не могу, поскольку делаю то, что не умеет никто. За это мне и дали премию.
- Зато увешанный такими звездами и международным признанием вы теперь можете стукнуть кулаком и потребовать чего-нибудь для своего балета. Например, давно обещанную камерную сцену или возвращение пенсии по выслуге лет для артистов!
- ... И меня пошлют на девять букв. То есть три раза на хер. Наши чиновники считают, что артисты должны иметь накопления и танцевать до глубокой старости. А за время существования моего коллектива из 200 танцоров, работавших у меня, 17 умерли. У них просто изнашивается организм. Я устал доказывать чиновникам, что такая старость унизительна. Заставьте Балиеву, Коржову или Карагусову пробежаться, и на пятидесятом метре у них кишки выпадут! А почему балерина в их возрасте должна изображать Джульетту и скакать по сцене? Мы причисляем себя к светским, просвещенным государствам, а относимся к артистам по-варварски. Вот сейчас в хореографическом училище занимаются 500 детей. Где они будут работать и жить, когда закончат обучение? Лично я не могу принять хорошую танцовщицу, потому что она иногородняя, ей негде жить.
- Кому, как не вам, знать, что наши танцоры востребованы за рубежом. Там и накопить на старость легче...
- Что толку от того, что они уезжают? В итоге все артисты возвращаются на родину, став, по сути, иностранцами. Обратите внимание: возвращенцы здесь плохо поют и хреново танцуют. Потому что за границей с молодежью никто не работает. А неумение видеть себя со стороны - это основное заболевание молодых. Им нужен руководитель. Нет плохих детей - есть плохие родители, нет плохих оркестров - есть плохие дирижеры.
- Поэтому вам так важно показать все на личном примере?
- Не только поэтому. С дистанции сходить не хочется. Для этого надо не прекращать движение, а координация у меня уже не та. Я стал спотыкаться, ударяться об углы - все-таки 73 года... Мне уролог говорит: “Вы еще не капаете на собственные ботинки?”. Он так шутит. Когда в прошлом сезоне я выходил на сцену в спектакле “Облако Чингисхана”, мой сын глаза закрывал. Боялся, что я там на сцене и упаду. Так что второго такого сумасшедшего, как я, нет.
- Кстати, почему вы не пустили в балет детей и внуков?
- Зачем мне этот сумасшедший дом еще и в семье? Я вообще удивляюсь тому, что как-то успел семью создать. Все время ведь жил искусством.
- Так, может, пора уже успокоиться?
- Сколько моих коллег спились или умерли в нищете! А я себя берегу, потому что коллектив без меня пропадет. Как только я закрою глаза, закроют и Театр танца. И причиной тому не вражда с кем-то, не чья-то зависть - просто балет не нужен государству. Это же лишняя забота. Я продолжаю работать, потому что и от меня пока что-то зависит. Да, я не спился и не скурвился, но грош мне цена, если начну почивать на лаврах. Тут для меня все просто: получил звезду - не звезди!
http://www.time.kz/i…wsid=18637