Социология и этика кризиса
665,277 1,228
 

  TEMIR ( Слушатель )
12 ноя 2010 19:41:43

Тред №273858

новая дискуссия Дискуссия  157

Понимаю, что много букв, но это, как мне представляется, важные буквы.

Сегодня нужно затевать структурную перестройку Русского мира


Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии IV Ассамблеи Русского мира 3 ноября 2010 г.

http://www.imperiya.…ml?id=8760

http://www.youtube.c…_embedded#! (видео)

Уважаемые участники и гости IV Ассамблеи Русского мира, дорогие братья и сестры! Рад новой встрече с участниками Ассамблеи Русского мира. Нынешний форум проходит под девизом «Учитель Русского мира: миссия, ценности». Это очень важная тема для всех тех, кто ощущает свою принадлежность к Русскому миру. Учитель занимает уникальное место в обществе. Он передает новым поколениям опыт, знания, ценности — все то, что накопил народ и все человечество за свою историю. От его трудов во многом зависит, как будет думать, чувствовать и поступать человек в своей жизни. А значит, от него зависят и дальнейшие пути развития общества.

Что же должен сеять в человеческих душах учитель, принадлежащий к Русскому миру? Какие идеи он должен закладывать в своих воспитанниках? На прошлой Ассамблее я уже делился своими мыслями о Русском мире. Хотел бы сегодня продолжить разговор на эту тему.

Прежде всего, хотел бы определенно сказать: рассуждения Русской Церкви о Русском мире не зависят от политической конъюнктуры. Русский мир придуман не в Москве или в Петербурге, а родился на свет много веков назад на берегах Днепра. Особый Промысл Божий состоял в том, что между рождением Руси и основанием ее Церкви была небольшая временная дистанция. Если 862 год считается точкой отсчета бытия русской цивилизации, то 988 год является началом Русской Церкви. Все, как в жизни человека: сначала рождение, а затем крещение.

Только подумайте: спустя всего лишь чуть более 100 лет молодое Русское государство уже приняло веру Христову. Через своих служителей Бог основал Русскую Церковь и вверил ей пастырское служение среди народов Руси на все времена. За исполнение этого служения Русская Церковь постоянно держит ответ перед Господом и будет судима Им в конце времен. Потому на протяжении всей тысячелетней истории Церковь непрестанно заботилась о духовном просвещении и благе Русской земли. Как же Русской Церкви не беспокоиться сегодня и в будущем о Русском мире, который вырос из корня Руси и народы которого вверены Богом ее пастырскому попечению? Не делать этого, значит — ослушаться Самого Бога.

Память об историческом происхождении, а значит, и о воле Божией в отношении Руси сохраняется в названии Русской Православной Церкви. Однако она давно является многонациональной. На Русской Церкви вполне исполнилось слово Спасителя о том, что только умершее зерно приносит много плода (Ин. 12:24). Благодаря православной вере народ Руси перерос свою этническую ограниченность и смог создать вместе с другими народами единое цивилизационное пространство, в котором Русская Церковь совершает свои пастырские труды.

За время своего исторического существования каждая Поместная Православная Церковь создала свою духовную традицию, которая представляет собой совокупность языка, понятий, исторического опыта и форм деятельности, возникающих в ходе проповеди и воплощения вселенских христианских принципов применительно к национальным, историческим, географическим и другим особенностям народов, ею окормляемых. У каждой Православной Автокефальной Церкви есть своя духовная традиция. За столетия бытия Русской Православной Церкви сложилась русская православная традиция. В нашем случае у этой традиции есть еще собственное наименование — «Святая Русь». Идеал Святой Руси стал плодом сотворчества всех народов, окормляемых Русской Церковью и связавших свою судьбу с исторической Русью.

Предлагаю ли я что-то новое? Нет, скорее пытаюсь обобщить те принципы и реалии, которыми живет сегодня весь православный мир и которые связаны с его историческим опытом. Да, вера во Христа объединяет людей и стирает различные преграды между ними: национальные, социальные и другие. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28) — пишет святой апостол Павел. Но христианство не уничтожает то особенное, что есть в каждом народе. Верить во Христа каждый народ научается на своем языке и в рамках своей культуры, и затем творчески ее преображает. Вот, почему православная традиция существует в виде греческой, русской, румынской и других. И вот почему каждый народ так высоко чтит своих просветителей и устроителей своей духовной жизни. Для Русской Церкви это — первый проповедник святой апостол Андрей Первозванный, просветители — равноапостольные Кирилл и Мефодий и, конечно, крестители — святые равноапостольные Владимир и Ольга.

Но на этом жизнь национальной духовной традиции не останавливается. Когда она входит в соприкосновение с реальной жизнью народа, то она содействует формированию культуры, которая определяет цели, правила и ценности общественной и частной жизни людей. Но и это еще не предел. Следующим шагом развития духовной традиции может стать формирование цивилизационной традиции, которая уже переходит границы одного народа и генерирует способы духовной и материальной жизни, объединяющие в одно общество людей разных этносов и религий. Это высший, всечеловеческий, уровень общественного бытия, который возможен в рамах грешного мира. Он может быть порожден только вселенской верой, которой и является Святое Православие. В прошлом в православном мире примером такой цивилизации была византийская цивилизация. Именно по ее образцу формировалась русская цивилизация, которая всегда осознавала себя как одна из ее продолжательниц.

В связи с этими мыслями необходимо четко обозначить роль Православной Церкви и русской православной традиции в Русском мире. Кто-то из критиков моего выступления на прошлой Ассамблее обвинял меня в том, что я якобы отождествляю Русский мир и Русскую Церковь, тогда как к Русскому миру принадлежат люди других вер и мировоззрений. Но это неправильное понимание моих слов. Безусловно, русская цивилизация открыта к разным культурам и традициям. Однако бесспорно и то, что Русская Церковь наиболее активно участвовала в закладке Русского мира и его развитии. Она также является источником его жизненной энергии. А потому ее духовный опыт, религиозная мысль, святыни, духовные центры, святые и выдающиеся деятели являются неотъемлемым достоянием Русского мира. Бесспорно и то, что в созидании русской цивилизации важный вклад вносили и вносят представители ислама, буддизма, иудаизма и традиционных христианских конфессий, а также светских течений мысли. Важно также признавать их значение и роль в формировании русской цивилизации. Даже если мы в чем-то не согласны между собой, у нас есть много общего, что нас объединяет и что мы должны защищать, поскольку оно является частью нашего личного самосознания.

Что же нас всех объединяет? Единая система ценностей и опыт ее воплощения в истории. Эта система ценностей включает в себя: религиозную веру и межрелигиозный мир, свободу и нравственное совершенствование личности, самопожертвование ради других, крепкую семью, уважение старших, соборный совет и действие, творчество, трудолюбие, справедливость, любовь к Отечеству, заботу о сотворенном мире. Наверное, такие же ценности есть и у других народов. Однако за столетия развития Русского мира у нас сложились свои культурные и социальные формы их реализации, их понимание и их символические формы выражения. Все это дорого каждому из нас.

Единая система ценностей задавала и задает общие координаты мышления в богословии, философии, социальной мысли, естественно-научном исследовании. Так создавалось и создается общее культурное наследие Русского мира. А потому неоспоримое значение для общности Русского мира имеют достижения русской литературы, художественного искусства, балета, кино, спорта, а также научные и технические изобретения, появившиеся в рамках русской цивилизации и ставшие достоянием всего человечества. Неотъемлемой частью русской культуры являются принципы и формы общественной жизни, а также уникальные черты образа жизни, сложившиеся под влиянием русской системы ценностей.

Нас также всех объединяет общая историческая память. Она охватывает события прошлого, обращена к настоящему и открыта будущему. Как в жизни каждого человека, в истории Русского мира есть светлые и темные страницы. Мы определяем, что хорошо, а что плохо в нашей истории, исходя из того, насколько действия власти и народа соответствовали системе ценностей Русского мира и одновременно были направлены на сохранение его единства, обеспечение его безопасности и процветания. Поэтому особое значение имеет почитание дат, мест, памятников и имен, связанных с важнейшими и переломными страницами гражданской истории народов Русского мира. Также важны мемориалы, посвященные трагедиям, имевшим место в нашей истории.
Отредактировано: TEMIR - 12 ноя 2010 19:47:57
  • +0.58 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!