Социология и этика кризиса
665,277 1,228
 

  TEMIR ( Слушатель )
12 ноя 2010 19:42:59

Тред №273860

новая дискуссия Дискуссия  158

Сегодня нужно затевать структурную перестройку Русского мира

(Продолжение)

Русская цивилизационная традиция сохраняется с помощью общей системы коммуникации. Народы Русского мира не могли бы создать цивилизационную общность, не имея языка межнационального общения. Таким средством коммуникации стал русский язык, который сложился и развивается как общее достояние всех народов Русского мира. А в церковной жизни таким языком является церковно-славянский. Это общий язык для всей Русской Церкви, и его важно сохранять, развивать и изучать. При этом большую ценность имеют языки всех народов, составляющих Русский мир. Кроме того, важную роль в передаче наследия русской цивилизации играют общие принципы построения системы образования и воспитания. Они тесным образом связаны с религиозной традицией и ориентированы на получение всестороннего знания и формирование личности, открытой к исследованию и творчеству. В эпоху бурного развития электронных средств коммуникации и информации все большее значение приобретает обустройство информационных носителей и сетей, которые бы сохраняли, распространяли и знакомили людей с русской цивилизационной традицией.

Теперь хотел бы сказать о том, как существует эта общая цивилизационная традиция в современном мире, и каковы могут быть ее перспективы в будущем. Бывали разные времена. Русский мир прошел и через княжескую междоусобицу, разделение между несколькими государствами, объединение в границах одного государства — одним словом через многие политические и структурные преобразования. Теперь русская цивилизационная традиция существует в условиях различной политической и общественной самоорганизации. Более того, она распространяется по миру вместе с передвижением людей: около ста лет в дальнем зарубежье живет не одно поколение русских людей, которые по политическим соображениям и даже просто спасая свою жизнь, покинули Россию, выбирая себе место жительства в различных уголках планеты. Поэтому Московский Патриархат, так же как и некоторые другие Православные Церкви, открывает свои приходы в различных странах мира для своих верующих. Общин Московского Патриархата в диаспоре насчитывается сегодня несколько сотен. Таким образом, в пространство пастырской ответственности Русской Церкви входят не только отдельные страны исторической Руси, но и те общины и сообщества людей, которые связывают свою идентичность с русской цивилизационной традицией, но живут за пределами ее канонической территории и за пределами канонической территории других Поместных Церквей.

Я не думаю, что сегодня нужно затевать, какую-то новую структурную перестройку Русского мира. Уже сложились суверенные государства на просторах исторической Руси, и они показали свою жизнестойкость. Сегодня было бы важно, чтобы этот суверенитет был «перезагружен» и направлен не на обособление от соседей, а на ответственное поддержание и развитие нашей цивилизационной общности. Сколько можно разрушать?! Вспомним историю Храма Христа Спасителя, в которой, как в капле воды, отразилась история Русского мира. Сначала мы собирали с миру по нитке, чтобы построить Храм в благодарность Богу за избавление Отечества в 1812 году, затем его разрушили, а, поняв свою ошибку, восстановили. А ведь можно же было просто не разрушать! И такие примеры можно привести во всех сферах общественной жизни.

Мое горячее желание состоит в том, чтобы все страны, связанные с русской цивилизацией, осознали наше общее ценностное достояние не как угрозу своей самостоятельности, а как свой бесценный ресурс в глобальном мире. Пробуждение цивилизационного сознания в пределах исторической Руси является сегодня одной из важнейших задач. Прежде всего, она стоит перед теми странами, которые напрямую возводят историю своего народа к Руси, то есть перед Белоруссией, Россией и Украиной.

Кто-то считает, что в России уже сформировалось такое сознание. Я полагаю, что оно только начинает формироваться. Хотел бы выразить большую радость в связи с тем, что в этом году Россия, вслед за Украиной, объявила День Крещения Руси памятной датой. В церковной жизни он давно стоит в календаре праздников. Но этот праздник имеет особое значение и для гражданского самосознания России. Его введение означает, что современная Россия признает себя одной из наследниц Киевской Руси и тем самым четко определяет свое цивилизационное происхождение, восходящее к Византии. Не думаю, что эта памятная дата может принизить роль других религиозных традиций в жизни России. Она объективно отражает ту уникальную роль, которую сыграло Крещение в водах Днепра для объединения и становления Руси как единого организма.

В свое время известные исторические обстоятельства привели к умалению роли Киева в цивилизационном формировании Русского мира. На долгие столетия центр Руси переместился на Север. Теперь же исторические условия благоприятствуют тому, чтобы Киев вновь стал одним из важнейших политических и общественных центров Русского мира. И эта роль должна быть не меньшей, чем роль Москвы, потому что Киев — колыбель русской цивилизации. По слову древнего летописца — «матерь городов русских». Именно Киев смог впервые собрать все русские земли, сплотить различные славянские племена и провести христианское просвещение собственного народа без огня и меча. Но еще более важная роль Киева состояла в том, что он начал воплощать в русской жизни идеал вселенского Православия, результатом чего стало формирование русской цивилизации, преодолевшей все межплеменные распри. И только в трудных условиях запустения Южной Руси и монгольского ига эстафету этого делания восприняла Москва. Потому святитель Петр, митрополит Киевский, перенес кафедру в Москву, и его выбор приняли все последующие митрополиты. Благодаря этому дело Киева не погибло, а наоборот принесло многие плоды.

Уверен, что современная Украина может продолжить эту древнюю киевскую традицию, отличительной чертой которой всегда была забота о сильной Руси, способной защищать Святое Православие и являть в своей жизни его всечеловеческий, то есть вселенский характер — быть домом для многих народов, а не замыкаться в своей национальной келье. Именно из этих интенций русской души берет начало идеал Святой Руси. Существование этого идеала говорит о том, что высшей ценностью русского народа стало не земное могущество, а святость жизни. Украина и сегодня, и в будущем может послужить исполнению замысла Божия о Руси. При этом Украина не должна и не может быть ведомой или младшим партнером в этом историческом деле. Она призвана быть ответственной наследницей Руси и созидать Русский мир на равных совместно с другими его наследниками.

Я позволил себе сказать отдельно о России и Украине. Но это не означает, что я принижаю роль Белоруссии, Молдавии, Казахстана или других стран, игравших и продолжающих играть значимую роль в сохранении Русского мира. Москва, Киев, Минск, Кишинев, Астана могут стать центрами не просто отдельных государств, но и центрами общей, могучей цивилизации, от имени которой они способны во весь голос говорить с другими цивилизационными полюсами мира. Важно, чтобы каждый из этих центров, сохраняя свою самобытность, в то же время развивал взаимосвязи с другими столицами единого духовно-культурного пространства Русского мира.

Принадлежность к Русскому миру определяется не принудительным путем, а на основе свободного выбора людей и народов. Поэтому не может быть никакого навязывания идеи Русского мира. Хотелось бы, чтобы сам анализ происходящего в мире показал нам, что только поддержка своей общей цивилизационной идентичности и строительство механизмов сотрудничества на ее основе может принести благополучие и уверенность в будущем для наших народов. Утрата этого уникального наследия будет означать потерю духовных ориентиров в жизни народов Русского мира, разрушение их культурной самобытности, слабость перед внешними вызовами и угрозами. Несомненно, такой вариант будущего вызывает тревогу у Русской Церкви и заставляет ее призывать к теснейшему сотрудничеству всех наследников исторической Руси.

Как же нам строить Русский мир в современных условиях? В истории русская цивилизация выживала потому, что она была восприимчива к судам Божиим, которые порой через страдания и большие людские потери вели наши народы к пониманию истинной жизни и истинных ценностей, очищая их от всего наносного. Вслушиваясь в то, что нам говорит Бог обстоятельствами времени и в ответ на наши молитвы, мы должны не бояться обновлять нашу жизнь и менять привычные представления о ней. Если в прошлом оправданной стратегией выживания Русского мира была его централизация, то сегодня в условиях глобализации оптимальной формой может оказаться теснейшее интеграционное сотрудничество равноправных суверенных государств, образовавшихся на пространстве исторической Руси. В современном мире общепризнано, что от интеграции страны только выигрывают, а потому многие стремятся развивать интеграционные процессы. Но не у всех это получается.

Страны Русского мира имеют все необходимые предпосылки, чтобы осуществить свой уникальный проект интеграции. Однако им необходимо научиться примирять различные интересы, уважать позицию друг друга, искать согласие ради достижения общего блага. На мой взгляд, факторами, располагающими к нахождению взаимоприемлемого решения, являются общность менталитета наших народов, а также готовность пойти на жертвенную поддержку в случае затруднительности для другой стороны самостоятельно справиться с возникшими трудностями. Думаю, что такая интеграция может стать примером модели сотрудничества нового поколения, которую будут брать за образец другие народы планеты, как сегодня многие равняются на Европейский Союз. Страны Русского мира имеют все возможности для создания пространства, в котором не будет первосортных и второсортных народов, в котором будут уважаться и развиваться их языки, культуры, религиозные традиции, а общественная жизнь строиться на основе служения и помощи слабому, в котором будет защищаться свобода и нравственность, а также воплощаться в жизнь принципы справедливости и законности. Всего этого сегодня ищет человечество. Если мы не на словах, а на деле сообща предложим свой опыт интеграции, то, верю, Русский мир принесет свой вселенский плод, который Господь терпеливо ожидает от нас, насадив много веков назад русское древо в человеческой семье народов.

Строительство Русского мира не есть создание некой изоляционной системы. Глобальность многонациональной русской цивилизации, прежде всего, имеет опору во вселенском характере Православия, лежащего в основе мировоззрения большинства из тех людей, которые осознают себя частью Русского мира. Будучи многокультурным, Русский мир по своей природе ориентирован на поддержание добрых связей с различными цивилизационными центрами мира. Контактам русской цивилизации с другими народами планеты могут содействовать и многочисленные диаспоры Русского мира. Большой потенциал развития дружеских связей с различными странами мира открывается также в деятельности людей, которые ценят и изучают традиции народов Русского мира.

Русский мир должен быть не столько воспоминанием о прошлом, сколько деятельным, мобилизующим началом построения лучшего будущего для великого многонационального объединения, живущего в мире с собой и остальным миром. Желаю всем участникам Ассамблеи помощи Божией в трудах и успеха в осмыслении темы нынешнего форума. Надеюсь, что его результаты станут важным вкладом в единение многомиллионного Русского мира.
  • +0.58 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!