Цитата: Bugi от 29.12.2010 05:46:40
...что такое Крайний Север, если Магадан южнее Санкт-Петербурга, а Петропавловск ненамного севернее Москвы? Является ли определение "Крайний Север" термином сугубо географическим? Каким образом il Machia объеденил Сибирь с Заполярьем...
Господа минусовавшие, если у вас есть продуктивные идеи - помогите человеку.
Самое официальное использование терминов, о которых речь, конечно же в нормативных текстах (т.е. в законах страны). Вот как эти термины сводит воедино главный такой закон:
«Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.»
Так вот по этому Закону Камчатка входит в перечень местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Заметьте — она не является
частью Крайнего Севера,
она только к нему приравнена для целей исчисления надбавок к зарплатам.
Но вас лично винить в путанице, которая царит у вас в голове — нет никаких оснований; вы в данном случае ни в чём не виноваты (я сейчас это покажу на конкретном примере). Но сначала всё-таки привлеку внимание всех, кто тут настойчиво пытается убедить не то меня в моём высокомерии, не то самих себя в собственной познавательной добросовестности: мол, чего ты тут занудствуешь, Гугл у всех и без тебя есть. Или вот совсем свежий пример: «...что-то мне подсказывает, средний посетитель Авантюры может сам проверить или найти факты...»
Итак, почему винить никого из нас за царящую в наших головах путаницу с «северными» терминами нельзя. (Заранее прошу прощения за занудтсво у всех средних посетителей Авантюры и прочих, тоже умеющих пользоваться Гуглом.)
«17 апреля 2007 года Комитет по проблемам Севера и Дальнего востока провел в Государственной Думе парламентские слушания «Районирование Севера России». В их работе приняли участие депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, представители министерств и ведомств РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, представители общественных организаций, ассоциаций, профессиональных союзов, научных учреждений и хозяйствующих субъектов.»
Эксперты совещания (видимо из Минрегиона, но не уверен) в своей записке, озаглавленной «Районирование» и подводящий итог слушаний в качестве справочного материала для дальнейшей работы законодателей по поставленному вопросу, в преамбуле написали (курсив мой):
«Сложившаяся система государственной поддержки северных территорий... недостаточно учитывает произошедшие изменения в экономике России, продолжает сохранять многие черты старой административно - командной модели, в том числе и в самом определении объекта поддержки - «районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности», «районы Севера с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)», «районы проживания коренных малочисленных народов Севера», «другие районы Севера». В настоящее время территория Севера условно делится на две зоны: районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. При этом отнесение конкретной территории к той или иной зоне не нашло отражения на уровне федерального законодательства. Действующая система районирования не отражает всего разнообразия особенностей природно-климатических условий на территории северных регионов.
Утвержденных научно обоснованных критериев для отнесения территорий к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям в настоящее время не существует. Также не разработан единый порядок для принятия решения по данному вопросу, в связи, с чем такое отнесение производится и нормативными актами Президента, и Правительства Российской Федерации. Государство продолжает пользоваться
понятием «Крайний Север», которое было установлено волевым решением ВЦИК и Советом народных комиссаров РСФСР в начале 30-х годов прошлого столетия. До сих пор в нашей стране нет единого научного подхода к определению понятий «Крайний Север» и «приравненные к ним местности». Нет и единого научного обоснования южной границы северных территорий.»
***********
Так вот я вам, как филолог филологу 8), тогда всего лишь напомнил, что рядовые носители языка (в нашем случае все мы среднестатистические жители России) даже при таком бардаке с официальным определением терминов всё равно всегда имеют какое-то своё «обывательское» представление о том, что же «бардачные термины» обозначают. И написал об этом «просторечном», «народном» понимании «псевдо-географических» "северных" терминов:
«Мы себе в уме представляем (если зрительно по карте двигаться на самом севере России от её западной границы на восток) - "Север", потом "Сибирь" (их оба вместе мы ещё тоже воспринимаем, как "Заполярье"), "Камчатка", "Чукотка" и от них на юг - "Колыма" и "Дальний Восток". Поэтому-то непрофессионалы скорее всего удивятся, если узнают, что Камчатка входит в состав даже официального Крайнего Севера, не то что "просторечного" Севера.»