Цитата: ZlayaPulya от 30.12.2010 03:30:59
Суть принципиального противоречия:
(Источники не цитирую подробно, чтобы никого тут не обижать. Гугл у всех есть, да и что-то подсказывает, что средний читатель Авантюры сам факты сумеет перепроверить, если захочет. (с) )
1.Экономический кризис у Ягайлы.
Отсутствие средств на войну, вообще опустошение казны у Ягайлы никоим образом не равнозначны экономическому кризису в его стране. В силу специфики политического и экономического устройства Литвы, Ягайло имел в казне ровно столько, сколько ему соглашались дать его «налогоплательщики». Если они отказывались давать ещё денег на войну или иное мероприятие, задуманное Ягайлой, то это отнюдь не означало, что причина их отказа — экономический кризис (для примера см. прекрасно задокументированные причины окончания войн Стефана Батория против Ивана Грозного). Потерять интерес к войне или иному княжьему мероприятию они могли по любым самым разным причинам. Сам Ягайло при этом самым богатым человеком в уеяжестве не был; были магнаты намного богаче. Аналогичная ситуация была и в близкой Польше Франции — король там имел пол-дюжины очень строптивых и непослушных аристократов, которые каждый были значительно богаче, и потому влиятельнее, чем он.
2.Физические условия труда кузнеца.
Два соображения.
Первое. Эти условия примерно одинаковы везде, поскольку их особая тяжесть никак не обуславливается климатическими условиями региона. Если доказать, что нигде, кроме как на Руси, никто ничего ковать не мог (не хотел), а все только силой «сабельки» отбирали нужную им кузнечную продукцию у безропотных русских — только тогда этот тезис футюха начнёт «вставать на ноги».
Второе. На самом севере Норвегии, на Лофотенских островах воссоздали деревню 9-10 веков. Теперь это большой музей. Сотрудники в костюмах эпохи исполняют разные работы, одетые в костюмы и пользуясь орудиями той эпохи (и костюмы, и орудия, и все приспособления подробно описаны в книгах норвежских археологов, занимавшихся восстановлением деревни).
Есть там и кузница. И в ней работал кузнец (фотографии и его самого, и кузницы у меня есть в изобилии, правда, на бумаге, поскольку цифровой камеры у меня тогда ещё не было). Примерно за пять минут этот кузнец выковал мне рыболовный крючок, и ещё за пять минут — наконечник для стрелы. При этом он болтал с нами, объяснял нам шаг за шагом что и зачем делает, чего-то напевал сам себе и время от времени левой рукой качал мех, наддувая огонь.
Да, наверное, когда варили железо, было и потяжелее. Но это всего лишь часть кузнеческого труда, причём в процентном выражении временных затрат — не главная.
3.Водка/зелено вино для глушения бляшек как почва для традиционного русского пьянства.
Крепкие (на основе спирта) напитки на Руси появились после Ивана III (т.е. не раньше середины 16 века). Широкое (массовое) распространение получили гораздо позже. Ещё во времена молодости Петра их безнаказанное распитие разрешалось только в Немецкой слободе в Москве. Разновидности хмельных мёда, пива и кваса, которые «во времена Ягайлы» пили на Руси (и вообще на севере Европы), против бляшек — абсолютно бессильны.
4.Выбор между молотом и сабелькой
Магнаты (олигархи) в ВКЛР и в Речи Посполитой имели свои колоссальные состояния в первую и главную очередь за счёт своих огромных с/х владений (земель и крестьян на них). Когда, начиная со времён Ивана III, всех этих Глинских и прочих стали активно переманивать «в Москву», то в первую очередь зарились именно на это их богатство (т.е. на «молот»). Как прибавка к военной силе Москвы (т.е. как «сабелька») они по сравнению с имевшимися в изобилии татарскими князьями были ничтожны.
5.Сто человек на одно дерево.
Отчёт о том, как сто человек в районе нынешних Суздаля и Владимира ушли в лес на всю зиму, чтобы свалить одно-единственное «дерево», не может быть реальным: не только на территории России, а вообще на нашей планете такие деревья таких размеров не растут, да и в реку такой монстр («бревно») уже не уместился бы явно, и ни через одну её излучину не прошёл бы.
У Ключевского есть конкретный пример из той эпохи (15 век): подряд на строительство моста через реку (подразумевает и подвоз из леса необходимого количества «деревьев»). Взяла его на себя «артель» из трёх мужиков, и аккордная плата им за готовый мост составил — 2 копейки (в тогдашних, естественно, ценах).
6.Отчества
«...помер у них мужик. Звали его – по-моему Антип Петрович...»
«На другой день еще мужик и звали его Василием Степановичем...»
«...еще через пару дней померли – Иван Кузьмич, да Лукьян Фомич...»
Во времена Андрея Боголюбского (и ещё века четыре после него) называться по отчеству имели право только князья и их старшая дружина. В реальном документе того времени все перечисленные мужики - «подлые люди» - назывались бы Антипка, Василька, Иванка и Лукашка.
7.Литературный сюжет
То, что автор рассматривает свой текст не как литературный вымысел, а как документальный рассказ, подтверждает вот эта концовка:
«Чтобы вы были в курсе – подобные отчеты в ту пору были писаны для Великого князя. Оставлять их без подписи, да еще в таком виде – считалось оскорблением и могло быть наказано смертию. Однако – почему-то этот отчет сохранили и даже обернули в кожаный переплет.»
Так вот "суть принципиального противоречия" в том, что СПОРИТЬ НЕ О ЧЕМ. Автор, написавший этот полностью фуфловый текст, либо не знает предмет вообще, либо, если он его знает, то, значит, у него совсем иные, нежели постижение истории, задачи.
Если он просто не знает фактов - с ним надо не спорить, а учить его.
Если у него иная задача - то с ним надо не спорить, а чётко обозначать его задачу.
Но во всех случаях - спорить с ним не о чем.