Цитата: lexxey от 02.01.2011 17:29:07
В общем банальность - однако как все четко ложится...
Вся продукция кузнецов в средние века была крайне дорогой (стоила больших денег). Никакая «вся деревня» как бы вскладчину никакого кузнеца не кормила — его кормили богатые люди, платя ему полную цену за его продукцию. «Деревня» отдавала положенные с неё сборы властям (во времена Ягайлы на Руси — зимой, когда уже известен состоявшийся урожай), и на том в основном заканчивала кого бы то ни было «содержать».
Ввиду указанной дороговизны кузнечной продукции мечи были оружием только элиты — все остальные просто не могли их себе позволить.
Типичное большое войско «времён Ягайлы»:
- рыцари в «Европе», или у нас князь со старшей дружиной: профессиональные военные; у них полный комплект доспехов - кольчуги, шлемы, латы, щиты; их основное оружие - мечи; человек 20-30-40;
- свита рыцарей или у нас младшая дружина: профессиональные военные; у них кое-какие латы (чаще кожаные), шлемы, щиты (чаще деревянные, обтянутые кожей), мечи или оружие попроще в изготовлении (в зависимости от богатства их сюзерена); от 200 до 400-500 человек (опять-таки в зависимости от благосостояния рыцарского корпуса в войске);
- ополчение: не профессиональный л/с войска, набранный на время кампании из крестьян; доспехов практически никаких (верхняя одежда из специально толстой валяной шерстяной материи); вооружение — смесь с/х инвентаря с лёгкими в изготовлении видами оружия (например — топор и копьё); 2000-3000-4000 человек.
Как нетрудно видеть, мечи составляли максимум 1% от всего вооружения войска, и являлись абсолютно штучным товаром.
Мечи, которыми типично пользовались «европейские» рыцари - «хрупкие южные воины» - можно видеть в изобилии в музеях стран присредиземноморья. Особо впечатляют двуручные 100-110 см в длину, получившие распространение как раз во «времена Ягайлы». В те времена всеобщей низкорослости эти мечи были почти в рост человека.
Способность или нет владеть мечом определялась не северным происхождением, и не «кузнеческими» генами врождённого богатыря, а тем, что всю мужскую часть «национальной властной элиты» в любой тогдашней «европейской стране» с детства (в среднем с 3-4 лет) готовили к воинскому делу и больше ни к чему. Что и обуславливало их уникалькую физическую силу и столь же уникальные навыки обращения с оружием уже к 15 годам (возраст, когда юношу начинали считать мужчиной). Самый знаменитый пример: английский король Ричард III, которого иногда даже называли горбуном. На самом же деле у него ещё с детства из-за неравномерного распределния нагрузок на левые и правые плечо и руку(как сегодня выразились бы) при тренировке с мечом мышечная масса на правых руке и плече сформировалась гораздо б
ольшая по сравнению с левыми.
Пахали во «времена Ягайлы» почти поголовно все крестьяне сохой — полностью деревянным приспособлением. Железный сошник (наконечник в виде листа железа с загнутыми вверх краями для насадки на деревянную основу) — роскошь (в виду дороговизны кузнечной продукции), которая опять же широкое распространение начала получать гораздо позже. (Мой дед сибиряк рассказывал, как у них в деревне — в конце 19-го века — весь железный инвентарь холили, лелеяли и берегли как зеницу ока — не дай Бог попортить и уж тем более потерять где-нибудь в лесу; дед моего однокурсника из-под Архангельска до самой смерти спал, спрятав свой топор под подушкой.)
Плуг стали изготавливать полностью железным лет через 400 после Ягайлы. Во времена Ягайлы «железный» плуг выглядел так: перед собственно плугом (полностью деревянным) крепился
нож (железный). Этот железный нож и взрезал пласт, а уже деревянные «крылья» его отваливали в стороны двумя кусками. Так что с точки зрения кузнеца изготовление «плуга» было намного проще и легче, чем, скажем, изготовление топора или вот ещё, например, правильного стремени.
Кузнец — мастер, руководитель бригады. Вспомогательные тяжёлые физические операции исполняли подмастерья (в том числе перетаскивали щипцами большие раскалённые болванки с угольев на наковальню). Кузнец и ещё один-два его старших подмастерья собственно только ковали (молотили).
С точки зрения физической труд крестьянина-пахаря вряд ли легче, чем труд кузнеца. Наоборот — он более беспрерывен и потому должен быть более изнурителен. Занять место крестьянина никто не хотел никогда, а вот занять место кузнеца всегда было полно желающих («вся деревня» слюни глотала скорее всего
от зависти),
и от этой конкуренции кузнецы довольно жёстко отбивались (судя по тому, как тщательно хранили своё место и передавали его сыновьям).
С точки зрения медленности-порывистости образа жизни на севере и на юге всё обстояло, скорее, с точностью до наоборот. Чтобы посеять и собрать урожай на севере нужна способность именно к взрывному труду (а не к мерному расслабленному, как на юге). На севере, в страдную пору, если не «взорваться» на 3-4 недели — потеряешь урожай, а это значит чуть ли не смерть всей семье. Вот и ночевали «в стогах» в поле и работали, как известно, от зари до зари — т.е. с 03:30 до 23:00. Считайте сами, а потом укажите место «на Юге», где бы тоже так «взрывно» работали.
Уж если говорить о различиях, то, наверное, северяне были менее приспособлены к нецикличному мерному трудовому распорядку южан, а южане менее были приспособлены к достижению в нужные моменты продолжительных пиковых трудовых напряжений.
Чтобы применять всё вышеперечисленное к «временам Ягайлы», говорить об экспорте кузнечной продукции из центрально-восточных районов Руси, и строить на этом какие-то глобальные эволюционные теории, нужно иметь под рукой ну хотя бы для начала:
- перечень залежей пригодной железной руды, которые тогда разрабатывались на «нашей» территории (насколько я помню всё прочитанное до сих пор — их было совсем мало);
- сведения об импорте на Русь железной руды или самого железа (вот то, что наши кузнецы, по сравнению с европейскими, могли славиться своим высоким мастерством и качеством продукции — это да, это вполне возможно; мне, правда, такие исторические сравнения пока на глаза не попадались, но это ещё ничего не значит, поскольку хвалить нас за что бы то ни было в любой период нашей истории - не принято. :D)
- климатическую карту тех времён (тогда, вроде бы, во всей Европе на протяжении жизни нескольких поколений стояли зимы со снегом и минусовыми температурами, совсем как у нас тут сейчас «на Севере», и условия жизни и труда «у них» ничем не отличались от тех, что были «у нас»).
То, что Север был «бедный» по сравнению с «Югом», извините за грубость — полная чушь.
Чем мерять? Тогдашними деньгами? Т.е. мехом? Так по этому "ценному металлу" все тогдашние «эльдорады» и «клондайки» на нашей территории были. Было у нас довольно долго и в изобилии, чем с остальным миром меняться.
Причём про меха — это ведь только начало разговора о наших богатстве или бедности. Вот уже поминавшийся здесь и очень мною уважаемый Андрей Боголюбский с Новгородом крайне жёстко соперничал — за соляные прииски на востоке Великого Новгорода; а на соляной торговле, в том числе за счёт наших поставок, как известно, вся Ганза на ноги встала.
Это Великий Новгород, что ли, бедный был — по состоянию на конец 15-го века? Или
Ганза? :D Один из точных показателей степени среднего благосостояния — распространение грамотности среди женщин. В Новгороде в музее сегодня можно читать тогдашние бересты, написанные женщинами-простолюдинками. Уж не поленитесь — прочтите их и выводы сделайте для себя сами; не ждите, пока гуру вам про них какую-нибудь очередную красивую чушь выдумает.