Упал со стула... хорошо обошлось синяками без тяжких увечий....Я писал и на "Как оно тикает", и на "Военных", как в 1971 свеженький выпускник кафедры физики элементарных частиц Физтеха, кто ради московской прописки пошел в один из ящиков, получил первое задание: "Как увидеть АПЛ по нейтринному излучению реактора". Он мгновенно отрезал: "Да невозможно!". Начальство поморщилось и сказало: "Нам такой ответ не годится. Мы знaем, что реакторные нейтрино Райнес и Коуэн видел, что на ускорителях уже нейтрино детектируют и уже знают, что есть две сорта нейтрино. Нужно подробное научное обоснование: расчеты, графики, размеры детектора и т.д. и т.п. Можем дать в помощь парочку-другую.". Парень от помощи отказался, но получил разрешение с полгода ходить в библиотеку ИТЭФ, где диплом делал. И написал фолиант в сотни полторы, если не больше страниц. Начальство было в восторге. Парень за полгода вольного счастья тоже. И к концу он осознал: да, военным нужен ответ с полным обоснованием на любую фантастику.
Я не помню, что было в ответе у приятеля, но тут сказано четко: если АПЛ застынет на год, отдав свои несуществующие якоря и не приглушив свои реакторы --- ну, извините-подвиньтесь, их заботы! --- то пять таких монструозных детекторов, облoживших ее кругом на расстоянии 200 км, застукают АПЛ за год работы!А теперь читаем:
Какой грандиозный попил для братьев-физиков, когда все ускорители закроют.... эх, не доживу...Предложен способ поиска нелегальных ядерных реакторовСотрудники французского Комиссариата по атомной и альтернативной энергетике предложили способ дистанционного обнаружения «нелегальных» ядерных реакторов.
К этой группе можно отнести любой реактор, данных о работе которого нет в Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ). Согласно Договору о нераспространении ядерного оружия, именно МАГАТЭ должно следить за тем, чтобы участники договора выполняли свои обязательства.
Авторы работы планируют задействовать в поисках гигантские мобильные детекторы нейтрино. Ядерный реактор неминуемо становится мощнейшим источником электронных антинейтрино, рождающихся при бета-распаде, а это дает ученым шанс отделить соответствующий ему сигнал от фонового.
Поскольку нейтрино имеют малое сечение взаимодействия с веществом, регистрирующие их детекторы должны быть чрезвычайно большими. В проекте французов один детектирующий модуль содержит 138 тысяч тонн жидкого сцинтиллятора на основе линейного алкилбензола С18Н30 в объеме, равном 160 000 м³. Для изготовления модуля потребуется цилиндрическая емкость радиусом в 23 и высотой в 96,5 метров, а также тысячи фотоэлектронных умножителей.
Супертанкер будет доставлять такой детектор к месту работы, где его опустят на глубину в несколько сотен или тысяч метров. Номинальная длительность процесса накопления данных установлена на уровне шести месяцев.
Приняв эти данные за основу, физики рассчитали примерное количество регистрируемых детектором фоновых (фон в данном случае создают атомные электростанции, геонейтрино, мюоны космических лучей) событий для разных географических областей. Полученные значения были преобразованы в вероятность обнаружения реакторов разной мощности; как оказалось, 300-мегаваттную установку детектор, находящийся от нее в 300 километрах и погруженный не менее чем на 1 500 метров, способен отыскать за полгода. Пяти детекторов и одного года должно хватить для обнаружения 50-мегаваттного реактора с расстояния в 200 км.
Сами ученые считают, что в ближайшие 30 лет их идею вполне можно реализовать. Стоимость проекта они при этом не учитывают.