Большой передел мира
261,263,940 515,307
 

  yory ( Слушатель )
08 апр 2011 10:35:03

Тред №315065

новая дискуссия Дискуссия  81

Залив в огне

В минувшие выходные Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива в резкой форме осудил вмешательство Тегерана во внутренние дела Бахрейна. Министры иностранных дел шести государств Залива считают, что шиитский Иран подстрекает бахрейнских шиитов к бунту.

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад обвинения отверг, хотя и не стал отрицать, что в Тегеране горячо поддержали восстания в северной Африке, Бахрейне и Йемене, и назвал их исламским пробуждением против прозападных диктаторов, вдохновленным иранской революцией 1979 года. Военную же интервенцию в Ливии иранцы осуждают, считая, что она может привести к повторению событий в Ираке и Афганистане.

Поддержка Ираном протестов в Бахрейне, 70% населения которого составляют шииты, еще больше обострила и без того сложные отношения между Тегераном и суннитскими правителями стран Залива. Самые плохие, как никогда, отношения сейчас между Ираном и Бахрейном. Дело дошло до отзыва послов для консультаций и высылки дипломатов.

Гордиев узел арабского мира

Не исключено, что наиболее важные события в арабском мире сейчас происходят не в Ливии, а в Бахрейне. Для будущего не только региона, но и всего мира демонстрации в Бахрейне куда важнее постоянных наступлений ливийской оппозиции и контрударов сил Каддафи. При всей парадоксальности этот взгляд имеет право на существование ввиду важного стратегического положения Персидского залива, нефти и переплетения в тесный клубок острых противоречий между Ираном, с одной стороны, и государствами Персидского залива, которые, кстати, залив называют Арабским, и поддерживающими их Соединенными Штатами.

Политику на Ближнем Востоке и севере Африки Вашингтон проводит с оглядкой на Тегеран. Факты говорят, что в принятии Бараком Обамой решения бомбить Ливию немалую роль сыграл… Тегеран.

На проходившем в середине марта в Ситуационной комнате Белого дома совещании, на котором обсуждался вопрос, стоит ли посылать войска в Ливию, разговор быстро перешел к более важной теме: насколько это будет выгодно или невыгодно Ирану.

Советник президента США по национальной безопасности Томас Донилон подчеркнул, что муллы в Тегеране внимательно следят за каждым шагом Обамы в арабском мире. Если американцы не подкрепят силой заявление президента о том, что Муаммар Каддафи потерял легитимное право находиться у власти, иранцы могут интерпретировать его как слабость и сигнал, что Барак Обама точно так же не сдержит обещание не позволить Ирану создать ядерное оружие.

Конечно, никто не знает, что склонило чашу весов на сторону «ястребов», но после того совещания американские авианосцы двинулись к берегам Ливии.

Еще в январе в Вашингтоне считали, что загнали Тегеран в угол: новые санкции оказались на удивление действенными; Москва отказала Ирану в оружии, а компьютерный червь Stuxnet мешал иранцам обогащать уран.

Однако с началом «Арабской весны» все изменилось. Арабские правители, которые два последних года вместе с Вашингтоном строили козни против иранцев и пытались, если верить цитируемым WikiLeaks словам короля Саудовской Аравии Абдуллы, «отрезать голову змее», были вынуждены заняться собственным спасением.

Не до иранских центрифуг по большому счету стало и Вашингтону с Европой. Что же касается санкций, то при ценах на нефть, приближающихся к $120 за баррель, они потеряли свою эффективность. Улетучились и надежды Белого дома на то, что санкции убедят иранцев в том, что ядерная программа не стоит таких жертв.


Персидский или арабский?

Главное событие, к которому сейчас готовятся в Тегеране, состоится 31 декабря этого года, когда Ирак, не имеющий ни стабильного правительства, ни боеспособной армии и сил безопасности, должны покинуть последние американские солдаты. Иранцы собираются заполнить вакуум, который неизбежно возникнет с уходом Вашингтона.

Первоочередная задача Тегерана — помешать прийти к власти в Ираке эффективному правительству, которое создаст сильную армию. В Иране не забыли кровавой войны с Ираком 30-летней давности и не хотят еще одной войны с соседом. Сохранение слабого Ирака — в интересах Тегерана. Уход американцев развязывает ему руки.

Другая задача внешней политики Ирана в отличие от иракской возникла еще в библейские времена. Иран уже не одно столетие стремится доминировать в Персидском заливе. Сейчас для ее выполнения сложилась благоприятная ситуация. Несмотря на техническое превосходство вооруженных сил стран Залива, оснащенных новейшей западной техникой, у Ирана самая многочисленная и идеологически стойкая армия в регионе. Нельзя забывать и того важного факта, что в Исламской республике живут 75 млн человек, это больше, чем во всех остальных государствах Залива, вместе взятых.

Конечно, в случае нападения Ирана американцы могут вернуться в регион, но на это уйдет несколько месяцев. К тому же, Тегерану не нужно прибегать к военной силе. Достаточно поддерживать проиранские силы в арабских силах и дестабилизировать существующие режимы.

Испытательным полигоном сейчас является Бахрейн, в котором нет нефти, но есть банки и база Пятого флота США. Жизнь бахрейнских шиитов не в пример тяжелее, чем у их собратьев по вере в других арабских странах региона. Свержение правительства Бахрейна вызовет прилив храбрости у саудовских шиитов, которые в основном живут на богатом нефтью северо-востоке страны; а также сильно ослабит военные позиции США в регионе и продемонстрирует всем мощь Ирана.

Тегеран, конечно же, заинтересован в свержении суннитской династии Бахрейна. Масштабы иранского участия в бахрейнских событиях неясны. С другой стороны, ни для кого не секрет, что Тегеран пользуется большим влиянием на религиозного лидера шиитов Хасана Мушайму, недавно вернувшегося на родину из Лондона.

Один против всех

В отличие от Ливии, где события в основном носят внутренний характер, в Бахрейне столкнулись интересы Саудовской Аравии, Ирана и США. Бахрейн — не единственная цель Тегерана в регионе. Иранцев интересуют все страны, где имеются многочисленное шиитское население и американские базы. Это и Оман, и Катар, и Кувейт.

Но главный противник Ирана в регионе, конечно, Саудовская Аравия. Тегеран и Эр-Рияд давно не скрывают враждебности по отношению друг к другу. Эр-Рияд сейчас оказался, словно в тисках: между неспокойным Йеменом, волнения в котором могут перекинуться на его южные провинции, населенные исмаилитами. Не менее опасны с этой точки зрения и волнения в Бахрейне, откуда они могут перекинуться на живущих по соседству саудовских шиитов. Обстановка в Ираке тоже складывается в пользу Ирана. Не удивительно, что Эр-Рияд реагирует очень решительно и жестко на малейшие признаки недовольства среди своих шиитов.

Как будет развиваться ситуация в Персидском заливе дальше, предсказать трудно, но возможны три варианта развития событий. Во-первых, в сложную борьбу может вмешаться Турция, очень не желающая этого делать. Во-вторых, США могут вернуть войска в регион, чтобы поддержать шатающиеся режимы, но в Белом доме этого тоже очень не хотят — войска выводятся не для того, чтобы вновь их туда посылать. И в-третьих, Вашингтон может принять и смириться с новым балансом сил в регионе.
Отредактировано: yory - 08 апр 2011 10:38:08
  • +1.78 / 17
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!