Германии вскоре понадобятся новые линии электропередачи Для транспортировки энергии, вырабатываемой офшорными ветропарками в Балтийском и Северном морях, Германии вскоре понадобятся новые линии электропередачи.
Немецкие инженеры предложили весьма неожиданное решение проблемы.Будущее нашей цивилизации связано с тем, что сегодня принято именовать альтернативными источниками энергии, - в этом эксперты не сомневаются. Однако они отмечают также, что серьезным препятствием на пути развития солнечной и ветроэнергетики в Германии может стать несовершенство линий электропередачи. Во всяком случае, эксперты едины в том, что нынешние всем хорошо известные воздушные линии высокого напряжения для этих целей не годятся, а их модернизация представляется неэффективной, неэкономичной или даже технически неосуществимой.
Население недовольно соседством ЛЭПК тому же уже сегодня мало кто соглашается жить в непосредственной близости от воздушных высоковольтных ЛЭП - во-первых, считается, что это вредно для здоровья, пусть научных доказательств на сей счет и не имеется, а во-вторых, аварийный обрыв проводов действительно может представлять смертельную опасность.
Мартин Покойски (Martin Pokojski), научный сотрудник немецкого Объединения электротехнической, электронной и информационной промышленности (VDE), говорит: "Учитывая протесты со стороны населения, массовое неприятие воздушных линий электропередачи, мы должны серьезно задуматься над тем, имеет ли смысл упорно держаться за прежние подходы и не лучше ли обратиться к новым, более перспективным идеям".
Специалисты Объединения VDE рассмотрели несколько таких идей. Сравнив плюсы и минусы четырех систем прокладки новых линий электропередачи - вдоль сети автомобильных дорог, вдоль сети железных дорог, вдоль сети водных путей и вдоль сети ныне существующих воздушных ЛЭП, - эксперты выявили лидера: "Некоторые преимущества имеет вариант автотрасс - главным образом, за счет простоты техобслуживания, доступности и компактности", - поясняет Мартин Покойски.
Вдоль автотрасс, но в туннеляхПоскольку же воздушные линии электропередач с их громоздкими опорами и траверсами вызывают массовое неприятие у населения, а подземные линии обходятся чрезвычайно дорого, причем как в сооружении, так и в эксплуатации, инженеры Объединения VDE предложили альтернативное решение: проложить высоковольтный кабель в специальных туннелях вдоль автотрасс. Построить такие туннели - задача несложная, кабель в них был бы надежно защищен от воздействия погодных факторов, не бросался бы в глаза и не уродовал ландшафт, да и его техобслуживание не потребовало бы особых усилий или чрезмерных расходов.
Но и это еще не все, говорит Мартин Покойски: "Туннель дает нам возможность начать с имеющихся сегодня технологий на основе напряжения в 320 киловольт. Туннель позволяет нам перейти со временем на более совершенную технологию - скажем, с напряжением в 500 киловольт. Туннель дает нам также возможность перейти на совершенно иную технологию - если, скажем, лет через 20 в нашем распоряжении окажутся сверхпроводники, мы легко сможем использовать и эту технику. Иными словами, делая выбор в пользу туннелей, мы тем самым делаем выбор в пользу инновационной и гибкой системы с большим будущим".
Туннельное энергетическое кольцо... с перемычкойЭто не только существенно упростило бы переход от одной технологии к другой, но и позволило бы по мере надобности быстро и незаметно для окружающих увеличивать пропускную способность энергосетей. Первая такая туннельная линия для транспортировки с севера на юг электроэнергии, вырабатываемой офшорными ветропарками в Балтийском и Северном морях, может быть построена вдоль автотрассы, соединяющей Гамбург и Кёльн.
Эта же линия могла бы стать и элементом будущей кольцевой энергетической системы, говорит Мартин Покойски: "Можно представить себе энергокольцо примерно такого маршрута: Гамбург - Кёльн - Штутгарт - Мюнхен - Нюрнберг - Росток - Гамбург. И еще одну поперечную линию по диаметру кольца".
Вот только про стоимость сооружения такого туннельного энергокольца вдоль автотрасс эксперты VDE не проронили пока ни слова.