Станислав Епифанцев, Всеволод Лукашов.
Языковой скандал в Казахстане мог быть пробой Назарбаева на прочность
Казахстан, добрую половину населения которого составляют русскоязычные, всегда служил образцом прагматичности и взвешенности во всем, что касалось языковой политики. И вот совсем недавно ряд общественных деятелей республики выступили с требованием лишить русский язык статуса официального. В случае отказа авторы пригрозили прибегнуть к «крайним мерам», правда, не уточняя, к каким именно.
Спекуляции на языковом поле всегда были инструментом закулисных игр власти, но не похоже, чтобы эта провокация задумывалась в президентском окружении. Назарбаев, когда хочет чего-то добиться, всегда проводит политику мягкого давления, не делая резких движений. К тому же после выступления советника президента Ертысбаева, который даже усмотрел в тексте обращения признаки экстремизма, подписанты открытого письма стали в массовом порядке отказываться от авторства. Однако людей, прямо нарушающих Конституцию страны и угрожающих государству, всего лишь пожурили. Не потому ли националисты продолжают раз за разом будоражить страну?
Сегодняшние проблемы казахского языка очевидны и общеизвестны. Несмотря на огромные средства, направляемые на его развитие, за двадцать лет независимости не удалось добиться качественных изменений. Официально являясь государственным языком, в повседневной жизни казахский язык уступает русскому. Другая особенность языковой проблемы в Казахстане — ее абсолютная политизированность. На самом деле, несмотря на риторику националистов, направленную против русского языка, а зачастую и против русских, борьба идет вовсе не за развитие казахской идиомы. А выделяя средства из бюджета, власть просто откупается от определенной категории граждан.
Так уж случилось, что после развала Советского Союза и с началом независимости в конкурентной гонке победителями оказались городские русскоязычные казахи, и это логично. Они более динамичны, более образованны, более адаптированы к современной жизни.
Неудивительно, что именно в их руках сосредоточились рычаги управления страной, именно они были допущены к ее богатствам. За нападками на статус русского языка стоит борьба за политическое лидерство между так называемыми на гыз-казахами («настоящими» казахами) и шала-казахами (русскоязычными казахами), в чьих руках оказались власть и деньги. Конечно, нельзя сбрасывать со счетов и чисто националистическую составляющую, которая на фоне разговоров о возможном преемнике Назарбаева ощущается все отчетливее. Отсюда и нападки на русский язык — как форма борьбы за титульный казахоязычный электорат.
Битва националистов за развитие казахского языка давно превратилась в политический инструмент. Главный удар они наносят своим русскоязычным соплеменникам, которым проигрывают и в образованности, и в профессиональных качествах. А русские просто оказались заложниками ситуации, хотя им от этого не легче. Они практически выключены из политической жизни, они в свое время не участвовали в разделе и переделе собственности. Как известно, значительная часть русских вообще уехала навсегда из Казахстана, а те, кто остался, — это самая законопослушная и лояльная власти часть общества, не составляющая титульной национальности никакой конкуренции...
http://www.odnako.or…how_13335/