Цитата: Aleksandr от 25.05.2008 22:52:00
///В первой половине 1941 г. проводится ряд крупных мероприятий с целью повышения боевой готовности Вооруженных Сил. В начале июня почти 800 тыс. человек приписного состава были вызваны в воинские части на прохождение учебного сбора. В приграничные округа, к западным границам, перебрасывались пять армий: 1, 19, 20, 21 и 22-я. ///
/// из Захарова ("Генеральный штаб в предвоенные годы"): "Управление Западного (ЗапОВО) и Северо-Западного (ПрибОВО) фронтов распоряжением Генштаба от 18 июня разрешалось вывести на полевые командные пункты к 23 июня 1941 года."///
///"Приказом НКО от 19 июня войскам предписывалось замаскировать аэродромы, боевые и транспортные машины, склады, парки и базы, а также рассредоточить самолеты [261] на аэродромах. Флоты и флотилии должны были повысить боевую готовность и усилить корабельные дозоры. " ///
Кое-что делалось. И истинный бардак был, видимо, только у Павлова.
Видимо, надо учитывать два взаимоисключающих фактора при реализации этого приказа.
- с одной стороны, он требовал провести описанные мероприятия.
- с другой - жёстко предупреждал о том, чтобы не давалось поводов для провокаций.
Соответственно, проявляется разница результатов - ВМФ, будучи и в мирное время более отмобилизованным и готовым к боевым задачам, близким к военным, отреагировал практически полной боеготовностью.
Армия, фактически не смогла выполнить этого приказа, предпочтя, в зависимость от решительности командиров - либо просто выдвинуться на позиции, ограничившись этим, либо предпочесть тотальное избегание провокаций, практически проигнорировав приказ о развёртывании.
В ВВС ситуация была видимо ещё хуже. Не зря нач. ВВС Западного Фронта или застрелился или был расстрелян.
В принципе - сама суть приказа говорит о том, что он отдавался по политическим основаниям. По сумме фактов и факторов.
До того было несколько дат вероятного нападения - 15 мая, 15 июня даже. 22 -23 июня - скорее всего оценивался как крайний срок возможного нападения в 41 году. То есть - после 1 июля войну начинать, при самом оптимистическом сценарии уже не имело смысла. До осенней распутицы оставалось от двух до трёх месяцев, с последующими холодами. Пережив 22 июня, угроза начала бы снижаться, что позволило бы снизить плотность приграничных построений и увеличить её в оперативной глубине, создав реальную оборону, имеющей задачу не остановить вермахт, обладающий стратегической инициативой, а задержать его, вынудив воевать в тяжёлых климатических условиях.
При начале войны до 22 июня эта задача ставиться не могла, так как очевидно, немцам хватило бы времени и для того, чтобы перемолоть дальний эшелон в летний период. Потому реализовывался сценарий активной обороны и встречных ударов, к сожалению, оказавшийся провальным.
В принципе - мне не понятны некороые моменты начисто. Например - военная, армейская разведка переднего края. Госграница, как таковая отсутствовала, разведгруппы вполне должны были бы контролировать территорию на глуьину 20-50 километров.
Например, при фиксировании выдвижения крупных масс войск на рубежи атаки - хотя бы успели сыграть побудку в казарме. Или поднять в воздух самолёты.
Это можно объяснить только одним. Войска выдвигались в последний момент. Буквально за несколько часов. И войск этих было - мизер, ровно столько, сколько можно перебросить не вызывая подозрений. Остальные появились после того, как война началась.