B апреле новый российский региональный самолет Sukhoi Superjet 100 отпразднует первую годовщину начала эксплуатации. За прошедший год эта программа сделала еще несколько важных шагов: самолет был сертифицирован в Европе по нормам EASA (European Aviation Safety Agency — Европейское агентство по безопасности авиаперевозок), открылся учебный центр и заработала система сервисной поддержки. Первые результаты работы SSJ 100, похоже, удовлетворяют нынешних эксплуатантов, однако дальнейший успех программы зависит от того, насколько быстро "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) смогут нарастить объемы производства и адаптировать самолет под требования новых заказчиков.
Несмотря на то что эксплуатация нового типа воздушного судна всегда несет определенные технические риски, "Аэрофлот" не испытывает больших трудностей со своим парком SSJ 100. "Все домыслы о том, что "Аэрофлот" недоволен самолетом, абсолютно безосновательны", — заявил в начале года заместитель генерального директора — коммерческий директор "Аэрофлота" Андрей Калмыков.[/color]
Первый опыт техподдержки
За техническое обслуживание самолетов SSJ 100 отвечает российско-итальянское СП SuperJet International (SJI), образованное "Сухим" и Alenia Aermacchi. Техподдержка двигателей SaM146 осуществляется через СП PowerJet, которое создали российское НПО "Сатурн" и французская Snecma. По словам бывшего исполнительного директора SJI Карло Лольи (покинул свой пост в конце февраля), с самого начала эксплуатации самолета была образована оперативная группа из представителей основных поставщиков, SJI и ГСС, для ежедневной поддержки самолетов.
PowerJet открыло два центра обучения персонала заказчиков — в Рыбинске и французском Вилляроше, а также склады запчастей в подмосковном Лыткарино и во Франции. "Мы исходим из того, что склад запчастей в России будет обеспечивать заказчиков, которые находятся в России и прилегающем регионе, а склад во Франции будет обеспечивать западных, европейских и американских, заказчиков", — пояснил Берденников. На российском складе уже имеется запас двигателей, в Европе запасные двигатели будут размещены по мере появления там местных эксплуатантов SSJ 100. Подготовка пилотов и техников для Sukhoi Superjet 100 стартовала еще до начала поставок самих самолетов. К середине января 2012 г. у "Аэрофлота" было уже 20 экипажей для этого самолета, 24 бортпроводника-инструктора и свыше 100 техников. С этого года ЦПАП сможет ежегодно проводить переучивание до 180 пилотов и 250 технических специалистов.
В нынешнем году должен начать работу учебный центр SJI в Венеции, где будет обучаться персонал заказчиков из Европы, Америки и Африки. Как ранее заявлял Карло Лольи, в первый год компания рассчитывает подготовить в Венеции примерно 50 пилотов.
Первый год серийного производства нельзя назвать удачным — в 2011 г. ГСС поставила заказчикам всего 5 самолетов при заявленных планах в 14 машин. Однако ГСС пока только выстраивает эффективную систему сборки. По словам президента компании Владимира Присяжнюка, темпы производства будут расти: в этом году планируется поставить уже 23 Sukhoi Superjet 100, в 2013 г. — 40 самолетов, а в 2014-м — 60 ВС. Учитывая, что за два первых месяца 2012 г. ГСС смогла поставить только два самолета, производителю придется приложить серьезные усилия для достижения этих целей. Источники в ГСС говорят, что эти меры включают как оптимизацию производственного процесса в самом сборочном цехе в Комсомольске-на-Амуре, так и его разгрузку за счет передачи большего количества операций поставщикам. В рамках ОАК обсуждается возможность организации окончательной отделки салонов SSJ 100 на ульяновском заводе "Авиастар-СП" и производства крыла самолета на казанском КАПО, но это явно не вопрос 2012 года.
Задача наращивания темпов производства стоит и перед поставщиками ГСС. Например, ранее производители обвиняли НПО "Сатурн" в задержках поставок двигателей, что тормозило выпуск самолетов. В 2010 г. НПО "Сатурн" поставило ГСС шесть SaM146, в 2011 г. — 15 двигателей, на этот год партнеры согласовали поставку 48 серийных силовых установок для SSJ 100. По словам директора программы SaM146, двигателестроители проанализировали всю технологическую цепочку производства и выявили возможности расширения пропускной способности. "В январе 2012 г. пропускная способность у нас была 2 двигателя в месяц, к концу этого года — началу 2013-го мы должны выйти на пропускную способность 8 двигателей в месяц", — объяснил Берденников. План производства на 2013 г. составляет 96 двигателей, а на пике производства Sukhoi Superjet 100 НПО "Сатурн" рассчитывает ежегодно собирать до 150 SaM146.
По словам Присяжнюка, в этом году ГСС рассчитывает поставить 10 Sukhoi Superjet 100 "Аэрофлоту", две машины авиакомпании "Якутия", еще один самолет для "Армавиа". Остальные 10 SSJ 100 пойдут на экспорт. Четыре SSJ 100 получит мексиканская авиакомпания Interjet, по три ВС будет передано индонезийскому перевозчику Sky Aviation и лаосской авиакомпании Lao Central. Документы на валидацию европейского сертификата авиационными властями Мексики, Индонезии и Лаоса уже поданы.
Президент ГСС Владимир Присяжнюк, кроме того, пообещал, что в 2013 г. будет сертифицирована версия SSJ 100LR с увеличенной до 4578 км дальностью полета. Она получит новые двигатели SaM146-1S18 с повышенной на 5% тягой на взлетном режиме. Этот двигатель был сертифицирован EASA в январе текущего года. Помимо этого, на фюзеляже SSJ 100LR будет реализован ряд доработок по снижению веса конструкции, и в дальнейшем он станет базовым для всех версий самолета.
Расширение условий эксплуатации и сертификация новой модификации самолета должны потенциально привлечь новых клиентов. Сейчас портфель твердых заказов Sukhoi Superjet 100 без учета уже поставленных машин составляет 161 самолет. Последний раз новые заказы ГСС получали полгода назад, на МАКС-2011. Этот год покажет, насколько первые итоги эксплуатации и серийного производства SSJ 100 смогут расширить количество заказчиков, что в свою очередь даст повод активнее обсуждать возможность дальнейшего развития этой программы в сторону увеличения вместимости самолета.
Портфель твердых заказов на SSJ 100 (по состоянию на 01.03.2012)