Семейный портрет: Протоиерей Иван (Иоанн) Захаров с матушкой Анфисой
А вот и его храм: церковь Петра и Павла в селе Кузнецово Горномарийского района
Моя дорога в 10-й класс шла мимо храма, закрытого в 1939, возрожденного в конце Великой Отечественной, и одного из 9 действующих во всей Марий Эл к 60-м.... Моя деревянная школа постройки 30-х в 50 м от храма сгорела в 70-х, но и новая каменная всего через дорогу от Петра и Павла.
Семья потомственных служителей церкви. У Ивана с Анфисой девять детей, одиннадцать внуков (может за пару лет и прибавилось). Трое старших дочерей за священниками, две дочери регенты, сын должен вроде и семинарию уже закончить, куда после армии подался второй сын --- не знаю. Две младшие школу кончают (одна уже?). Из старших детей двое точно школу окончили с медалями.
При церкви приусадебный участок как у всех, с которого семья и кормилась. Было прикольно школьником видеть иногда отца Ивана (получилось двусмысленно... речь о родителе отца Иоанна) на колхозном поле: я тогда не задумывался, но может без трудодней и лошадку по нужде чего свозить не выпросить было? Хотя по ощущениям не отказали бы. Какие он службы прогуливал тогда на колхозном поле?
Что без "Мерседеса", это точно, есть ли у них машина, оказывается не знаю... Воскресная школа есть уже давно, 10-15 детей, редко старше 12-13, т.е. охват около 10-15% (в классах примерно по 20 школьников, в пяти младших будет около сотни... считайте проценты сами). Средняя школа на округу радиусом 5-6 км, транспорт топтопбус с великом.
В 47-м летом крестил меня прямо на дому вызванный бабушкой священник (имени уже не помню) из этого храма. Маму, ставшую после 9-го класса учительницей в Великую Отечественную, за крещение рассчитали. Но в конце августа вызвали в РОНО и отправили в начальную школу в глухомани глухоманистее нашей глухомани... вопросов тогда не задавали. Так и не знаю, как меня хотели назвать родители, но батюшка не спрашивая распорядился по-своему. Так оно и пошло... тогда в деревне свидетельство о рождении выписывали когда получится... Оба родителя после заочного пединститута стали учителями, и партийными, но божница с лампадой была в красном углу всегда. Бабушка с ликбезом читала по складам, но была истово набожная, редко, о шла за 8 км в этот храм. Дед на моей памяти в церковь не ходил. Невестка, жена родного брата, ходит. Их дети нет, но на селе из троих остался один.