Православная культура или кухонный атеизм?
752,501 4,457
 

  Стед Заон ( Слушатель )
16 окт 2012 21:11:00

Тред №478034

новая дискуссия Дискуссия  173

Цитата: Former
В Национальном исследовательском ядерном университете (НИЯУ МИФИ) будет открыта кафедра теологии, возглавит которую митрополит Волоколамский Иларион.  
Чем будет заниматься данная кафедра и почему открыта именно в НИЯУ МИФИ?



Теология – это классическая научная дисциплина, со своим предметом, методами и т.д. Выведена из системы высшего образования она была при советской власти, во всех же западных странах она преподается в университетах наряду с другими гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами.

Вот что говорит ректор МГУ В.А. Садовничий в своем интервью:

В МГУ изучение теологии идет через уже имеющиеся кафедры. При создании Московского университета 256 лет назад Михайло Васильевич Ломоносов не предполагал открытия факультета теологии – и мы намерены придерживаться именно этой концепции. В составе университета есть кафедры по религиоведению, например на философском факультете – изучающая различные течения в религии, историю религии. Религиозные сюжеты являются темой многих произведений искусства: в этом смысле глубокое понимание литературы, живописи, архитектуры без знания основ религии и священных текстов невозможно. Аналогично и для истории: адекватное понимание и оценка многих событий и конфликтов в прошлом трудны без понимания в т. ч. межрелигиозных отношений.

Теологические факультеты или кафедры традиционно имеют в своем составе западные университеты. В европейской традиции теология – это классическая научная дисциплина. В России факультеты или кафедры теологии в настоящее время имеют уже несколько десятков университетов. Эта дисциплина лицензируется, и по ней ведутся занятия. Есть учебно-методическое объединение факультетов, где преподается теология. Я знаю, что по этому вопросу уже неоднократно собирались эксперты и в Академии наук, и при ВАКе. Выдвигается идея, что для оценки работ по теологии нужно создавать специальные советы или экспертные группы, которые точно будут гарантировать научную ценность представленных в ВАК работ.

http://www.msu.ru/info/struct/rectintv.html?2012-04-29_16-53.6f56309

Теперь конкретно про МИФИ:

Ученый совет единогласно утвердил открытие кафедры теологии в НИЯУ МИФИ и кандидатуру митрополита Волоколамского Илариона в качестве ее заведующего.

В заключительном слове ректор МИФИ профессор М.Н. Стриханов выразил надежду, что открытая в вузе кафедра может под руководством владыки Илариона стать ведущей в системе светского высшего образования в России.

После заседания Ученого совета митрополит Иларион встретился со студентами вуза. Обращаясь к ним, он в том числе сказал:

«... У кого-то может возникнуть естественный вопрос: почему кафедра теологии создается в Национальном исследовательском ядерном университете? Какое отношение имеет теология к ядерным исследованиям? Кто-то может даже сказать, что это является одним из признаков «клерикализации общества», смычки между Церковью и государством, о которых сегодня пишут журналисты.
... Университет отличается от обычного института тем, что он дает не только специализацию в какой-то конкретной области, но еще и эрудицию в различных других областях. Сама идея университета заключается в том, чтобы люди получали образование в самых разных областях человеческой деятельности, в самых разных науках.
... В советское время, когда создавалась система высшего духовного образования, в том числе, когда создавались университеты, религиозный, теологический компонент был искусственно изъят из системы светского образования. ... в отличие от большинства стран Запада, где теологические факультеты изначально существовали в структуре университетов, а во многих случаях университеты развивались из теологических факультетов, в дореволюционной России богословские школы всегда существовали обособленно от университетов. Это было связано, прежде всего, с тем, что духовные академии у нас были созданы раньше, чем начали создаваться университеты. ... Та теология, которая преподается в духовных учебных заведениях, и та теология, которая может развиваться на светской академической площадке, — это два совершенно разных вида теологии. Когда мы говорим о кафедре теологии в светском учебном заведении, здесь я должен сказать, что мы не предаемся теоретическим рассуждениям, но можем уже говорить на основании практического опыта, поскольку почти в пятидесяти университетах и высших светских учебных заведениях Российской Федерации такие кафедры созданы и функционируют. И мы уже можем оценить какие-то плоды их деятельности.

Задача преподавания теологии в рамках общего университетского курса как раз и заключается в том, чтобы предоставить возможность студентам получить знания в той области, которая продолжает играть существенную роль в жизни людей, то есть в области религии.

... Мы сталкиваемся с тем, что блестяще эрудированный человек, который обладает самыми разным познаниями в разных областях, который прекрасно знает русскую и мировую литературу, который разбирается в других областях знания, проявляет поразительную некомпетентность, как только речь заходит о религии. Эта некомпетентность вызывает у нас – профессиональных религиозных – деятелей смех: например, человек, публично выступая, говорит, что он посетил «мусульманскую церковь», или он не может отличить каких-то совершенно элементарных вещей, которые относятся к сфере религиозной жизни. Преодоление этой некомпетентности и невежества в религиозной сфере, которую мы унаследовали еще от советского прошлого, – это самая первая и простая задача кафедры теологии.

Но есть у этой кафедры и другие задачи. ...Каждый человек, занимающийся наукой, тем или иным образом определяет себя в отношении к религии. Мы хорошо знаем, что среди ученых-естественников есть люди как верующие, так и неверующие, как религиозные, так и нерелигиозные. Это связано с личным выбором человека. Но этот личный выбор не может быть абсолютно оторван от профессиональной деятельности, потому что так или иначе эти сферы знания смыкаются. ...В этом смысле характерна знаменитая книга Стивена Хокинга «Краткая история времени», где британский ученый пытается популярным языком донести до людей основные физические законы, по которым устроен наш мир. Каждая глава этой книги подводит к вопросу, который ученый оставляет без ответа, – к вопросу о том, откуда все это появилось, есть Бог или нет. ...  Во многом эта позиция человека в отношении своей собственной жизни, окружающего мира зависит от того, как он позиционирует себя в отношении религии. В этом смысле очень важно, чтобы для каждого человека, который этим интересуется, была бы возможность в рамках университетского курса получать основополагающие сведения о религиозной традиции.

На Ученом совете меня спросили: «Будет ли создание такой кафедры способствовать межконфессиональному согласию в нашем обществе?». Я бы  хотел пояснить, что сегодня в России – помимо большинства, идентифицирующего свою принадлежность к Православной Церкви, – проживают и представители других религиозных конфессий, а также те, кто позиционируют себя как атеисты или, как сейчас более модно говорить, агностики. Каким образом кафедра теологии может отражать взгляды этих людей, и помогать студентам, которые пожелают получать знания в том числе и касающихся других религиозных традиций? Должен сказать, что уже имеется положительный опыт работы таких кафедр теологии, которые возглавляются православными священнослужителями, но в рамках которых ведутся спецкурсы по исламу, иудаизму, буддизму, по другим религиозным традициям. Все это может быть создано и на кафедре теологии МИФИ. ...».

Затем митрополит Иларион ответил на многочисленные вопросы.

http://www.patriarchia.ru/db/text/2530546.html
  • +0.06 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  Cyclop ( Слушатель )
17 окт 2012 11:27:21


КоммерсантЪ: Ядерная энергетика с Божьей помощью
Цитата... Кроме того, владыка Иларион уверен, что ученые, изучающие строение Вселенной, "неизбежно подходят к вопросу о том, как это все появилось". Одного только естественнонаучного подхода, по его мнению, недостаточно: "Это ответ, который не может быть получен при помощи каких-то научных опытов".


Вот так, господа ученые, вы парились-парились, а на кафедре теологии вам все ответы дадут за пару минут.

  • -0.06 / 5
  • АУ
 
 
  Свой ( Слушатель )
17 окт 2012 13:31:31


Собственно, а чего плохого в том, что в МИФИ стали заботиться о том, чтобы их студенты не страдали девиативным поведением и не превращались в шизофреников?
Или, может, вы не в курсе, что с точки зрения медицины атеизм -- есть психиатрическое заболевание?

Дабы не быть голословным, напомню основу основ аналитической психологии ( © Юнг К.-Г. Психология бессознательного. — М., 1994.):

Цитата
В каждом отдельном человеке помимо личных воспоминаний есть великие «изначальные» образы, как их удачно однажды назвал Якоб Буркхардт, т.е. унаследованные возможности человеческого представления в том его виде, каким оно было издавна... Эти образы и мотивы я назвал архетипами (а также «доминантами»). Это открытие означает дальнейший шаг вперед в развитии нашей концепции, а именно признание наличия двух слоев в бессознательном. Дело в том, что мы должны различать личное бессознательное и не- или сверхличное бессознательное. Последнее мы обозначаем также как коллективное бессознательное — именно потому, что оно отделено от личного и является абсолютно всеобщим, и потому, что его содержания могут быть найдены повсюду, чего как раз нельзя сказать о личностных содержаниях... Изначальные образы — это наиболее древние и наиболее всеобщие формы представления человечества. Они в равной мере представляют собой как чувство, так и мысль; они даже имеют нечто подобное собственной, самостоятельной жизни, вроде жизни частичных душ, что мы легко можем видеть в тех философских или гностических системах, которые имеют своим источником познания восприятие бессознательного. Представление об ангелах, архангелах, «тронах и господствах» у Павла, архонтах у гностиков, небесной иерархии у Дионисия Ареопагита и т.д. происходят из восприятия относительной самостоятельности архетипов.
...
Это можно наблюдать в случаях религиозных обращений, при суггестии и в особенности при возникновении определенных форм шизофрении. И вот, если пациент не может отличить личность врача от этих проекций, то в конечном счете теряется всякая возможность взаимопонимания и человеческие отношения становятся невозможными. Но когда пациент избегает этой Харибды, он попадает во власть Сциллы — интроекции этих образов, т.е. он приписывает их свойства не врачу, а себе самому. Это тоже плохо. В случае проекции он колеблется между избыточным и болезненным превознесением до небес своего врача и исполненным ненависти презрением к нему. В случае интроекции он впадает в смешное самообожествление или моральное самоуничижение. Ошибка, которую он совершает в обоих случаях, состоит в том, что он приписывает содержания коллективного бессознательного некоторому определенному лицу. Таким образом он превращает другого или себя самого в бога или дьявола. Здесь проявляется характерное действие архетипа: он захватывает психику со своего рода изначальной силой и вынуждает ее выйти за пределы человеческого. Он вызывает преувеличение, раздутость (инфляцию!), недобровольность, иллюзию и одержимость как в хорошем, так и в дурном. Именно поэтому люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов, за исключением некоторых особенно умных образчиков (вида) «западный человек» вчерашнего и позавчерашнего дня, сверхчеловеков, для которых «бог умер» и которые поэтому сами становятся богами, и притом божками мелкого формата, с толстостенными черепами и холодными сердцами. Дело в том, что понятие бога — совершенно необходимая психологическая функция иррациональной природы, которая вообще не имеет отношения к вопросу о существовании бога. Ибо на этот вопрос человеческий интеллект никогда не сможет ответить; еще менее способен он дать какое-либо доказательство бытия бога. Кроме того, такое доказательство излишне; идея сверхмогущественного, божественного существа наличествует повсюду, если не осознанно, то по крайней мере бессознательно, ибо она есть некоторый архетип. Есть нечто в нашей душе от высшей власти — и если это не осознанный бог, тогда все же по крайней мере это — «чрево», как говорит Павел. Поэтому я считаю более мудрым осознанно признавать идею бога; ибо в противном случае богом просто становится нечто другое, как правило, нечто весьма неудовлетворительное и глупое, что бы там ни выдавливало из себя «просвещенное» сознание.




Таким образом, Вера является неотъемлемым свойством психики любого здорового человека. Это медицинский факт. Обучая человека, мы должны либо дать ему ту форму Веры, которая является созидательной и принятой обществом, либо Вера возникнет все равно, но может оказаться уродливым извращением, а ля каннибализм, мороженные курицы во влагалище и прочая безумная толерантность.
Третий вариант -- это буйная психиатрия с галоперидолом.

При СССР, как все прекрасно помнят, религиозные функции несло "марксистко-ленинское учение". После краха коммунистической идеологии его приходится менять на что-нибудь другое. Либо вы учите студентов теологии, либо они сами научатся родноверию, саентологии, индуизму, бахаизму, ваххабизму... Или закончат дни в психушке.
  • +0.06 / 5
  • АУ
 
 
 
  Cyclop ( Слушатель )
17 окт 2012 16:38:23
Забавно, но буквально за пару часов до Вашего высказывания я написал в соседней теме о том, что я религию рассматриваю как разновидность психокоррекции,и отношусь к ней нормально, если она применяется для этих целей. Так что я с Вами солидарен в том, что религия может помочь душевнобольным.
С чем я категорически не соглашусь, это с тем, что религия выставляется как единственный способ помощи. Если бы это было так, всю психиатрическую медицину давно распустили бы за ненадобностью. И уж тем более бредом я считаю намеки на то, что религия может помочь исследованиям в области физики - уж более дистанцированных вопросов не выдумать.
  • +0.00 / 0
  • АУ