Подборка по принятому думой и СФ Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)» №109392-6.
Нужна консультация юриста, желательно быстро.
Дело вот какое , РНЛ(Русская народная линия ) и лично Людмила Аркадьевна Рябиченко, председатель Межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество», член Президиума ЦС движения «Народный собор», утверждают , что закон опасен, так как практически запрещает освещение в СМИ ювенальных дел.
В свою очередь АРКС , в лице директора Общественного центра правовых экспертиз и законопроектной деятельности, члена Центрального Совета Ассоциации родительских комитетов и сообществ Ольги Летковой, утверждает что закон не опасен.
Хотелось бы понять где тут истина , обе организации против ЮЮ и достаточно серьёзны.
Начну с отрывка из статьи Людмилы Рябиченко:
Суть вносимых законом изменений
В итоговом варианте ФЗ N 109392-6 содержатся следующие юридические понятия и нормы:
- Обозначен признак опасности - «противоправные действия (бездействие)»
- Подробно расписан перечень информации о несовершеннолетнем, запрещённой к распространению: «включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего»
- Составлен список «исключений из правил» - тех случаев, когда распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия):
1) с согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и его законного представителя;
2) с согласия законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия);
3) без согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего, если получить это согласие невозможно либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий»
- Отдельно указано, что в случае преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, распространение информации допускается в указанных случаях «только в целях расследования преступления, установления лиц, причастных к совершению преступления, розыска пропавших несовершеннолетних в объеме, необходимом для достижения указанных целей, и с соблюдением требований, установленных статьями 161 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
- Предусмотрены весьма ощутимые штрафы за нарушение закона: «для граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения»
- Предлагаемые нормы вносятся и в иные законы, связанные с передачей и обработкой информации: ФЗ от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и ФЗ от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Что несёт новый закон родителям?
В перечне «информации, о несовершеннолетнем, запрещённой к распространению», помимо сведений о ребёнке стоит: «включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения его (т.е. несовершеннолетнего - от авт.) родителей и иных законных представителей.
Но это - единственный случай во всём законе, когда они там упоминаются.
Далее речь идёт только о «законных представителях».
Хотя и Конституция, и Семейный кодекс ясно и недвусмысленно говорят только о праве и обязанностях родителей по отношению к собственному ребёнку и представлении ими его интересов.
Кто такой в данном случае есть «законный представитель»? На досудебной стадии изъятия ребёнка из семьи - представитель органов опеки. После лишения родителя родительских прав - директор детского дома/интерната.
И где тогда тут родители?
И для кого тогда этот закон?http://ruskline.ru/a…d_poshyol/Суть опасений понятен , вроде как не раскрыта тема "законных представителей" , не сказано что это родители, а это могут и ювеналы оказаться.
От себя , мне не нравится, что в пункте 3 открытым текстом не говорится про несовершеннолетнего не достигшего 14-ти лет, хоть это вроде и подразумевается , так как там не только "и"(для достигшего 14-ти лет) но и "или" (а согласие только законного представителя спрашивается для не достигших 14-ти лет).
Опасаюсь не стало бы это лазейкой для опеки и соцзащиты, мол нет 14-ти лет- все свободны, а основной контингент атаки ювеналов ведь именно малолетние дети.
Вопросы к юристу :
1. Действительно ли именно органы опеки при таких делах являются "законными представителями" или это все таки родители ?
Если только органы опеки, то ежу понятно, что огласки не будет.
2. Уже от себя. По пункту 3, сработает ли он для не достигших 14-ти лет несовершеннолетних ?
Ссылка на закон
http://asozd2.duma.g…2-6&02 нас интересует текст к третьему чтению.
Теперь Леткова и АРКС, две статьи , с начала первая.
В этой связи Общественный центр правовых экспертиз и законопроектной деятельности, входящий в состав АРКС, рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)» и сообщает следующее:
Проект федерального закона № 109392-6 был внесен депутатами Государственной Думы А.М.Кабаевой и М.А.Мукабеновой, В.В.Терешковой.
В первоначальной редакции законопроект действительно содержал запрет на распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетних лицах, пострадавших от противоправных действий, позволяющей прямо или косвенно идентифицировать конкретного несовершеннолетнего (подпункт «а» пункта 2 статьи 1 внесенного законопроекта).
Однако в процессе рассмотрения законопроекта в Государственной Думе был поднят вопрос о том, что полный запрет на распространение информации о потерпевшем несовершеннолетнем может негативно отразиться на защите его прав.
Указанные замечания были внесены в качестве поправок к законопроекту одним из его авторов А.М.Кабаевой и учтены Государственной Думой при рассмотрении законопроекта во втором чтении.
В итоге законопроект был дополнен положениями, которые разрешают распространение информации о пострадавшем несовершеннолетнем в целях защиты его прав с согласия несовершеннолетнего, достигшего 14-летнего возраста, либо законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, а если их согласие получить не представляется возможным, либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных деяний, то без чьего-либо согласия (подпункт «а» пункта 2 статьи 1 законопроекта в редакции к третьему чтению).
То есть, родители или сами несовершеннолетние по достижении 14-летнего возраста, а также с их разрешения общественные, родительские и иные организации смогут распространять любую информацию о потерпевшем несовершеннолетнем через средства массовой информации.
Исключение составляет информация о несовершеннолетнем потерпевшем от преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, распространение которой допускается только в целях расследования преступления, установления лиц, причастных к совершению преступления или розыска пропавших несовершеннолетних (подпункт «б» пункта 2 статьи 1 законопроекта).
При этом запрещается распространять не любую информацию о пострадавшем несовершеннолетнем, а только ту, которая позволяет прямо или косвенно установить личность несовершеннолетнего (пункт 1 статьи 1 законопроекта).
В данном виде Федеральный закон был принят Государственной Думой в окончательном, третьем чтении 22 марта 2013 года и одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года.
Согласно статье 107 Конституции Российской Федерации Федеральный закон должен быть подписан Президентом Российской Федерации в течение 14 дней с момента его поступления.
Таким образом, Федеральный закон не препятствует распространению информации о несовершеннолетних и их семьях, ставших жертвами неправомерных или недобросовестных действий органов опеки и попечительства или в иных случаях покушения на неприкосновенность и автономию семьи.http://arks.org.ru/index.php/pravovoyanalizzakonoproektov/888-2013-03-30-12-05-35.htmlА вот и вторая статья:
30 марта с.г. Общественный Центр правовых экспертиз и законопроектной деятельности разместил в сети Интернет комментарий к проектам федеральных законов «ЧЕМ ГРОЗЯТ НОВЫЕ ЗАКОНЫ О ЗАПРЕТЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ДЕТЕЙ»?
По законопроекту № 109392-6 у отдельных представителей общественности возникли дополнительные вопросы:
1. Где в п.3 упоминание о "несовершеннолетнем, не достигшем четырнадцатилетнего возраста"? Т.е. все-таки имеется запрет на информирование общественности, если несовершеннолетний возраста до 14 лет, а его представитель "является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий"?
2. Что такое с точки зрения ювеналов "права и законные интересы несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия)"? Право на профилактические прививки? На пресловутые апельсины в холодильнике? На фостерную семью?
3. В результате принятия данного Закона дела, подобные делу Макарова, и одной из семей из фильма "Стена. Ювенальная юстиция", будут закрытыми и не подлежащими общественному контролю?
На поступившие вопросы Общественный центр правовых экспертиз и законопроектной деятельности разъясняет следующее:
1. Любые положения законов следует рассматривать в их нормативном единстве и взаимосвязи.
Так, пункт 1 части шестой статьи 4 новой редакции Закона о СМИ устанавливает, что распространение информации о несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, допускается с их согласия. Пункт второй той же части шестой статьи 4 устанавливает, что в отношение потерпевших несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, такое согласие дает его законный представитель. В третьем пункте говорится о том, что если нет возможности получить согласие несовершеннолетнего потерпевшего или законного представителя, или сам представитель обвиняется в совершении этих противоправных действий, то информацию можно распространять без их согласия.
Очевидно, что речь идет о несовершеннолетних потерпевших всех возрастов, т.к. законные представители согласно положениям самого же закон, дают согласие только в отношении детей, не достигших 14 лет. Поэтому в формулировке "Без согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего" слова "и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего" следует относить к обороту "пострадавшего от противоправных действий".
2. Что касается конкретных прав и законных интересов несовершеннолетнего, в целях защиты которых разрешается распространение информации о несовершеннолетнем, то статья 54 Семейного кодекса РФ устанавливает право ребенка жить и воспитываться в семье. Следовательно, в целях защиты этого права СМИ могут публиковать информацию о несовершеннолетнем потерпевшем, изъятом из семьи, или при иных покушениях на семью.
3. По вопросу о том, что в результате принятия данного Закона дела, подобные делу Макарова, и одной из семей из фильма "Стена. Ювенальная юстиция", будут закрытыми и не подлежащими общественному контролю, поясняем, что новая редакция части 5 статьи 41 Федерального закона О СМИ устанавливает исключение из общего правила о запрете распространения в СМИ и телекоммуникационных сетях информации, позволяющей прямо или косвенно установить личность несовершеннолетнего, потерпевшего от противоправных действий полового характера.
Исключение в данном случае составляют уже упомянутые пункты 1-3 части шестой статьи 4 закона о СМИ, которые позволяют распространение такой информации с разрешения самих несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, либо законных представителей несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, а в случае невозможности получить согласие несовершеннолетнего потерпевшего или законного представителя, или если сам представитель обвиняется в совершении этих противоправных действий, то без их согласия.
В случае совершения полового преступления в отношении несовершеннолетних меняются только цели, ради которых распространение такой информации разрешается, а именно: в целях «расследования преступления, установления лиц, причастных к совершению преступления, розыска пропавших несовершеннолетних».
Таким образом, положения законопроекта не препятствуют проведению общественных расследований преступлений полового характера, совершенных в отношении несовершеннолетних, огласке этих фактов в СМИ и телекоммуникационных сетях с согласия самого несовершеннолетнего (достигшего 14-летнего возраста), его законного представителя (т.е. родителя), а в случае невозможности получения такого согласия, или если законный представитель подозревается в совершении данного преступления, то без их согласия.
http://arks.org.ru/i…47-47.htmlНу не я один такой дотошный , на мой вопрос ответ был, вот только я в нем сомневаюсь.
Ну и меня продолжает волновать вопрос о "законных представителях" , все таки родители это или нет?
Кому верить Рябиченко краски сгущает или Леткова фатально ошибается?
Юристы проконсультируйте пожалуйста.
Заранее спасибо.
Времени очень мало , Путин решать судьбу закона будет на днях!
ЗЫ: Рябиченко советует писать письма Рутину .
http://letters.kremlin.ru/Можно в любом случае написать, благо вопрос по ЮЮ не единственный , но все таки хочется понять на сколько опасен закон.
ЗЗЫ: Для меня странно, что СВ и РВС вообще не касается закона 109392-6?
Я не в чем никого не подозреваю, повода эти организации не давали (!), но тут одно из двух : то ли товарищи банально не заметили этот закон, слишком увлекшись борьбой с основными ювенальными законами , то ли они как и Леткова опасности в них не увидели.