И немножко идеологии:
Эпилог старым беспроцентным деньгам ЕвропыИтак, на всю территорию международной товарообменной сети (сложившейся вокруг Великого Шелкового Пути) пришла новая идея - процентных денег. С этими новыми деньгами (теперь приносящими их владельцам богатство и власть) появилась цель, ради которой действительно стоило воевать. Цель была подкрепленная новой религией, откорректировавшей естественные моральные запреты под новые задачи. Стала востребованной крепкая армия. Полным ходом пошел прогресс в области вооружений. Юниты, оказавшиеся у кормушек, печатавших новые деньги взамен старых, быстро становились аватарами. Повсеместно вместо писарей-графов (от "графика") появлялись графья (кстати происхождение остальных аристократических титулов весьма неплохо разобрано на форумах новой хронологии, напр:
http://www.newparadi…x?m=195779). Уровень жизни стал резко падать вниз, а цены и новорожденное богатство "избранных" аватаров - расти. Весь мир охватили новые чувства – алчность, жестокость, жажда власти. Единая цивилизация маленьких самоорганизующихся общин развалилась на множество мелких "государствочек" и ступила на нескончаемую дорогу войн. Последствия не заставили долго ждать:
«Специалист по Средневековью Фуркен отмечает: "К концу XIII и началу XIV веков периодически и повсеместно страну охватывает голод. Голод и эпидемии - причём первый часто приводит к последнему - случались редко и носили локализованный характер после 1000 года. Такое положение изменилось после 1300 года".[Fourquin, Guy Histoire Йconomique de l"Occident Mйdiйval. (Paris: Armand Collin, 1969) pg 175] Историк Лука полагает, что голод охватил Европу впервые в 1315-1316 годах, и тогда, по его оценкам, вымерло 10 % всего населения. Повсюду наблюдались картины, когда люди ели кошек, крыс, рептилий, помёт животных, и был распространён даже каннибализм.»[ Lucas, H. S. "The Great European Famine of 1315-1316" Speculum 15 (1930)]
Голод привел к резкому снижению общего уровня гигиены, что вызвало еще более трагические последствия - глобальную эпидемию Чумы:
«Специалист по этому периоду Барбара Харви более подробно описывает последовательность событий: "Экономический упадок после 1300 г . измерялся падением доходов с недвижимости и ценностей, сокращением пахотных земель и численности городского населения, падением спроса на промышленные изделия. Поскольку сокращалась экономика, начала падать и общая численность населения. Но сокращение населения поначалу происходило медленнее, чем свёртывание экономики, вследствие чего понизился уровень жизни, уменьшился доход на душу населения".[Harvey, Barbara "The crisis of the early fourteenth century" in Campbell, Bruce M.S. Before the Black Death: Studies in the "crisis" of the early Fourteenth Century (Manchester: Manchester University Press, 1992)] Эта цитата первых страниц книги с многозначительным названием "Перед чёрной смертью" выводит исследования того периода на современный уровень и опровергает прежнюю идею, что Чёрная Смерть была причиной упадка. Наоборот, чума оказывается следствием экономического упадка, начавшегося за 50 лет до неё.»
«...Но хотя эти факторы, возможно, на самом деле сыграли свою роль, мне бы хотелось добавить ещё один ключевой фактор, который, по-видимому, обычно упускают, - значительные изменения в монетарной системе, предшествовавшие экономическому упадку и сопровождавшие его. Беспрецедентные масштабы и широкое распространение процесса падения финансовых домов в начале XIV века - это действительно открытие. Источник наиболее точных данных - это итальянские финансовые дома (compagnias), которые также были тогда самыми современными и успешными банковскими системами, действовавшими во всей Европе. "В начале 1330-х годов compagnias во Флоренции рухнули как карточные домики - один за другим: Аччиаоли, Бонаккорси, Антелези, Корсини, да Удзано, Перендоли; короче говоря, вся Gotha флорентийского мира оказалась на скамье подсудимых по делу о банкротстве. После попытки восстановить не поддающееся восстановлению потерпели крах и два гиганта: Перуджи в 1343 г . и Барди в 1346... Всё это привело к существенному сокращению кредитов и таким образом затронуло все области экономики поочередно.»[Cippola, Carlo M. Geld-Abenteuer: Extravagante Geschichten aus dem europaikshcen Wirtshschaftsleben (Berlin: Verlag Klaus Wagenbuch, 1995)] Заметим: этот финансовый крах также произошел до эпидемии чумы.»
«…первая эпидемия чумы в Англии случилась в 1347 году! Это была новая болезнь, опустошившая страну и периодически поражавшая население и позже. Но, однако, население начало сокращаться уже за два поколения до этой даты!»
«В сочетании с другими факторами, упомянутыми выше, эта новая ситуация привела к экономическому упадку, вследствие которого эпидемия чумы приняла бедственные масштабы. Вымерло от трети до половины европейского населения.» (Б.Лиетар Душа денег)
Смерть пришла по Великому Шелковому Пути из Китая:
прокатилась по Европе:
выдернула всех ее жителей из комфортной жизненной колеи и бросила оптом «под защиту» церкви. Мир окончательно переменился.
Окрепшая религия тут же попыталась организовать идеологическую оппозицию новой денежной системе (катары, вальденсы, альбигойцы, францисканцы и пр.), но, увы, материальная ось всегда доминирует над идеологической.
«Исторический опыт говорит о том, что религиозные лидеры разных времен, такие, как Моисей, Аристотель, Иисус, Магомет, Лютер, Цвингли и Ганди, пытались устранить социальную несправедливость, вызываемую постоянным взиманием процентов, и давали на этот счет советы или объявляли запрет на получение процентов. Они поняли сущность проблемы.
«Так, в книге Моисея записано: "Если даешь взаймы деньги своему брату, бедняку, никогда не поступай с ним, как ростовщик. Тебе не позволено облагать его процентами". Аристотель пишет в своей "Политике": "Ростовщика ненавидят совершенно справедливо, ибо деньги у него сами стали источником дохода, а не используются для того, для чего были изобретены. Ибо возникли они для обмена товаров, а проценты делают из денег еще больше денег. Отсюда и их название (рожденные). А рожденные похожи на родителя. Но проценты -это деньги от денег, поэтому они всего противнее природе из всех родов занятий".
Если перевести дословно текст греческого оригинала, то в Евангелии от Луки читаем: "...И взаймы давайте, не ожидая ничего", а Никейский собор, состоявшийся в 325 г . от Рождества Христова, запретил всем духовным лицам взимать проценты. Наказанием преступившим запрет было немедленное лишение сана. В 1139 году Второй Латеранский собор постановил: "Кто берет проценты, должен быть отлучен от церкви и принимается обратно после строжайшего покаяния и с величайшей осторожностью. Взимателей процентов, не вставших перед смертью на путь истины, нельзя хоронить по христианскому обычаю".
Мартин Лютер (1483--1546) много раз страстно обличал ростовщиков: "И потому ростовщик и скряга -- это и правда не человек; он и грешит не по-человечески. Он, должно быть, оборотень, хуже всех тиранов, убийц и грабителей, почти такая же скверна, как сам дьявол. Сидит он не как враг, а как друг и согражданин, под защитой и покровительством общины, но отвратительнее он, чем любой враг и убийца-поджигатель. Потому если колесуют и обезглавливают уличных грабителей, убийц и преступников, то сколь же больше нужно сначала колесовать и пытать всех ростовщиков, изгонять, проклинать и обезглавливать всех скряг..." Реформатор Ульрих Цвингли (1484--1531) пошел по пути секуляризации еще дальше. С одной стороны он объявил проценты безбожными и антихристианскими, с другой стороны признал за государством право определять процентную ставку.
Хотя все они знали корни проблемы, но, однако, не предложили никакого практически приемлемого решения по обеспечению денежного обращения; таким образом, основополагающий изъян системы остался неприкосновенным. Запреты, налагавшиеся на проценты римскими папами во времена европейского Средневековья, согласно которым бравшие проценты христиане отлучались от церкви, переместили всю тяжесть проблемы на евреев, которым разрешалось брать проценты с людей другого вероисповедания. Последние с тех времен все больше превращались в ведущих банкиров мира. Еще из Ветхого Завета еврейские общины знали о том, что проценты разрушают при длительном воздействии любой социальный организм. Поэтому с древних лет признавался "Святой год", прощение всех процентов и долгов приблизительно раз в 7 лет. Таким образом, имелась возможность ограничивать тот вред, который наносился процентами, однако найти долговременное решение так и не удалось.» (Маргрит Кеннеди."Деньги без процентов и инфляции. Как создать средство обмена, служащее каждому")
Кстати две последних карты (распространения чумы) демонстрируют нам "реальную мощность" этой древней торгово-транспортной сети, которую мы до сих под определяли по косвенным признакам - редким (недостоверным!) письменным источникам и археологическим находкам "товаров". А также настоящие маршруты торговых связей и наиболее развитые области - центры цивилизации.