Вот как эти твари хотели улучшить науку.
Тут не плохой обзор.
Из 400 НИИ оставить 60.
«Эксперт» собрал мнения авторитетных ученых России о предложенной правительством реформе Академии наук
Академию разгромить возможно
Директор Института США и Канады РАН, академик РАН Сергей Рогов
Сразу скажу, к задуманной реформе я отношусь на 100% негативно. Тем более, к форме ее проведения: тайно, без всякого общественного обсуждения, за спиной РАН и даже Общественного совета по науке при Министерстве. Сам закон о создании новой Академии и ликвидации старых, что называется, был сделан «на коленке», и полностью противоречит действующему закону «О науке».
Ссылаются на американский опыт, но в Америке совсем нет Министерства науки, как такового. Нет и агентства по управлению научными учреждениями как такового. Это чистая выдумка авторов этого закона с целью уничтожить Академию наук, как системообразующий институт, на котором держатся фундаментальные науки.
Создаваемое Агентство - это что-то наподобие «Оборонсервиса» и прочих агентств, которые насоздавал Сердюков, чтобы освободить армию от хозяйственных функций, но они не имели права учреждать и закрывать воинские части и назначать их командиров.
Псевдореформа ликвидирует институт демократического самоуправления Академии наук, который предусматривает выборность на все должности. А сами институты превращаются в площадки для деятельности лабораторий и временных научных групп, которые собираются под грант. Но гранты, которые будет раздавать министерство, рассчитаны на несколько лет, а дальше – дезинтеграция научного сообщества.
При этом так называемое сметное финансирование, как объявил Ливанов, урезается на 50%. И как тогда будет выполняться план фундаментальных работ, который утвержден правительством?
Но дело не только в законе о реформе Академии, или точнее о ее ликвидации. К сожалению, мало кто обратил внимание на то, что по новому закону «Об образовании», который в апреле был принят также, «на коленке», хотя какое-то обсуждение было, РАН утратила право на аспирантуру. Дело в том, что в соответствии с этим законом аспирантура - это третья ступень высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Заниматься обучением аспирантов могут только высшие учебные заведения, а академический институт, как наш, не может. Получается, что с одной стороны Академию обвиняют в том, что молодежи нет, а с другой ее отсекают от молодежи. И это все вступает в силу с 1 сентября.
Недавно на Президиуме обсуждался, как раз, вопрос, что делать с аспирантурой, поскольку РАН будет лишена возможности готовить молодые кадры, но была еще идея создать Академический университет. Путин встречался с Осиповым месяца 3 назад и поддержал эту идею. Теперь Академия перестает быть юридическим лицом, соответственно, учреждать университет не сможет.
В РАН сейчас 500 с лишним академиков и 700 с лишним членкоров. В сельхоз и мед академиях еще около 400 академиков и около 700 членкоров. А теперь всех их делают академиками РАН, которых станет 2 500 академиков, то есть в 5 раз больше. Но никто их не будет избирать. Почему чиновники решают, кто должен быть академиком? Это уже просто за пределами всяких приличий.
Академия превратится в «клуб», оторванный от институтов, которые перейдут под полный контроль Агентства. Это будет означать на ближайший год, а то и 3 года, что все фундаментальные исследования будут парализованы. Вы помните, что в 90-е годы стало с прикладной наукой: от КБ остались только склады и конторы. И тут произойдет тоже самое. Начнутся увольнения, а кто-то и сам побежит, особенно молодые. Какого черта им сидеть и ждать, когда их уволят? Надо тикать за границу, пока еще есть время.
А сама Академия превратится в клуб, который не может составлять планы научных исследований, не сможет определять приоритеты, а будет выполнять, как написано, научно-консультативным органом. Спрашивается, если сейчас, когда по закону надо было, чтобы РАН проводила экспертизу правительственных решений, Академию игнорировали, то кто будет консультироваться с «Клубом чаепития»? И как сможет проводить Академия какую-то экспертизу? Ведь экспертизу проводят не академики, а эксперты соответствующего института или нескольких институтов, а тут ликвидируется всякая связь между академией и институтами.
Директор Института США и Канады РАН, академик РАН Сергей Рогов Фото: РИА Новости
К сожалению, так получилось, что все проблемы российской науки решает узкая группа людей неолиберальных воззрений, которая сложилась вокруг Ливанова. И никто из этих людей себя в науке не проявил. Хотя были попытки продвинуться в РАН, но не получилось. Для них Академия, как я понимаю их подход, это символ ненужного вовлечения государства в исполнение функций, которые должно выполнять частный сектор.
Но у нас частной науки почти не существует. Более того, с 1995 года в частных научно-исследовательских организациях в два раза сократилось количество сотрудников. И в основном, они функционируют за счет того, что урывают какие-то куски с государственных контрактов и грантов. А фундаментальную науку в США и во всем мире, финансирует не частный сектор, а государства.
Мы в последнее время уже привыкли к непродуманным реформам: ЕГЭ, отмена аспирантуры, сокращение часовых поясов, переименование милиции в полицию, промили, сердюковщина. Реформа Академии вписывается в эту череду, но армию разгромить не удалось, а Академию разгромить возможно.
Но решительные протесты научного сообщества привели к срыву чиновничьего «блицкрига». Решение вопроса отложено на осень. Надеюсь, что план настоящей реформы будет обсужден и одобрен в ноябре, когда состоится заседание Президентского совета по науке.
Это разгром науки
Академик РАН Александр Некипелов
Академик РАН Александр Некипелов Фото: ras.ru
Конечно, начатая реформа чревата чрезвычайно серьезными последствиями для академии и для судеб науки в стране. То, что вокруг Академии Наук складывалась крайне опасная ситуация, мне было ясно довольно давно. И в ходе предвыборной кампании в Академии я как раз к этому пытался привлечь к этому внимание.
Но то, что это будет сделано таким образом, разумеется, предвидеть было абсолютно невозможно. Хотя нечто аналогичное была попытка осуществить еще в феврале месяце. К счастью тогда это удалось оставить, и остановил как раз президент страны. Но этого недостаточно оказалось для тех, кто стоит за такими планами. Планы действительно чрезвычайно опасные, чрезвычайно.
Я не хочу ерничать на счет названия новой Российской Академии Наук – Общественно-государственная Организация или ОГО РАН, это самое безобидное во всей этой истории. Но дело еще и в том, что в этом проекте закона, который создает новую организацию, нет ни слова о правопреемстве. В результате обрушиваются все договоры и участие Российской Академии Наук от имени Российского Государства в международных научных проектах.
Какие-то странные утверждения были сделаны насчет того, что нынешний порядок управления Академии Наук достался от советского периода, но это не так. Потому что в советский период как раз управление делами Академии Наук СССР напрямую работало с управлением делами правительства. А президент и вице-президент вообще не принимали никаких финансовых решений, не обладали правом соответствующей подписи. И занимались исключительно наукой, а государство заботилось о том, чтобы создавать для них условия, как оно это понимало. Сейчас как раз идет о значительно худшем варианте, чем возврат к той, прежней системе. И людей, затеявших эту реформу, не смущает история, которая произошла в Министерстве обороны. Где аналогичное агентство было создано и привело к известным последствиям.
Как следует из проекта закона, предусмотрена отбраковка существенной части институтов. Пока никаких цифр не было, но в феврале речь шла о том, чтобы оставить лишь 60 институтов. А только в одной Российской Академии Наук их 400-300, плюс еще медицинские и сельскохозяйственные. Это разгром науки.
Наконец, предпринята совершенно бесстыдная попытка расколоть сообщество путем прямого подкупа. Подкупа, во-первых, членов-корреспондентов, которые, почему-то не решением научного сообщества, а решением депутатов, превращаются из членов-корреспондентов Академии Наук. Удивительно, что деньги на ликвидацию науки у страны есть, а денег на развитие у них почему-то нет.
Единственное, что я надеюсь на то, что, конечно, сообщество академическое и, не только академическое, будет резко протестовать, и президент, который еще не определили свою позицию, прислушается к мнению научного сообщества.
Надеюсь, что президент не определился. Это оставляет возможность для него принять во внимание реакцию научного сообщества и еще раз взвесить те последствия, которые не для Академии наук, тем более там, не для отдельных руководителей Академии Наук, а для страны, к которым все это может привести. А приведет, я в этом глубоко убежден, просто к разгрому науки в стране. И страна уже не сможет решать те проблемы, которые дает возможность решать сегодняшняя Академия Наук и другие государственные академии наук.
Это экспроприация собственности
Заведующий сектором математической физики в Физическом институте им. П. Н. Лебедева РАН, академик РАН Владимир Захаров
Заведующий сектором математической физики в Физическом институте им. П. Н. Лебедева РАН, академик РАН Владимир Захаров Фото: academ.info
В газете «Троицкий вариант» я уже опубликовал заявление, что я вступать в новую академию не буду, коль старая будет ликвидирована. Это все очень просто, это все вопрос только о деньгах и собственности. Ко всей собственности академии давно уже присматриваются. Это вопрос об экспроприации. Давайте употреблять это слово, оно в данном случае достаточно точное. Экспроприация собственности. Например, некоторые гуманитарные институты находятся в центре города, в пределах Садового кольца. Место совершенно золотое. Представьте, там сидят и занимаются черт знает чем, изучают Слово о полку Игореве. А мы там построим нечто феерическое, и оно будет нам приносить доход. Вот и все, и больше ничего.
Академию упрекают в неэффективности. Это все равно, что упрекать народ в том, что он плохо выглядит после геноцида. Есть ли в этом хоть капелька совести? После двадцати лет абсолютного безденежья Академии. Россия – единственная страна в мире, где зарплата профессора или доктора наук в академическом институте меньше, чем средняя зарплата по стране. Единственная.
И сегодня академия у нас получает 16% от финансирования, идущего на науку в целом. И это финансирование начальство готово оставить. Им главное собственность изъять.
У нас в России примерно 2500 ученых, у которых индекс цитируемости с 1986го года выше тысячи. Из этих людей в институтах Академии Наук работают две трети. Из этих 2500 членами или членами-корреспондентами Академии является больше 400. Вот вам и ответ. В академии 1200 членов академии, из них 400 в этом списке. Если из 1200 убрать гуманитариев, которые в этот список не попадают: у них другие оценки, убрать совсем уж древних стариков, которым за 80, потому что их работы вошли в учебники и цитироваться перестали, уберите секретных людей, получится человек 800. И половина из них цитируется. И это грубая оценка, при самом недоброжелательном отношении к академии.
Этот закон приведет к катастрофе
Председатель Совета молодых ученых Математического института им. В. А. Стеклова РАН, ведущий научный сотрудник Александр Буфетов
Председатель Совета молодых ученых Математического института им. В. А. Стеклова РАН, ведущий научный сотрудник Александр Буфетов Фото: itas2012.iitp.ru
Надо начать с того, что это не реформа. Слово «реформа» здесь не применима. Это не реформа – это ликвидация РАН. Разговора о реформе еще нет. Есть составленный в секрете от научного сообщества, не обсуждавшийся Советом по науки Министерства образования и науки и общественным Советом Министерства образования и науки законопроект, внезапно появившийся. И сейчас даже не наступил еще момент для обсуждения законопроекта по существу. Потому что так законопроект такого ключевого значения вноситься не может. Если министра Ливанова, который говорит, что реформа делается в интересах молодежи, так интересуют молодые ученые, он может обсудить реформу с ними, услышать мнение молодых ученых. При Российской академии наук действует Совет молодых ученых. И в нашем институте тоже есть Совет молодых ученых. Есть они и во многих институтах академии наук. И я вижу, что молодые ученые, во всяком случае, все, с которыми я разговаривал, без исключений, воспринимают этот законопроект так, что «нам крышка». Это удар по нам. И тут два момента: совершенно недопустимая форма, оскорбительная для всего научного сообщества, проведения законопроекта, и содержание - ликвидация РАН, которая означает гибель нашего научного пространства и напрямую подталкивающую нас к эмиграции. Но я очень надеюсь, что законопроект принят не будет. Но если, не дай Бог, этот законопроект будет принят, я, несомненно, опасаюсь резкого роста научной эмиграции.
Постановка реформы должна вестись в условиях открытого, гласного, подробного, спокойного обсуждения. Аспект мнений среди моих коллег относительно возможных направлений реформы, конечно, очень широк. И это трудный процесс коллективной выработки решения, который нужно начинать сейчас. Не может быть рецептов готовых заранее. И в этом обсуждении станет ясно, что нужно делать. Замечу, что я разговаривал с самыми разными коллегами с самыми разными взглядами на Академию наук и на ее роль. И в осуждении этой меры единодушны все, с кем я разговаривал. Все говорят, что этот закон приведет к катастрофе.
Тут нужно заметить еще несколько вещей. Неоднократно указывается, в частности, министром Ливановым, что система Российской академии наук не отвечает международной практике. Это не совсем точно. Например, во Франции организация научных институтов в рамках CNRS - национального центра научных исследований близка по структуре к функционированию Российской академии наук. И бывший президент Французской республики Николя Саркози в начале своего срока предпринимал резкую атаку на CNRS. По риторике надо заметить, близкую к Ливановской. Французские ученые вышли на улицу и Саркози вынужден был отступить. Я очень надеюсь, что и российский законопроект не пройдет.
Приложение
Математического института им В.А. Стеклова РАН
Российская академия наук под угрозой уничтожения!
Инициатива Министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова и Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец вызывает у нас категорический протест.
Проект реформы РАН должен готовиться открыто и гласно. Ключевую роль в разработке законопроекта должны играть ведущие российские учёные. Внесению законопроекта в Государственную Думу должно предшествовать его широкое общественное обсуждение с привлечением российского и международного научных сообществ, включая российскую научную диаспору. Ничего из этого сделано не было, в частности, законопроект не обсуждался с Общественным советом при МОН и Советом по науке при МОН.
Поспешные меры, предложенные в законопроекте, чреваты катастрофическими последствиями для российской науки в целом. Мы опасаемся оттока молодых учёных из российской науки.
Безответственные действия Министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова и Заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец - прямое оскорбление всем учёным России.
Мы призываем Правительство РФ и Собрание Федеральное РФ не допустить принятия законопроекта №305828-6 от 28 июня 2013г. и остановить разгром основанной Петром Великим и работающей уже почти три века Российской академии наук.
Коллектив молодых учёных Математического института им В.А. Стеклова РАН 01.07.2013
http://m.expert.ru/2…n-chast-2/