Цитата: mse
Вполне допускаю, даже уверен, что это штатный манёвр. Вопрос в том, где и как его совершать. Если он был совершён вопреки "белковой" логики, то вполне возможна описаная ситуация. Речь то идёт о том, была посадка Бурана автономной или нет? Сам он принимал решения или им управляли с ЦУП?
Дабы помочь немного разобраться в этом вопросе о "штатной" или "нештатной" посадке, кмк, необходимо представить себе действия летчика-космонавта в кабине (буде он там в момент выполнения маневра) или оператора на земле (если бы "Бураном" управляли с наземного ПУ, как ДПЛА). Так вот, с моей "кочки зрения", как ОБУ, не имей "Буран" на борту БЦВК, который по данным с системы "Вымпел" произвел расчет маневра снижения и захода на посадку
Цитата
По результатам экспресс-анализа имеющейся телеметрической информации и данных системы радиолокационного контроля траектории ОК система навигации при отсутствии отказов бортового и наземного оборудования успешно обеспечила:
- измерение и выдачу в БЦВС навигационных параметров не менее, чем от двух комплектов бортового оборудования РДС с дальности около 500 км и высоты около 45 км до остановки ОК на посадочной полосе;
- измерение бортовым оборудованием РСБН азимута и дальности с момента включения (высота 20 км) до остановки ОК на посадочной полосе;
- выведение ОК с заданной точностью в зону действия системы посадки;
- заданные параметры вертикальной скорости ОК при посадке и координаты точки его остановки на посадочной полосе, в определении которых учитывается дальность до посадочного РД.
любой более-менее вменяемый ПИЛОТ (я объединяю намеренно) отправил бы "Буран" на второй заход (до запасного - топлива не хватило бы), благо наличие ДУ на борту позволяло выполнить эту операцию. С "нормальной" (человеческой) точки зрения, маневр "Бурана" на посадке, на первый взгляд, был абсолютно не логичен. Но этим и отличается "машинный разум", т.с., что по данным, полученным системой анализа, БЦВК "Бурана" вычислил оптимальную, но не очевидную для человека, траекторию, на которой ЛА погасил скорость до приемлемой посадочной и совершил маневр захода на посадку, при этом не выводя машину за пределы допустимых перегрузок.
Имея немалый опыт в управлении разных ЛА с различных ПУ могу сказать определенно - человек так бы не смог, учитывая ограниченное время для анализа и принятия решения.
Что касается американских Х-37 и Х-47, то основное отличие, пмсм, их систем управления заключается именно в ОТСУТСТВИИ системы анализа и принятия решения на такого рода маневрирование на борту ЛА. По сути, американские "Х" - ДПЛА, хотя и очень "продвинутые". Вот как-то так.
ЗЫ Не претендую на роль "вещателя истины", изложенное - естественно - ПМСМ.