Цитата: Anton T от 20.07.2013 02:41:48
Уважаемый Арбалет, я Вам скажу две вещи.
Первая, о которой уже говорил - это Ваше самомнение и самость. Вы и раньше это демонстрировали (мы сами, само-, самость), и вспоминали об отношении французского короля (тут даже Фрейда звать не надо))), и сейчас по методу зеркала проецируете свои комплексы на меня Ну светит из Вас аж сквозит
Это первое, психологическое.
Второе:
Я прекрасно понимаю, что фундаментальная наука "непредсказуема". Но в последние времена было так, что государство ставило задачи ученым (что оно хотело получить), а ученые помимо своих заказанных и оплаченных заданий открывали нечто новое, никем непредсказуемое. Но это бонус (возможно, перевешивающий изначальные задачи), естественный бонус.
И такая организация работы мне кажется правильной
1. Антон, а Вы еще и психолог, оказывается? Как Вы лихо мне диагноз по интернету ставите! Но на всякий случай запомните принцип, которым руководствуются практикующие врачи:
диагнозы по телефону не ставят. И попробуйте поразмыслить, почему они его придерживаются. А в порядке ведения дискуссии добавлю: Ваши выводы о моих комплексах держите при себе, если хотите продолжать дискуссию. Но я подозреваю, что все Ваши рассуждения о моих комплексах есть ни что иное как попытка убедить самого себя в своей собственной правоте простым способом, а именно, решив, что все высказывания Вашего оппонента суть проекции его комплексов и ничего более. Конечно, это Ваше безусловное право так считать, но тогда дискуссию надо просто заканчивать, чтобы не наговорить друг другу гадостей.
2. Антон, задумайтесь хотя бы над тем, почему и как в средневековой (!) Европе возник принцип автономности университетов, и что это вообще такое - автономия в условиях абсолютизма (!!!). А ведь она была и есть эта автономия. После этого попробуйте поразмыслить над тем, а когда же появились первые научные школы в России и, самое главное, откуда они пошли. Подозреваю, что ответ Вас сильно удивит, но не буду подсказывать - попробуйте разобраться сами. После этого попробуйте понять, как, когда, какие государства и. самое главное,
в какой форме начали ставили задачи науке, и что в результате с наукой было, т.е. какие школы и где поднялись, а какие и где подохли. В качестве примера дам только одну наводку: прочитайте про историю "открытия" Лепешинской в СССР и поразмыслите над тем, как так случилось, что отечественная генетика оказалась в мире на ...надцатых ролях. И тогда, может быть, Вы поймете, что государство имеет успех в каком-то деле лишь тогда, когда оно ставит задачи
только после того, как ученые что-то открыли и поняли, к чему это что-то можно приложить, а не наоборот! Например, американские ученые писали специальную бумагу президенту США, что надо начинать разработку ЯО, потому что это оружие в ближайшем будущем может появиться у противников США, и именно после этого государство США выделило деньги на разработку. А до этого письма оно никаких таких задач ученым и не ставило, т.к. руководство США и не подозревало о том, что такое оружие вообще можно сделать! Так что в реальности происходит строго наоборот тому, что Вы пишите:
сначала фундаментальные исследования, свободный поиск, и лишь потом, в случае получения новых результатов и осознания учеными того, куда и как эти результаты можно применить, ученые формируют соответствующие предложения и предлагают свои проекты. И только потом государство включает (или не включает) эти проекты в ранг приоритетных государственных задач. Конечно, сказанное относится к прорывным результатам, а не к мелочевке. Но именно из прорывных результатов фундаментальной науки и возникают потом принципиально новые технологии, а вот из мелочевки возникают айфоны. Но, к сожалению, народу видны (и нужны) только айфоны, похоже. Но вот засада:
не будет фундаментальной науки сегодня, не будет прорывных технологий завтра, а тогда не будет и айфонов послезавтра. И последнее - ученый САМ выбирает себе те задачи, которые он будет решать. Иногда класс этих задач совпадает с тем, что интересны обществу и государству, но чаще, особенно в фундаментальных областях, не совпадает просто потому, что общество в целом не понимает, чем конкретно занимается конкретный ученый, да и не в состоянии понять потому, что для этого надо быть специалистом в той же области, а таких людей, как правило, на всей планете единицы, десятки или в лучшем случае сотни. Ученого можно поощрить решать те задачи, которые ему не интересны, но которые важны заказчику (поощрить материально или морально - ученые тоже люди), а можно заставить силой (т.е., грубо говоря, загнать в шарашку). Но второй способ работает только в условиях абсолютной власти, и ни в какой другой ситуации более. Но нет сейчас абсолютной власти, ученых в шарашки не загнать. А тогда - увы, придется как-то заинтересовывать. Но
метод, который попыталась применить ливановская компания, больше похож на "загнать в шарашку", чем на "поощрить", а потому может в итоге привести к краху всей российской фундаментальной науки в обозримом будущем: ученые просто разбегутся по тем местам, где их не принуждают делать то, что им не нравится. И вот тогда фундаментальная наука в России закончится, со всеми вышеописанными последствиями для будущего страны. Вот на каком переломе мы все (в частности, и Вы, и я) сейчас находимся. Задумайтесь.