Кругом враги
"Но уже в первой трети XIX в. на Западе раздались голоса, выразившие недоверие к «Повести временных лет». События 907 г. объявил «полностью мифической традицией» немецкий историк Ф. Вилькен. Русский эмигрант Н. Брянчанинов и англичанин С. Рэнсимен повторили эту версию. «Обычной сагой» назвал историю Олегова похода и договора 907 г. немецкий историк Г. Лэр. Умолчание греческих источников было основным аргументом для этих историков в их отрицании реалий 907 года.
Особенно активно против достоверности сведений русской летописи о походе и договоре 907 г. выступили в 30—50-е годы XX в. бельгийский
византинист А. Грегуар и английский историк Р. Доллей. А. Грегуар в статьях «Легенда об Олеге» и «Легенда об Олеге и экспедиция Игоря» писал, что князь Олег никогда не существовал, что летопись Нестора «содержит столь же много ошибок, сколь и слов». В дальнейшем положения А. Грегуара были развиты Р. Доллеем. И вновь умолчание греческих источников о походе и договоре 907 г., «заимствования» из истории болгаро-византийских отношений явились для автора решающим аргументом. "
Сахаров А. Н. Русско-византийский договор 907 гСсылкаПолучается, что т.н. Византийская империя была мыльным пузырем - фактически платила дань всем окружающим-приезжающим.
" Платил или тот, кто больше был заинтересован в мирных отношениях, или тот, кто проиграл войну. Крупные суммы за соблюдение мира на византийских границах империя уплачивала еще антам в VI в., о чем договаривались византийские и антские посольства. С тех пор как в 545 г. император Юстиниан заключил такое соглашение с антами (оно включало и территориальные уступки), на дунайских границах империи воцарился мир и анты стали союзниками Византии. Выплачивали византийцы дань и Аттиле в обмен за обязательство не воевать пределов империи. Византийский писатель и дипломат V в. Приск Панийский сообщал, что по мере возрастания своей мощи гунны требовали повышения размера дани.
На условии получения ежегодной дани от Византии Аварский каганат в 558 г. обязался в ходе переговоров охранять дунайскую границу империи от посягательств со стороны «варваров». Византийский историк Менандр писал, что на соблюдение мира авары соглашались в случае, если «будут получать... драгоценные подарки и деньги ежегодно». Отказ же Византии увеличить это ежегодное вознаграждение привел к аваро-византийской войне в 60-е годы VI века. Регулярную дань уплачивала Византия и арабам. По данным Менандра, отдельные арабские племена регулярно взимали платежи с Византии еще в VI в., во времена Юстиниана.Аналогичные договоры мира с условием уплаты империей дани заключались и с болгарами. По договору 634 г. Византия установила с ними мир; хан (князь) Кубрат получил в подарок денежную сумму и был провозглашен патрикием. Ежегодной выплаты дани добился от империи хан Аспарух в 679 г., согласившись на установление с Византией отношений мира. По миру с ханом Тервелом в 716 г. Византия уплачивала болгарам ежегодную дань одеждой, дорогими красными кожами и другими товарами на сумму в 30 фунтов золота."
Уплачивая за мир дань уграм, за мир и союз — ежегодную дань варягам, Русь, согласно договору с Византией 60-х годов IX в., взимала дань с империи"
Грабеж у русов в крови.
Из этих сентенций неявно следует любопытный вывод: Византия для Русского государства являлась геополитическим (исторически константным) противником.
И насаждение грекохристианства на Руси - способ ослабить давление на Византию.