Тред №62180
новая дискуссия
Дискуссия
876
Я - технарь, поэтому могу обосновано судить только о техническом образовании.
Источники бед российских ВУЗов (как я их понимаю):
1. В начале 90-х резкое сокращение финансирования. Деньги давали только на скудную зарплату. Лет за 5 наш ВУЗ (Челябинский политехнический институт, ныне Южно-Уральский государственный университет) сильно обветшал. ВУЗы взмолились, и тогда им разрешили оказывать платные образовательные услуги. Это с одной стороны дало средства на ремонт и чуть-чуть на оборудование и повышение зарплат, а с другой - привело в ВУЗы молодежь, которой делать там совершенно нечего, в силу недостаточных способностей или просто нежелания учиться.
2. Государство вполне устраивает нынешнее положение с высшим образованием. Молодежь занята, не бунтует. Низкое качество инженеров пока себя проявляет мало. Предприятия жалуются только на недостаточное их количество. (Просто выпускники не идут на инженерные должности из-за низкой зарплаты). Настоящего государственного контроля за качеством подготовки выпускников нет. Так называемые государственные аттестационные комиссии (ГАК) состоят из своих преподавателей ВУЗа и приглашенного кафедрой какого-нибудь своего выпускника с предприятия.
Аккредитация ВУЗов проводится формально.
Что нужно делать? Прежде всего сократить количество ВУЗов. Об этом говорят уже много лет, в том числе с высоких трибун, но ничего не делается. Соответственно сократится набор и увеличится конкурс. Высвободившиеся деньги направить на увеличение зарплаты. Вопрос нужно ставить следующим образом: Вот у МОН РФ есть столько-то денег на зарплату преподавателям ВУЗов. Взяв положенное соотношение профессоров, доцентов, ст.преподавателей и ассистентов, и зарплаты, скажем, профессора - 80 тр, доцента - 50 тр, ст. преподавателя - 30 тр и ассистента -20 тр, определяем количество преподавателей, которое может выдержать госбюджет. Исходя из нормы 12 студентов на преподавателя, определяем общее количество студентов. Делим на 4 - находим численность приема. Все остальное - от лукавого.
Наука в ВУЗах. В эпоху СССР вузовская наука делалась в основном 30 - 40-летними кандидатами, работавшими над докторскими диссертациями. Где они сейчас?
Хоздоговорной науки в ВУЗах практически нет. Предприятия не хотят платить деньги за НИР и ОКР. Им нужна "не индукция, а продукция". Управления научных исследований ВУЗов работают как при СССР, проэтому те из технарей, кто может чем-то заинтересовать промышленность, организуют свои НПП. Остальные преподаватели, чтобы обеспечить себе более-менее нормальный доход, преподают еще в одном двух местах. Им не до науки.