Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,192,696 8,334
 

  КРАЙ ( Слушатель )
20 окт 2013 20:10:00

Тред №629611

новая дискуссия Дискуссия  156

Мнение эксперта высшей категории.
Считаете ли вы советскую систему образования лучшей в мире? Или это миф? Если правда, то не лучше ли будет для России вернуть советские основы образования?

Алфёров Жорес Иванович  
Когда мы выиграли спутник в 1957 году, Кеннеди сказал, что «выиграли русские не ракетами, а на школьной парте». И они сделали соответствующие выводы. У нас было прекрасное соглашение в 1970 году между Академией наук СССР, подписанное Келдышем, величайшим президентом в истории Академии, и американской Академией. В соответствии с этим соглашением, я работал как Visiting Scientist в Иллинойском университете вместе со своим старым другом, профессором Холоньяком, который до этого месяц работал у меня в лаборатории. Я познакомился с американскими первокурсниками и был поражён крайне низким уровнем знаний. Они знали физику и математику гораздо хуже наших десятиклассников. Но на Master Degree это выравнивалось. В советской системе школьного образования в итоге победило нормальное серьёзное образование с очень мощной частью основных предметов: русский язык, литература, математика, физика, биология. В вузовском образовании мы были пионерами в инженерно-физическом образовании. Физтех Ленинградского политехнического института возник раньше, чем Калтех или МIT, где совмещалось широкое физматобразование с инженерным. Московский физтех возник как физико-технический факультет МГУ в 1946 году по инициативе Курчатова, Арцимовича, Петра Леонидовича Капицы. Это было развитие идеологии образования Иоффе. В начале 70-х я создавал факультеты и кафедры в Ленинграде, в которых совмещалось не просто инженерное, а инженерно-технологическое. Роль технологии резко выросла. Московский физтех вырос в блестящий институт по этой части. Или Академгородок в Новосибирске. Физматшкола, университет и мощный академический центр – это система, которая лучше любого американского кампуса.
Очень важной является следующая вещь. Наука – основа образования. Изменения в научных исследованиях, возрастающая роль междисциплинарных исследований, использующих математику, родилась биоинформатика как направление, применение диагностических методов в медицине и биологии требует другого образования. Мы должны сегодня хорошо учить и физике, и математике, и биологии, и медицине. Это требует других подходов. Мы можем это делать, но страшно бюрократизированная система образования, которая возникла у нас, не даёт возможности создавать новое. Вторая чрезвычайно важная вещь в этом деле – это ЕГЭ. Я всегда был его противником. ЕГЭ может быть в правилах уличного движения. В образовании всегда было, есть и будет – учитель и ученик, их взаимодействие.


Основа науки любой страны – ее образование. Министра Фурсенко сменил министр Ливанов. По вашему мнению, нынешний вектор развития российского образования обещает России будущее страны-лидера мирового научного процесса?
Алфёров Жорес Иванович
Нет. Гуриев, ректор Российской экономической школы, Ливанов и Северинов, биолог, профессор, который работал где-то за рубежом, написали большую статью года два назад, в которой призывали к ликвидации Академии наук. Когда Ливанов стал министром, он изменил своё мнение. Пригласил меня стать председателем Научного совета Минобрнауки, обосновав, что это очень важно. Я дал согласие. Совет оказался общественным, половина которого формируется через Интернет. Мне стоило больших усилий доказать, что я не смогу работать с Тиной Канделаки, которая не вошла в итоге в Совет. Затем был известный случай, когда я вышел из этого Совета, потому что в начале Ливанов говорил всё разумно, потом вдруг заявляет, что это не реформируемое и т. д. Реформы нужны и в Академии наук, но нельзя во главу реформ ставить некие выдуманные политические принципы. Нельзя говорить: «Ах! В цивилизованных странах так». Россия и Советский Союз – цивилизованная страна, у нас был свой подход. Многие зарубежные учёные завидовали нашим лабораториям Академии наук и тому, что мы имеем свободу выбора исследований. Направление исследований диктуется внутренней логикой развития данной области науки. Люблю цитировать китайцев. Я бываю в Китае каждый год, у меня даже есть совместная лаборатория в одном из китайских университетов. Ден Сяо Пин говорил прекрасные слова: «Не важно, какого кот цвета – черный он или белый. Хороший кот такой, который ловит мышей». Российская академия наук ловит научных «мышей» пока лучше, чем другие организации. Давайте всё делать вместе. Давайте не будем политические лозунги превращать, не думая о пользе страны. Мы сохранили Академию наук, она выживала и сейчас должна развиваться. Она должна развивать науку в университетах. И с нами наука в университетах будет развиваться гораздо быстрее. Мы знаем определённые вещи, которые нужно делать в образовании. И давайте это делать вместе. Я не понимаю принципа, когда под маркой «как в цивилизованных странах» наносят урон своей собственной стране.
  • +0.04 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!