Индия не успевает подписать контракт на Rafale? bmpd.livejournal. "Дружественный ресурс "Перископ.2" (periscope2.ru) опубликовал материал о продолжающихся проблемах с заключением французской компанией Dassault Aviation контракта на поставку Индии 126 истребителей Rafale. Министр обороны Индии Энтони в конце октября 2013 года очень сдержанно оценил перспективы скорого завершения переговоров и подписания контракта с Dassault Aviation. Как ранее сообщалось со ссылкой на заместителя командующего военно-воздушными силами Индии маршала авиации С. Сукумара, министерство обороны намерено подписать контракт на 126 истребителей Rafale в текущем финансовом году, т.е. до марта 2014 года. Однако по словам министра, и этот срок не является окончательным. «Как я могу устанавливать окончательные сроки? Процесс идет» — заявил он, пояснив, что не может вмешиваться в деятельность комиссии по согласованию условий контракта. Министр объяснил, что даже после завершения ее работы останется еще «четыре-пять рабочих этапов», лишь миновав которые контракт окончательно уйдет на утверждение в министерства обороны и финансов.
Истребитель Dassult Rafale варианта F3 ВВС Франции с разложенными образцами подвесного вооружения. Снимок мая 2011 года. «В каждом из задействованых органов заинтересованы тщательно изучить договор на разных стадиях, и по сути, сейчас все в их руках» — уточнил Энтони, добавив, что такие строгие процедуры закупок призваны избежать коррупции. Общая сумма контракта первоначально оценивалась в 10 млрд долл, однако на данный момент может уже превышать 15-20 млрд долл. Самолет, как ожидается, станет основой истребительного парка ВВС Индии на следующие 40 лет и заменит флот модернизированных МиГ-21, несущих службу с 1963 года. Процесс подписания контракта тянется с января 2012 г., согласно его условиям, лишь 18 истребителей будут поставлены в готовом виде — остальные 108 должны быть изготовлены компанией Hindustan Aeronautics Limited (HAL) по лицензии Dassault в Индии. Считается, что условие во многом стало главной причиной неоднократного переноса сроков подписания договора. Dassault, как сообщается, обязалась вовремя поставлять HAL все необходимое для производства истребителей Rafale, отказавшись брать на себя ответственность за сам процесс и его результат. Представители компании раннее высказывали сомнения в способности своих индийских партнеров изготовить столь сложный истребитель. Hindustan Aeronautics занимается разработкой легких боевых самолетов с начала 1980-х годов, однако до сих пор без значительных успехов. С другой стороны тоже расчитывают уладить все побыстрее: «Если мы не подпишем этот контракт, численность наших истребителей на период 2017—2022 гг. сильно сократится. Крайне важно быстро подписать этот контракт» — заявил начальник штаба ВВС Индии маршал Браун. Однако несмотря на нацеленность обеих сторон закончить эту историю как можно раньше, процесс вновь затормозился в связи с кончиной 2 октября 2013 г. одной из ключевых фигур — помощника министра обороны Арун Кумар Бала, отвечавшего за закупку авиационной техники. Между тем, поскольку контракт на поставку средних многоцелевых истребителей предусматривает, что выбор вооружений, устанавливаемых на Rafale, остается за ВВС Индии, это желание заказчика может оказаться вторым осложняющим обстоятельством. Индия требует, чтобы первые 18 самолетов были поставлены с полным комплектом интегрированного вооружения. И конечно, в компании Dassault хотели бы поставить вооружение французского производства, однако есть и другое требование, согласно которому поставщик обязуется «интегрировать дополнительное вооружение по выбору ВВС Индии. Как сообщил в ходе авиасалона МАКС-2013 генеральный директор Корпорации Тактическое ракетное вооружение Борис Обносов, если потребуется, Корпорация ТРВ готова адаптировать российские ракеты под Rafale. «Речь может идти о ракетах воздух-воздух малой, средней и большой дальности, противокорабельных ракетах, управляемых авиабомбах, а также широком спектре противолодочного вооружения. По тактико-техническим характеристикам наше вооружение не уступает, а в чем-то и превосходит западные аналоги». Главным барьером может быть технический, но, как отмечает Defence Industry Daily, возможно появление еще и ценового. «Если КТРВ и Dassault в рамках партнерства не разработают универсальный интерфейс и не изменят количество самих ракет, такая интеграция и тестирование займут много времени и средств». Вполне вероятно что сроки подписания контракта будут вновь перенесены, что ставит под вопрос успех этой сделки. Ведь в мае 2014 в Индии пройдут выборы, а как новое правительство отнесется к этому контракту — не знает пока никто."