Российская наука, образование и перспективы.
492,842 1,660
 

  asdfg ( Слушатель )
15 ноя 2008 15:09:11

Тред №64069

новая дискуссия Дискуссия  269

похоже, вывешен один из планов по науке:

http://www.strf.ru/o…d_no=16581

копирую сюда только "постановительную" часть, хотя и она очень большая:

Мы сформулировали несколько предложений, часть из которых, отдадим должное правительству, уже отрабатывается на нормативном уровне.

1. Подвергнуть тщательной ревизии направления и структуру финансирования государственных академий наук, уделив особое внимание Программе фундаментальных исследований РАН. Предложить Российской академии наук на основании Устава РАН и другим государственным академиям на основании собственных уставов в течение месяца (до конца 2008 года) разработать план по реформированию деятельности академии, стимулированию прикладных научных исследований и инновационной деятельности. В условиях ужесточающейся технологической конкуренции и жёстких бюджетных ограничений (ставящих результат использования ресурсов во главу угла) страна не в состоянии тратить десятки миллиардов долларов на получение знаний «широким фронтом», которые будут использованы для получения преимуществ конкурирующими экономиками. Достижение высоких мест в рейтингах публикационной активности в нынешних условиях представляется сомнительным, да и уже недостижимым занятием. Ввести жёсткую экспертизу направлений и результатов фундаментальных научных исследований, переориентировать фонды поддержки фундаментальных исследований на финансирование проектов, имеющих ясно выраженный прикладной характер, увязав эти проекты с государственными целевыми программами в части приоритетных направлений и критических технологий. Использовать для этого результаты прогнозных исследований в области научно-технологического комплекса (Форсайт).

2. С помощью аналитических и экспертных процедур выявить группы научных организаций, являющихся лидерами в отдельных областях научно-технической деятельности (как фундаментального, так и прикладного характера), организовать среди них конкурс с целью получения статусного финансирования, направленного на создание сети федеральных ресурсных научно-технологических комплексов, выполняющих функции отраслевых и «надотраслевых[viii]» головных организаций. Данные комплексные организации смогут осуществлять весь цикл преобразования «знаний в инновации», предоставлять передовые услуги образовательного характера через научно-образовательные центры (НОЦ), поддерживать «инновационные пояса» из малых высокотехнологичных фирм, делать профильные прогнозные исследования, устанавливать связи с органами государственного управления (отраслевыми ведомствами) и горизонтальные связи с профильными научными и образовательными учреждениями, поддерживать ведущие научные школы в профильных областях. Определить регламент формирования, распределения и фондирования государственного заказа научно-техническим организациям с его последующим использованием в интересах государства (оборонный научно-технический заказ), либо рыночной коммерциализацией. В этой связи рассмотреть вопрос о создании государственного межведомственного комитета по науке и технике (ГМКНТ по аналогии с ГКНТ при Совете министров СССР), координирующего реализацию научно-технических проектов государственного значения и тем, формирующихся в процессе научно-технической деятельности организаций госсектора науки.

3. С помощью экспертных и аналитических процедур (с участием представителей бизнеса) провести ревизию силами Минобрнауки, санкционировав её проведение постановлением правительства, всех отраслевых (ведомственных) целевых научно-технических программ. Целью мероприятий должно стать выявление, наравне с лучшими результатами и лучшими практиками, работ, дублирующих ранее сделанные, НИР и ОКР, копирующих устаревшие образцы научно-технологической продукции (в том числе зарубежные), работ, выполнение которых вызывает сомнение ввиду недостаточности научного потенциала подрядчиков. Государство не имеет права в условиях бюджетных ограничений смотреть сквозь пальцы на некачественные НИР и ОКР, имеющие коррупционный характер. Кроме того, необходимо блокировать ярко выраженную тенденцию к дублированию, когда организация использует разные источники целевого финансирования для продажи государству одной и той же работы в рамках государственных закупок НИОКР[ix]. Очевидно, что аудиторских компетенций Счётной палаты РФ для данного рода мероприятий недостаточно.

4. Провести силами Федерального агентства по науке и инновациям комплексный анализ федеральной целевой программы (за период с 2004 по 2008 годы) по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России (ФЦНТП) с целью перегруппировки ресурсов внутри программы. Представляется целесообразным усилить направления, связанные с проектами по темам, предлагаемым бизнес-сообществом, комплексными проектами, связанными с конечной коммерциализацией технологий. Также необходимо устранить все недостатки выполнения важнейших инновационных проектов государственного значения (ВИП-проектов), продолжить их выполнение даже при негативном развитии финансово-экономической ситуации. Перегруппировка ресурсов по направлениям при неизменности выполнения плана по финансированию ФЦНТП может быть произведена за счёт блока «Генерация знаний», во многом дублирующего исследования, ведущиеся в госакадемиях и привлекающие к участию в ФЦНТП в подавляющем большинстве академические НИИ.

5. Уделить первостепенное внимание развитию ГЧП между государственными научными организациями и частным бизнесом в областях, имеющих стратегическое государственное значение (авиапром, атомная промышленность, автопром, судостроение, медицина, лесопереработка, фармацевтика, сельское хозяйство и др.), а также в тех отраслях и подотраслях, которые могут использовать отечественные разработки в период импортозамещения. Развитие ГЧП предлагается выделить в отдельную ФЦП, курируемую непосредственно правительством (через соответствующие департаменты Минобрнауки и Минпромторга). Представляется крайне важным развить схемы ГЧП в двух приоритетных направлениях — нанотехнологиях и биотехнологиях, не исключив создания ГК «Живые системы». Со стороны государства следует предложить (усилить) льготы на покупку инновационного оборудования отечественного производства, либо напрямую финансировать через бюджетные госзакупки его разработку силами отечественных организаций, имеющих передовой опыт взаимодействия с конкретными предприятиями и научными учреждениями (см. п.2).

6. Узаконить и внедрить практику «принуждения к инновациям» с помощью так называемых отраслевых контрактов между государством (в лице профильных ведомств) и группами компаний-лидеров рынка, обязующихся в обмен на соответствующие льготы и преференции, включая целевые низкопроцентные банковские кредиты, в среднесрочной перспективе (на период действия мер поддержки) выпустить на внутренний рынок определенный объём конкурентоспособной инновационной продукции. Участники отраслевых контрактов должны заказывать отечественным научно-исследовательским организациям (не только ведомственного подчинения) разработку инновационного оборудования, проведение научных исследований и экспериментов, подготовку аналитических документов, а также подготовку профильных специалистов в течение определённого срока. Тем самым после окончания действия контрактов будет сформирована инновационная конкурентная среда, позволяющая в дальнейшем формировать и междисциплинарные научно-технологические коридоры. Совокупность отраслевых контрактов может контролироваться ГМКНТ, возглавляемым первым вице-премьером, курирующим профильные сферы.

7. Расширить и распространить лучшую практику функционирования технопарков при технологических университетах (в качестве примеров — МИФИ, МИЭТ), ускоренными темпами создать технопарки при федеральных университетах. До конца 2009 года окончательно решить вопрос в области коммерциализации результатов научных исследований, в том числе полученных с привлечением государственного финансирования, в пользу стимулирования предпринимательской активности научных организаций и непосредственно исполнителей. Разрешить и стимулировать занятие профильной коммерческой деятельностью научных и образовательных организаций, находящихся в форме государственных учреждений, что, с одной стороны, позволит им избежать возможных рейдерских атак, а с другой стороны, серьёзно активизироваться в части коммерциализации научных результатов.

8. Разработать механизмы по взаимодействию и привлечению интеллектуальной научной (университетской) и технологической (предприятия) диаспоры российских учёных, разработчиков и предпринимателей для работы в России по отдельным направлениям, где критически необходимо использование передового опыта. Создать специальные сетевые инструменты по контактированию с членами диаспоры, выявлению лучших представителей по конкретным областям науки и техники. Также представляется целесообразным создание механизмов по привлечению лучших зарубежных учёных в научно-образовательные центры (НОЦ) при головных федеральных ресурсных научно-технологических комплексах, в университеты — федеральные, национальные инновационные. С другой стороны, разработать предложения, позволяющие директивным[x] и недирективным[xi] способами удерживать на родине лучших выпускников вузов, молодых учёных и преподавателей. Реализовать идею президента о формировании кадрового резерва наиболее перспективных молодых учёных. Для их привлечения использовать договорную систему заключения государственных контрактов с молодыми учёными. Обязать Минобрнауки подготовить список кадрового резерва молодых учёных с проработкой положений контракта, в том числе в отношении обязательства государства предоставить им различные льготы, предполагающие, помимо прочего, обеспечение жильём в течение трёх лет. При определённых условиях и обязательствах содействовать переходу от «утечки мозгов» к «циркуляции мозгов», что будет способствовать интенсивному взаимовыгодному научно-технологическому обмену.

9. Министерству образования и науки совместно с Министерством финансов и Минэкономразвития необходимо:

· Внести предложения по изменению действующего законодательства в части уменьшения налоговой нагрузки для стимулирования инновационной деятельности предприятий (НДС, ЕСН, налог на прибыль организаций).

· Внести предложения по изменению таможенного законодательства с целью стимулирования инновационной деятельности и предприятий высокотехнологичного сектора, включая предприятия с наукоёмкой деятельностью. Обнулить на два-три года таможенные пошлины на ввоз высокотехнологического оборудования и реактивов, которые не производятся в нашей стране.

· Переориентировать часть программ РФФИ при одновременном увеличении его доли в бюджете на гражданскую науку до 12 процентов на проведение НИОКР научными и образовательными организациями всех форм собственности (как так называемые «доконкурентные НИОКР», так и НИОКР, имеющие экспертно доказанные шансы на коммерциализацию). В этой связи:

. Необходимо разработать требования к участникам работ, которые реально стимулируют интеграцию научных и образовательных организаций; интеграцию науки и бизнеса; привлечение ведущих зарубежных специалистов и сотрудничество с ведущими зарубежными профильными организациями; стимулируют развитие прикладных исследований в регионах.

. Необходимо существенно изменить соотношение грантов на фундаментальные исследования и грантов на прикладные разработки в пользу последних.

. Необходимо увеличить сроки (до двух лет) и объёмы финансирования по «прикладным» грантам до шести миллионов рублей.

. Аналогично госзакупкам, рассмотреть вопрос о необходимости софинансирования таких работ со стороны бизнеса.

· Придать новый импульс деятельности Российского фонда технологического развития (РФТР) без изменения базовых организационных принципов. В любом случае, необходим инструмент, который позволяет объединять государственное и частное финансирование исследований и разработок в интересах конкретной отрасли на основе отчислений на НИОКР. В случае создания головных отраслевых научно-исследовательских организаций (в том числе на базе отдельных вузов или научных учреждений — ГНЦ) финансирование НИОКР может осуществляться через гранты РФТР или отраслевых фондов, которые могут создаваться за счёт средств бизнеса (отчисления от НИОКР, которые отнесены на себестоимость из прибыли), средств госкопораций и средств РФТР. Последний может финансировать создание и поддерживать деятельность «центров превосходства» по отдельным критическим технологиям.

· Стимулировать перевод ведущих вузов в организационную форму АУ с сохранением собственности, основных фондов. Формирование в вузах наблюдательного совета (совета директоров), включающего: местный или профильный (в случае ярко выраженной специализации вуза) бизнес; федеральные, региональные и местные власти; науку; общественность. Издать соответствующий нормативный акт, разрешающий и стимулирующий государственные научные учреждения создавать малые (а может быть микро) предприятия для осуществления деятельности по коммерциализации своих научных исследований.

Это не исчерпывающий список предложений, он может быть дополнен и скорректирован в ходе, как мы надеемся, широкой дискуссии. Надо отдавать себе отчёт в том, что кризис, который окажет значительное влияние на жизнь науки, можно использовать таким образом, что самый важный для будущего страны сектор окажется, как теперь принято говорить, выгодоприобретателем в тех сложных условиях, которые на ближайшие годы станут повседневной реальностью.
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (2)
 
 
  Maxya ( Слушатель )
15 ноя 2008 16:47:33


ну прям не в бровь а в глаз
эти меры как раз подрежут то, о чем я писал выше
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Viatcheslav ( Слушатель )
21 ноя 2008 14:17:47

Ничего удивительного. Если наука более 15 лет описанным образом выживала, то возвращение к _нормальной научной деятельности_ требует фактически перезапуска всей системы, уже привыкшей в массе своей работать на выживание и без перспектив.
  • +0.00 / 0
  • АУ