Юго-Восточная Азия и другие регионы. Литературно-исторические исследования..
19,313,163 48,395
 

  footuh ( Практикант )
08 дек 2013 16:35:38

Тред №648161

новая дискуссия Дискуссия  133

Мне обращают внимание на то, что я так и не дал описания/объяснения связи "Книги Перемен" с психотипами в Соционике.
Простите великодушно, но мне казалось, что связи там очевидны и не требуют пояснения. С другой стороны меня уже попросили указать - в каком месте отражается "четверичность" китайского миросознания в описании линий в гексаграммах книги Перемен.
Кроме этого раз уж тут у нас происходит нашествие флудерастов, которые лишь и могут, что копипастить, но сами при этом не дают никаких своих объяснений - меня просили - попробовать объяснить суть Книги Перемен - своими словами - как если бы я рассказывал ее детям в школе. Ну, то есть чтобы мой рассказ могли бы понять даже те, кто - то ли про Книгу Перемен ни разу не слыхивал, то ли те, кто что-то слышал, но не понимает - "как оно тикает" и с чего начать свое знакомство с данным сабжем.

Хорошо - вот вам мое личное понимание "Книги Перемен" в адаптации для тех, кто никогда с данным сабжем дела не имел, но очень хочет понять, - "в чем там собака порылась". Тогда возможно многие вопросы исчезнут сами собой, а отдельные выкрики из зала в стиле Шукшинского "Срезал" можно будет оценить по тому, чего они стоят в реальности.

Итак, для начала - начнем с того, что Книга Перемен из которой растет вся китайская натурфилософия - выросла из гадательных и предсказательных практик, широко распространенных на Дальнем Востоке и в этом ее коренное отличие от индуистских теорий, которые пытались прежде всего объяснить то, что происходит с нами после того как нас уже нет и куда мы деваемся. То есть восточная религиозная (если ее можно так называть, ибо в итоге как мы знаем восточная традиция так и не выработала своего понимания Б-га/Творца/Создателя Вселенной) практика - произошла совсем от иного источника чем условная "западная" (к которой относятся практически все религиозные системы, за исключением дальневосточных). Традиционные и более близкие нам по пониманию "западные" системы мировоззрения - происходят от религиозных обрядов, связанных с культом мертвых и/или объяснением пастве о том, что происходит с нами после нашей смерти/земного существования - и так далее. Восточная же религиозная практика (если ее можно так называть) - сформировалась в основном как именно практика предсказательная. То есть по образному выражению китаистов - в исходных посылках двух столь разных религиозных систем, люди из Западного очага расообразования - больше изначально заботились о своем Прошлом (ибо изначально у них была большая зона для расселения с большим количеством трудностей и опасностей и им было важно - какова о них будет Памаять), тогда как люди из Восточного очага - больше заботились о своем Будущем (основная масса населения из Восточного очага расообразования оказалась в сравнительно тесном и замкнутом мире - Срединной Империи, а от прочего мира их отделяли непроходимые горы, безжизненные пустыни и безбрежная гладь Тихого океана), жизнь в этих условиях сравнительно мало стоила, а поколения живущие в одном месте - и так хранили Память о предках, тогда как вопрос о том, что им можно будет покушать завтра - занимал их гораздо сильней, чем вопрос о том, что именно случилось с их умершими, или душами умерших - где-то там, - вдалеке от реальности.

Соответственно - когда мы видим традицию индуизма мы должны понимать, что когда нам говорят про Брахму, Вишну/Кришну и Раму, про вечное вращение Трех гун, то речь идет о мировоззрении унаследованном согласно традиции - из Западного очага расообразования, а когда мы слишим про буддизм, в котором Творца просто не наблюдается, а основным провозглашается примат Самости и вытекающий из него постулат Недеяния, то извините - подвиньтесь, это уже заимствование из Восточных мировоззренческих практик, для которых церемониалы погребения были на третьем-десятом месте а значимым становилось предсказание о том, что ждет индивида - чуть ли не на этот ужин. Раз кто-то этого не сознает/понимает, это очень хорошо показывает его реальный уровень понимания тех же буддистских практик, причем в реале, а не в виде цитат, которыми с нами они разговаривают.
Один очень умный человек как-то сказал, что избыточное цитирование указывает на внутреннюю боязнь цитирующего в своей полной некомпетентности по рассматриваемому вопросу и вытекающее из этого желание "спрятаться за спину" неких авторитетов. Опять же - возможно, что речь идет о крайнем инфантилизме и нежелании отвечать за свои слова, ибо у подобного перца всегда будет отмаза, что эту хрень придумал не он а некий Лал Рао, а то что имя Лал Рао в той же индии может быть именем местного барона Мюнхгаузена, об этом он несведущей аудитории разумеется сообщить постесняется (а то скорее всего и сам не в курсе, а просто взял цитату неизвестно кого про неизвестно кого, создал перекрестную ссылку и вот пошла по Сети гулять новая ересь.) Но мы отвлеклись от темы.
(Да, кстати, в исходном Писании - в полном соответствии в "троичным" подходом с вопросам мировоззрения - не было исходного деления на понятия "Добра" и "Зла", ибо строго говоря - в системе основанной на описании того, что происходит с нами после смерти (а то и - до рождения), понятия Зла строго говоря - не существует. Так ни Крон, ни Аид, не Локи, и даже не Один, который всем нам устроит когда-нибудь Рагнарок - в сущности не Злы, ибо в троичном мире нет такой дефиниции. (Тут сразу вспомнят про Древо Познания и Яблоко Евы, которое и есть Познание Добра и Зла, но если вы посмотрите на исходную Септугианту, там в этой Истории нет еще именно терминов Добро и Зло, как таковые. Речь там идет именно о Плоде с Древа Познания... и Змея там как такового еще не просматривается, скорей речь идет о местной инкарнации Бога-Навсмешника этакого еврейского Локи. ежели об этом подумать.  ;) Добро и Зло стали уже явственно фигурировать в текстах Писания в более поздние времена, например они уже точно существуют в более поздней Вульгате.)
С понятиями Добра и Зла западные цивилизации познакомились лишь - в конце античности по итогам усвоения китайских идей о двочном/четверичном устройстве всего сущего. В отличие от троичной системы исчисления Двоичная/Четверичная имеет определенную "полюсность", так что можно с уверенностью говорить, что само по себе Христианство не могло зародиться без ознакомления с восточными практиками. Или говоря языком математическим - и про буддизм, и про христианство можно сказать в той аналогии, что вы не сумеете создать позиционную систему исчисления до тех пор, пока вам не известна концепция Нуля, как отсутствия чего-либо - в данном порядке. Но мы опять же растеклись мыслью по древу.)

Итак переходим к тем самым гаданиям, с которых это - некогда все начиналось.
Если вы взглянете на любую гексаграмму, то она выглядит как фигура из 6-ти линий. Линии бывают только двух типов - "---", то есть сплошная и "- -", то есть прерывистая. Именно так будет сказано в основной массе компьютерных гадалок и скорей всего в Википедии. Однако это не так - и именно в этом месте мы легко можем увидеть отличие обычного "профанского" подхода к "И Цзинь" и того, который позволяет объяснить то, что ск123 назвал переходом от пракрити к викрити. Дело в том что в данном случае разных линий не две, но ЧЕТЫРЕ. (Правда выглядят они как ДВЕ.)
В некоторых мануалах для особо продвинутых они выглядят так "-х-" и вот так "-о-".
Знак "-х-" означает, что линия СЕЙЧАС выглядит как "---", но ПОТОМ она станет - "- -".
А знак "-о-" означает, что СЕЙЧАС линия выглядит как "- -", но потом она переменится в состояние "---".

С практической точки зрения в гадательном смысле это выглядит так: Подбросьте три одинаковых монетки - уни упадут на стол - то ли Орлом, то ли Решкой.
Припишите каждому Орлу значение "3", а каждой Решке значение "2". Просуммируйте итог.
Теперь если у вас получилось в итоге 6 (вероятность этого 1/8), то
Рисуйте линию "- -", памятуя о том, что она на самом-то деле "-о-", то есть это та прерывистая линия, которая станет сплошной.
Если у вас получилось в итоге 7 (вероятность этого 3/8), то
Рисуйте линию "- -" - и помните, что такою она навсегда и останется.
Если у вас получилась в итоге 8 (вероятность этого 3/8), то
Рисуйте линию "---" и помните, что она - навсегда,
И наконец если у вас выпало "9" (вероятность опять-таки 1/8), то
Рисуем линию "---", но помним, что она в сущности "-х-", то есть это та сплошная, которая станет прерывистой.
(Обратите внимание на глубокий метафизический смысл этой процедуры, который состоит именно в том, что постулируется, что любое явление взятое в больших количествах становится своею противоположностью, а в малых - таким же и остается. Именно из этих понятий выходят знаменитые китайские утверждения, что периоды "малого благоденствия" могут тянуться долго, но народу от этого ни хорошо и не радостно, но зато периоды "Великого Благоденствия" подобные правлению Цинь-Ши Хуана, который впервые объединил Поднебесную и начал строительство Великой Стены (Для нас аналогом будет правление Одиннадцатого дома - Иосифа Сталина, а для Британии их правление Одиннадцатого дома - Елизаветы Великой (Тюдор) - при следующих правителях сменяются национальною катастрофой. Соответственно страна успешно пережившая период "Смут" и "Больших потрясений" тут же сама собой входит в эпоху "малого благоденствия", но об этом подробнее позже, когда мы лучше будем понимать процессы изменения линий внутри гексаграммы.)
Соответственно - нас мало интересуют неизменные состояния, но очень - те гшрядущие изменения, которые случатся в нашей реальности. Именно поэтому Книга Перемен иначе называется "Книгою Шестерок и Девяток", так как именно непостоянные/переменные параметры гексаграам больше всего влияют на наши решения и поступки.
На этом мы закончили в базовой вводной и переходим к отдельным главвам этого дела. Очень коротко и тезисно.

Рассмотрим саму линию. В сплошном состоянии она считается линией "целого" и отвечает понятию "верх", В прерывистом своем состоянии она считается линией "сломанного" и означает - "низ". Или - "Важное - второстепенное", "Главное - побочное", "Счастье - Горе" и так далее.

В случае Диграммы у нас возникают 4-ре состояния.

"---"
"---"
Это диграмма в которой наблюдаются два направления "вверх" или два "счастья".
Это в сокрашенной версии соответствует "Верху", "Стихии Воздуха", "Востоку" (что логично ибо на Востоке у Китая был только лишь Океан, - Царство Ветра.)

"- -"
"- -"
Это диграмма "Низа", Стихии Земли, "Запада" (что опять таки-логично, ибо на Западе у них непроходимые Горы - Царство Земли)

"- -"
"---"
Итак у нас есть нечто, что устойчиво расположено внизу и столь же устойчиво рассеяно наверху. Это диграмма Огня, который горит на земле и в то же время рассеян в виде Света на Небе. Это "Юг" или "Стихия Огня".

"---"
"- -"
А вот это то, что становится твердым/телесным наверху и поэтому сверху падает, а внизу оно - вверх испаряется. Это диграмма исходной Воды, которая постоянно стремится сменить место своего пребывания. Это Север" или "Стихия Воды".

Обратите внимание, что в данном случае мы говорим именно о "первичных элементах", тех кирпичиках, из которых сложено мироздание, этаких - первоэлементах сущего. Но собственно элементы возникают чуть позже по мере оформленья реальности.

Итак 8 триграмм:

Триграммы полученные из "первичного Воздуха"

"---"
"---"
"---"
Это - Небо то есть Царство Ветра во всех смыслах.
"- -"
"---"
"---"
Это - Металл, то есть итог подачи Ветра под некую плотную материю, или некое направление вверх из-под Огня

Триграммы из первичной Земли

"- -"
"- -"
"- -"
Это Почва, то есть земля которая "хочет" вниз.
"---"
"- -"
"- -"
А вот это Гора, то есть земля, которая "хочет" вверх.

Триграммы из Первичного Огня

"---"
"- -"
"---"
Это Огонь, который хочет вверх, то есть просто Огонь. К примеру посмотрите как "хотят вверх" языки костра. (В данном случае есть тавтология, ибо огонь в диграмме и огонь триграммы это немного разный огонь, но я сходу не знаю как перевести точнее.)
"- -"
"- -"
"---"
А вот это Дерево, то есть Огонь, который "хочет" вниз. То есть Дерево станет Огнем если окажется в его "основании" (то есть дровами для костра).

Триграммы из Первичной Воды

"- -"
"---"
"- -"
Это Вода просто Вода, которая хочет Вниз.

"---"
"---"
"- -"
А вот это - Облако, то есть Вода, которая Хочет Вверх.

У всех этих триграмм есть свои собственный имена и названия, но пока на всю эту хрень забейте, ибо не стоит засорять себе этим голову.

Гексаграмма это сочетание двух триграмм, причем нижняя отражает Суть явления, а верхняя его Проявление.
Таким образом в применении к соционике - нижняя триграмма отвечает за Достоинство психотипа.
Это означает, что черты 1 и 2 взятые как "первичные Элементы" строго указывают на Достоинство человека - будь он Король (огонь), Дама (вода), Паж (земля), или Рыцарь (воздух) (а линия 3 указывает на то, куда бы он хотел развивать это исходное качество) (то есть на этом уровне скрыт один из наборов подтипов данного психотипа)
Соответственно линии 4 и 5 опять же взятые как "первичные элементы" строго указывают на его Масть - будь он масти Жезлов (огонь), Кубков (Воды), Пентаклей (Земли) или Мечей (воздуха) (а линия 6 указывает на  то, куда будет развиваться и это качество) (а здесь таится второй набор подтипов данного психотипа).Подмигивающий
Соответственно если в исходной гексаграмме были "шестерки" с "девятками", то мы точно знаем, как именно будет изменяться что-то у данного психотипа при общении с окружающими, или как изменится способо его мышления в перспективе - ежели об этом задуматься.

Но мне уже пора, дальше в другой раз.
  • +1.23 / 18
    Комментировать
КОММЕНТАРИИ (1)
 
 
  expentel ( Слушатель )
08 дек 2013 19:49:47
Ну что Вы!

Желание ограничиться цитатами продиктовано исключительно заботой о нежной и ранимой психике Маэстры. Очень не хочется в очередной раз быть свидетелем истерики Маэстры на тему "Модераторы, немедленно забаньте критиков, или Я уйду!!"

Проверено неоднократно - модераторы весьма популярно объясняют, что они всеми силами будут оберегать бесценное здоровье Отца Истины, и никому не позволят доводить его до нервного срыва своей критикой.

Что делать - расти под суровыми мамой и бабушкой - не сахар,  потом всю жизнь приходится  доказывать свою значимость и МУЖЕСТВЕННОСТЬ. А когда не получается - приходится звать на помощь символическую "мамочку"-модератора. Потому что у самого справиться с мнимыми обидчиками - знаний не хватает.

Лично я глубоко проникся столь сильной заботой о душевном здоровье Маэстры, и всеми силами буду стараться поддерживать его на должном уровне. В надежде, что однажды Маэстре удастся-таки вылечиться от своего невроза и мы сможем нормально пообщаться без истерик и оскорблений.

А до той поры я беру на себя обязательство ни в чём не возражать Глубокоуважаемому Маэстре и обещаю не писать свои личные критические замечания в адрес его "гениальных идей".

Буду цитировать мнение Других Уважаемых Людей, чтобы познакомить с ним тех, кому это может быть интересно. Это ведь не противоречит особым правилам данной ветки, правда, господа модераторы?  Подмигивающий
  • -0.35 / 6
    Комментировать