ахмадинежад ( Профессионал ) | |
16 дек 2013 13:39:42 |
Цитата: mn01 от 16.12.2013 13:04:52
Что мир услышал из послания Путина: «Кровавый диктатор опять прав»
Андрей Каменецкий
Послание президента России к Федеральному собрание не прошло незамеченным в англоязычных СМИ. Надо сказать, это нормальное явление, когда иностранная пресса внимательно отслеживает происходящее в державах, называемых по-английски просто Powers — «силы». Вот когда телеканал «Звезда» делает прямое включение из Лондона от роддома, где на свет появляется наследник британского престола, это уже довольно шизофренично. А когда глава одной из держав обращается к парламенту и охватывает в своей речи целый спектр ключевых вопросов развития страны, это всегда интересно, потому что влечёт за собой расходящиеся как волны последствия для других стран.
Так вот, из всей речи западные журналисты выделили в основном три момента: утверждение о том, что Россия является моральным компасом мира, позицию «мы никого не учим жить» и слова про военное превосходство.
Спектр оценок и мнений разложился довольно привычно — европейские газеты в основном бессодержательно против, американские испытывают забавный и глубокий когнитивный диссонанс и в целом за, хотя всё равно резко против. Особенное возмущение и тех, и других вызвал тезис о моральном компасе для мира. Европейская риторика в принципе держится на упоминании прав человека и моральном превосходстве через слово, а в американской голове до сих пор никак не уляжется, в какой именно момент «сияющему граду на холме» наметилась какая-то идеологическая альтернатива, к тому же во многом совпадающая с позицией среднего американского консерватора, типичного «белого христианского избирателя». Это особенно болезненно: ведь американец привык полагать, что хоть Вашингтон и разросся непонятно во что, но всё равно идеалам свободы и морали он отвечает на порядки больше, чем что бы то ни было на земле. И тут приходится уже второй раз за год слушать русского диктатора, который напрямую через головы элит начинает рассуждать о морали, консерватизме и равенстве, да ещё так, что Обама по сравнению с ним выглядит агентом мирового исламского коммунизма.
Утверждение о том, что Россия никого не поучает и не заставляет жить по-своему, прозвучало также как продолжение полемики с США, начатой Путиным в Нью-Йорк Таймс. Спор о том, чем является американская исключительность и как к ней относиться, расколол тогда общество достаточно сильно. Судя по всему, он не утихает до сих пор, а путинский завуалированный упрёк в мессианстве силового типа удачно подбросил дров в пламя. Этот конфликт в обществе может зайти куда глубже, чем нам кажется со стороны. Судя по опросам, если какие-то пять-семь лет назад больше 60% американцев верили в то, что другие страны можно и нужно привести к демократии силой, то теперь баланс резко сместился в пользу мнения, что страна сама должна дорасти. Это, разумеется, ещё и следствие развития технологии «цветных революций», но одновременно и свидетельство отсутствия поддержки в американском обществе сценариев откровенного силового вмешательства.
Отдельной строкой СМИ передали слова Путина о развитии неядерных средств наступления, о реальном смысле и содержании системы ПРО в Европе и о том, что Россия не допустит военного превосходства над собой. Ещё недавно подобные новости вызывали стандартную неадекватицу из серии «русское оружие всё ржавое, старое и неэффективное», однако на сей раз восприятие оказалось гораздо более взвешенным. Лавинообразное применение беспилотников уже стало переходить из модного в зловещее, ведь если раньше мир захватывал свой в доску улыбающийся солдат в форме НАТО, явно относящийся к хорошим парням, то беспилотники контролируются непонятно кем, сидящим непонятно где с закрытым лицом, а паранойя по отношению к правительству и его секретным агентствам — явление в Штатах достаточно популярное. Видимо, этим мы обязаны комментариями про недопустимость столкновения ещё и с Россией, которая не представляет угрозы, если её не разозлить. Благодаря упорству сирийского правительства пропало ощущение, что у западных правительств появился инструмент быстрого и гарантированного свержения власти в любой стране, а на смену эйфории пришли уже куда более опасливые мнения.
В целом становится заметно, как меняется формат статей и комментариев. Россию готовы слушать и даже соглашаться с ней, но с обязательными оговорками о диктатуре и попрании прав человека. Приходится признать, что в этом году Россия отформатировала западное инфопространство так, как никогда ранее. Пробит исторический барьер — отношение «чего опять хочет от нас этот придурок» переменилось к «давайте послушаем, что на этот счёт сказал Путин».
При этом традиционная маргинализация России никуда не делась, она цветёт и пахнет. Однако по мере того, как Путин озвучивает фактически то, что американцы хотели бы слышать от Обамы, разумных доводов против у медиакласса, выращенного для информационного обеспечения pax Americana, не остаётся. Далее простирается последний рубеж обороны — «Путин диктатор, а его страна живёт в дерьме».
Самое забавное, что обе точки зрения («Путин гениальный лидер, мы хотим себе такого же» и «Путин тупой злобный диктатор, а страна у него разваливается») уже органически сосуществуют в комментариях, набирая равное количество плюсиков от читателей и не набирая минусов. Это не шизофрения, а скорее проявление фирменного оруэлловского двоемыслия, ярче всего заметного по лозунгам мультикультурализма. Если с одной стороны тебя учат, что человечество — это одна раса (humanity is one), а с другой настаивают, чтобы ты приветствовал разнообразие (celebrate diversity), однажды ты научишься утрясать в голове взаимоисключающие посылы.
Впрочем, можно заметить и вовсе небывалое — постепенно, по мере узнавания России, некоторые пользователи начинают просвещать других. Выглядит это примерно так:
- Всё это хорошо и Путин, может быть, дело говорит, но я не хочу выслушивать нравоучения от лидера страны, где абортов больше, чем в Африке.
- Это не так. Уровень абортов в России сегодня где-то 42 на 100 новорожденных, у нас в США это 24 — так что у русских, конечно, всё равно больше, но по сравнению с девяностыми, когда показатель зашкаливал за 130, у них всё стало гораздо лучше.
Это, конечно, касается далеко не всех стандартных клише, но хотя бы самые очевидные — демографические — начали потихоньку вымываться из пространства силами самих пользователей. Со стороны выглядит, как будто часть подхватила вирус рунетовского охранительства и занимается разбором набросов.
Ссылка