Цитата: la muerte rojo от 15.12.2008 17:44:48
Камраден
Не в силах досконально прочесть 96 страниц комментариев по цивилизационному моделированию в ограниченный срок.
Но в силах предложить к обсуждению следующее:
[url=http://<http://www.kurginyan…d=2146>]<Медведев и развитие-36>[/url]
"Кризис и впрямь тянет на смену парадигмы. Смена эта произойдет не в один день. Но не исключено, что на нее уйдет всего лишь 6-8 лет. Обычно парадигмы менялись многими десятилетиями, но и такая длина переходного периода воспринималась как катастрофический скачок."
...
Суть по теме ниже указанного абзаца. Кургиян обширен и фундаментален -- читать надо целиком. Но в двух словах по парадигме выходит следующее:
Бесполезно искать новую парадигму, не изменив точку приложения идей. Бо тех пор пока в центре стоит человек-потребитель, вся смена парадигм - пшик.
Э, не только. Человек-потребитель - если это и некоторая данность - то данность "рукотворная". То есть вопрос еще - и в "рукотворителях".
Вот сейчас почитывая на досуге очередную книжку - увидел, что как обычно, зияющие пробелы в знаниях.
Например, наивно полагал, что общество потребления - это продукт послевоенный - т.е. свой идеологический отсчет ведет с начала 50-х. А фиг там. Имеем - Эдварда Бернейса. В сети, если забьете его имя, увидите "гениальный PR-щик", ну и упоминание о том, что он племянник Зигмунда Фрейда. Гораздо любопытнее, что этот Эдвард Бернейс имел идею, возникшую у него в 20-х годах прошлого века - что американский бизнес должен озаботиться об изменении отношений людей к покупкам, а именно чтобы они больше не старались руководствоваться разумными потребностями, а нацелились на исполнение желаний - явных и тайных. То есть индустрия должна продавать не товары - а счастье. Ну а племянник озаботился завязать это даже не на экономику как совокупность - а просто на интересы крупного капитала.
Теория Берстейна вполне легко вытекала из учения его дедушки,где человеком движет в первую очередь отнюдь не рацио, а стремление к удовлетворению подспудных желаний.
И тогда это получило название - "консумпционизм", или консьюмеризм.
а вот еще один деятель -не слишком хорошо у нас известный президент США с 1924 по 1928 год. Келвин Кулидж. Среди тех высказываний, которые есть в инетовских статьях на русском языке о нем - я не нашел одного довольно значительного высказывания. А звучит оно так: "американец важен для своей стороны не как гражданин, а как потребитель". Не нашел английского варианта -может плохо искал, допускаю, что в оригинале не столь категорично, а например "в первую очередь" - как-нибудь так, но сама парадигма примечательна. Не знаю, сам ли он это придумал, или с ним поделился идеей в разговоре "за чаем" этот самый Бернейс - он в свое время устраивал PR-акцию для Кулиджа. чуть ли не первая акция такого рода, проделанная по заказу администрации (впрочем, тут уже сам Бернейс постарался "сформировать потребность", что у него и получилось).
Кстати, в то же время пошел расцвет бихевиоризма - и конкретных инструментов в виде опросников и анкет.
Реально - вся эпоха социального инжениринга пропитана духом этого подхода, манипулирования. А мы тут думаем, как поправить дело, и снова беремся за тот же молоток, которым пять минут назад палец раздробили себе по причине особенностей его конструкции.
"а как бы вот сконструировать такое вот тебе общество, чтобы оно..."