Цитата: pike от 16.12.2008 10:40:46
2 gorizont
согласен с вами.
Именно эпоха Возрождения с ее идеей Познания и гуманизма привела в конечном итоге западную культуру к человеку-потребителю и капитализму. Стремились от мира образов к якобы объективному миру, а получили мир символов и знаков.
Но даже сейчас на краю пропасти мы продолжаем петь оду Духу Познания и человеку, смысл существования которого есть удовлетворение его потребностей.
А время пришло, время нового Возрождения, новой эпохи, новой парадигмы. Воздух насыщается этим с каждым днем все сильнее и сильнее.
Сложнее - определенные этапы социального развития капиталистического (читай - современного) и вообще устремлений субъектов можно увидеть по эволюции итальянских городских коммун. Возрождение - лишь культурная сторона этого процесса.
И началось это еще в в веке 11 нашей эры.
Итальянские города попали в уникальную ситуацию - отсутствие центральной власти над Апеннинским полуостровом, славный климат, так или иначе - окультуренная сельская местность - в плане культуры ведения хозяйства.
Привычки аристократов селиться в городах - поближе к территории, где блага распределяются, а не в замках среди своих вотчин - как в аналогичное время по всей остальной территории Западной Европы. Католическая церковь, еще не набравшая политической силы в полной мере.
Пока имелась проблема с вторжением Римских войск - аристократия выполняла важную функцию - внешнюю защиту от вторжения войск императоров Священной Римской империи. А так - в полный рост расцветают ремесла, сельскохозяйственное производство, "подстраивающееся" под город.
а вот поражение в 1158 году - парадоксальным образом привело к полному "отпущению вожжей" -поскольку никто не вмешался в вопросы внутреннего распорядка - лишь выплата контрибуции, и то - через несколько лет прекращенная, но уже никто более не приходил ее собирать - и так на долгие 340 лет итальянские города были представлены сами себе.
Что имеем:
Фаза 1 - аристократические семейства -кланы тут же принялись бороться за власть внутри городов. К 1200 году - города "отрастили" внутренние башни, разделились на укрепленные кварталы, власть аристократии поддерживалась военной силой - наемными отрядами, у каждого клана свой, те не гнушались грабежом popolas = пополан -т.е. обычных горожан, цеховиков - это помимо обычных поборов - налогов в пользу аристократии.
На что каждый из цехов начал снаряжать свои отряды - уже из представителей своих рядов. Некоторое время баланс продержался, а затем, по мере развития ремесленного производства - повышения благосостояния ремесленников и купцов - повышения численности этих групп - их военная мощь потихоньку стала перевешивать.
Фаза 2 - смена практически во всех городах аристократической власти республиканской. Зачастую - в прямых вооруженных столкновениях. Республиканское правление, выборные органы, баланс отношений между цехами.
Продолжающийся экономический расцвет.
Мир и благодать. И никаких тебе серьезных внешних угроз.
Однако - в этих условиях начинается все более ускоряющееся имущественное расслоение. И именно за счет внутренних причин - которые коренятся упрощенно говоря в самом человеке.
Фаза 3 - выборные должности в магистрате тихой сапой превращаются фактически в пожизненные - и более того в наследственные. Купцы и банкиры потихоньку подминают под себя городские структуры, начиная доминировать в городах. Помимо роста богатства - начинает расти престижное потребление - и вот тут то начинается расцвет искусства эпохи Ренессанса - а) более реалистичная техника изображения - на уровне восприятия этим господам гораздо более понятная,чем какие-то отсылки к духовным ценностям, а потому б) что эти господа все более начинаю востребовать подобные изображения - как в скульптуре, так и в живописи (вы бы посмотрели, кого на картинах того времени изображали - да часть персонажей и не только второстепенных, но иногда и главных, и даже в картинах по сюжетам христианских сказаний - срисованы с членов семейств, что заказывали эти картины), более того,если в начале оплата - корпоративная, то позже она сменяется личными заказами представителей ведущих семей.
Произведения искусства становятся предметами престижного потребления, и более того - обретают свойства товара, и даже - форм сбережения капитала.
Итак, появляется новая аристократия - а вот чтобы оправдать ее существование, придать ему общественный масштаб и черты полезности, социальную оправданность - подтягиваются творения классиков Римской эпохи, Цицерона и иже с ним, поскольку христианские каноны - их устремлений и образа жизни не поддерживают (булла папы Григория, например, с осуждением погони за благами мирскими, стяжательству богатств в ущерб остальному).
Правда, черного кобеля не отмыть до бела.
Кстати, именно тогда эти деловитые, энергичные, но одновременно циничные предприниматели начинаю относиться ко времени - как к ресурсу. Пожалуй, именно тогда время можно начать приравнивать к деньгам. Вот еще одно эпохальное изменение.
Фаза 4 - переход власти от конгломераций богатых семейств в руки одного-двух в каждом городе (эпоха Медичи, Сфорца, Борджиа и прочих), укрупнение территорий за счет присоединения более слабых городов.
Фаза 5 - французы с испанцами в ходе войн на территории Италии в 16 веке заканчивают эту эволюцию.
И это - не внешнее, это изнутри. Это - когда городские демократии восторжествовали, но оказались трансформированными просто одной внутренней эволюцией.
Это - в общинах, где каждый видит результаты своего труда и дел своих - а также чужих, а не
просто опирается на слухи о событиях в краях, которых никогда не видел. Где каждый видит свою сопричастность к общему делу, видит в лицах то, что творится в городе, а не просто получает информацию о положении дел по сухому сообщению по ТВ и новому плану счетов по коммунальным платежам.
И что - да то же самое.
А вы говорите - новая парадигма.