Белый аист над ГденьюВАСИЛИЙ СЕМАШКО, ДЛЯ ATOMINFO.RU, ОПУБЛИКОВАНО 25.04.2014
Мы публикуем материал с края белорусской земли, который подготовил для AtomInfo.Ru Василий СЕМАШКО. Все фотографии в тексте - автора.
В результате катастрофы на ЧАЭС около трети территории Беларуси было загрязнено радионуклидами. Кое-где пришлось отселять людей на расстоянии 150 километров от станции.
При этом, всего в 23 километрах от ЧАЭС находится деревня Гдень, где радиационный фон даже меньше, чем в Минске, который отстоит от Чернобыля километров на 300.
Фон у деревни Гдень.
Дорожный указатель. Расстояние до Гдени - примерно 5 км на Чернобыль.
До и послеКатастрофа на ЧАЭС разделила жизнь региона на "до" и "после".
В дочернобыльское время большая полесская деревня Гдень была частью колхоза "Червона Украина". Здесь полесская равнина, где сосновые леса на песке чередуются с болотами. В деревне жило 600 человек, пересекала её оживленная автомобильная дорога Чернигов - Чернобыль. Были детский сад, школа, клуб, несколько магазинов.
На памятнике погибшим в войну, имеющемся в каждой белорусской деревне - длинный список из многократно повторяющихся нескольких фамилий уроженцев этих мест, среди которых два Героя Советского Союза, а также фамилии тех, кто погиб при освобождении деревни. Именно с этого района, ещё до начала знаменитой операции "Багратион", началось в конце 1943 года освобождение Беларуси от фашистов.
В дочернобыльскую эпоху жители Гдени предпочитали за крупными покупками ездить в магазины в Чернобыль или Припять. И легко понять, почему. Здесь территория Беларуси вклинивается в территорию Украины, и до Чернобыля или Припяти по автодороге гораздо ближе, чем до райцентра Брагина. Многие жители Гдени работали в Украинской ССР, и теперь некоторые из них получают нищенскую социальную пенсию из-за того, что документы об их трудовом стаже после всех произошедших потрясений утеряны.
Гдень находится в 30-километровой зоне, на которую распространялся давно разработанный план действий на случай аварии на АЭС. Но после аварии жителей деревни эвакуировали только 4 мая. По счастливому случаю смертоносный выброс радионуклидов обошёл деревню стороной, но загрязнил окрестности, поэтому получилось так, что многих гденцев переселили на более загрязнённые территории Брагинского района.
Оставив своё хозяйство, засеянные огороды, приживаться вблизи отселённой деревни гденцы не спешили, первое время по партизански пробирались ухаживать за огородами. Ну, а к осени 1986 года почти все жители Гдени вернулись по своим домам. Власть отнеслась к этому с пониманием, и на следующий год здесь построили новый детский сад, столовую, провели артезианский водопровод, чтобы жители не пользовались колодцами, которые менее защищены от пыли.
Очередной этап отселения датируется 1991 годом. В приватных беседах знающие люди утверждают, что тогдашним местным властям было очень выгодно отселить деревню. По существующим законам, всё, что остается на отселяемой территории, переходит в собственность государства, которое за это выплачивает компенсацию бывшим владельцам. Если "грамотно" представить оставляемое хозяйство и его инфраструктуру, можно получить весьма значительную прибыль. Иначе какой смысл отселять благоустроенную деревню, где радиационный фон абсолютно нормальный?
И вновь далеко не все жители захотели покидать родные места. Нашлись такие, кто, получив от государства новое жилье, быстро с выгодой продали его, и вернулись назад в Гдень. По рассказам местных жителей, именно второе отселение подкосило деревню.
Следующий удар по деревни нанёс развал Советского Союза. Некогда оживлённая транзитная автодорога Чернигов - Чернобыль стала для жителей деревни тупиковой - через два с половиной километра за деревней пролегла государственная граница, за которой начинается украинский сегмент чернобыльской запретной зоны отселения.
На краю БеларусиНа сегодняшний день в Гдени имеется 47 хозяйств, проживает 114 человек. Возраста 0-15 лет - 26. Трудоспособного: 16-59 лет (женщины) - 20, 16-59 лет (мужчины) - 33. Пожилого: старше 55 лет женщины - 22, старше 60 лет (мужчины) - 13.
Гденские дети.
Работает 26 человек. В основном в местном лесничестве и посёлке Комарин, который в 20 километрах. Детского сада, школы, клуба, почты, столовой, сельсовета давно не существует. Имеется только сельский магазин со стандартным ассортиментом
Сельский магазин.
Периодически приезжает автолавка - к неудовольствию продавщицы сельмага, поскольку автолавка ездит по всей деревне, останавливаясь у домов пожилых людей, которым тяжело ходить в магазин.
Ещё вблизи многих жилых домов вечером централизованно включается освещение - забота председателя сельсовета Виктора Свисловского. В детский сад и в школу детей каждый день возит автобус - в посёлок Комарин. Рейсовый автобус ходит из Комарина в Гдень два раза в неделю. Вечером отсюда можно любоваться заревом от освещения Чернобыльской АЭС. Живя на границе государства и одновременно у самой запретной чернобыльской зоны, жители Гдени называют это место "краем земли".
Дорога через деревню за "край земли" относительно оживлённа - постоянно проносятся автомобили персонала Чернобыльской АЭС, в основном руководства, которое ездит на работу из Славутича через Беларусь по специальному пропуску. Если на этой дороге в направлении Чернигова имеется контрольно-пропускной пункт с пограничниками и таможней, то в направлении Чернобыля границу можно заметить только по соответствующим указателям. А на большой скорости указатели можно и не увидеть, ненароком оказавшись в соседней стране.
Чернобыльское начальство спешит на работу. Шильда по ходу автомобиля в виде флага Украины - украинская территория. Жёлтый знак - территория Республики Беларусь.
Иногда у линии границы дежурит уазик белорусских пограничников. Их украинские коллеги здесь практически не бывают.
Впрочем, большого смысла ехать в Украину этой дорогой нет: прямо с границы начинается запретная для свободного посещения чернобыльская зона, а через 10 км на дороге стоит КПП украинской милиции.
Сотовая связь в Гдени работает только в определённых местах и очень нестабильно. Например, на возвышенности местного кладбища. Интернета здесь нет. Зато, помимо белорусских, имеющих жесткую цензуру, в Гдени хорошо принимаются основные украинские телеканалы. Центром общественной жизни в деревне является магазин, а его заведующая Оксана Лапич - неформальная глава деревни, проявляющая иногда во благо деревни диктаторские наклонности. В магазине наибольшим спросом пользуется "хорошее, но недорогое" вино, которого, по словам Оксаны, уходит 200-300 бутылок в месяц.
Покупка.
Как рассказала Оксана, из-за почти повального пьянства по выходным дням она по своей инициативе начинает продажу спиртного только во второй половине дня. "Понимаю, что это незаконно, но не могу видеть, что из-за пьянства в выходной день многие не то что по хозяйству ничего делать не успевают, так и своих детей покормить забывают", - рассказывает Оксана.
В этом году к деревне проявили интерес журналисты крупнейшей национальной японской телекомпании NHK, изучающие жизненный опыт вернувшихся на родину чернобыльских переселенцев, ставший им полезным после аварии на Фукусиме.
Съёмочная группа NHK.
Съёмочная группа NHK в гостях у Оксаны Лапич.
У местной жительницы Софии Скороход на четвёртом блоке Чернобыльской АЭС в день аварии работал зять, старший дежурный электромонтёр. Он умер от лучевой болезни, не дожив до 26 лет и так и не увидев дочь, родившуюся уже после его смерти.
Дом Софьи находится на самом краю деревни, и сюда часто забредают животные.
Софья Скороход.
Гденские достопримечательностиКак и во всякой деревне, в Гдени есть свои достопримечательности. Помимо знаков, предупреждающих о близости государственной границы, некоторые из которых находятся в двух сотнях метров от крайних домов, на местном кладбище можно увидеть необычные деревянные рубленые кресты.
Гденские кресты.
Имеется в Гдени необычный парк деревьев, который создал местный житель Анатолий Левченко.
Анатолия самого можно назвать местной достопримечательностью. Из-за пристрастия к спиртному большую часть жизни он не задерживался долго на рабочих местах. В зрелом возрасте, чтобы иметь хоть какой-то доход, оформил опекунство над престарелой мамой. Часть своей энергии Анатолий тратит на переписку с государственными органами по теме "Как обустроить Беларусь" в виде предложений построить белорусскую АЭС в ближайшей отселённой деревне (при этом АЭС должна быть не с плоской крышей, как Чернобыльская, а с покатой) или кляуз на председателя сельсовета.
Поскольку одним из важнейших критериев оценки работы госорганов Республики Беларусь является работа с обращениями граждан, на письма Левченко не только приходят ответы, но и иногда приезжают комиссии с проверкой. Конца этой переписки в обозримом будущем не предвидится. За это в деревне Анатолия прозвали "корреспондентом".
Другую часть свой энергии Анатолий потратил на созидание. После чернобыльской катастрофы он взял в аренду гектар земли напротив своего дома, оградил её и постепенно создаёт там рай - нанял экскаваторщика, который выкопал пруд. Вокруг пруда Анатолий сажает парк. Что-то привёз из украинской чернобыльской зоны, что-то - из Ивано-Франковской области, что-то - подарили в Брестской. В его парке есть редкий в наших краях кедр. А оградил парк, чтобы "несознательные", по словам Анатолия, односельчане не устраивали там "беспорядок". "Беспорядок" в его понимании - это шашлыки и иже с ними. Но побродить по парку пускает каждого. Сейчас этот парк напоминает пейзаж туристической агроусадьбы.
Ещё одной достопримечательностью можно назвать Светлану Кочетову. Подвижная весёлая женщина, возраст которой трудно определить, совсем не похожа на матёрых киношных диверсантов, хотя и имеет судимость за нарушение государственной границы.
Светлана Кочетова.
Смешно и трагично. У Светланы родственники живут в украинской деревне Парышев - "за речкой", по которой проходит граница.
Если Светлана захочет навестить их в законном порядке, то ехать ей придётся в противоположную сторону - к пограничному КПП в направлении Чернигова. Дальше из Чернигова - в Киев за разрешением на въезд в чернобыльскую зону. Из Киева - через КПП "Дитятки" в чернобыльскую зону, где общественный транспорт не ходит, в Парышев. В общем, получается, что прямиком "через речку" - 10 км, а законным порядком - не меньше 300 км и с многочисленными пересадками, так как автомобиля у Светланы нет.
За год попалась она второй раз. Задержали Светлану бравые украинские милиционеры, дежурящие на КПП около Парышева. По словам Светланы, избили её. Дальше, в соответствии с международной практикой, передали нарушительницу украинским пограничникам, а те, в свою очередь, депортировали её на родину, которая встретила отнюдь не берёзовым соком. Высокий суд оценил незаконное посещение родни в один год лишения свободы, из которых она отсидела в гомельской колонии восемь месяцев и была освобождена досрочно за хорошее поведение. Живёт Светлана в Гдени со своей родственницей - благообразной бабулькой, которая, как рассказал председатель сельсовета, немаленькую часть жизни провела в "местах не столь отдалённых".
Председатель сельсовета Виктор Свисловский с нарушительницей государственной границы Светланой Кочетовой.
Гденский аистСегодня Гдень выглядит пугающе. Протяжённые пустыри, где когда-то стояли пустующие дома, которые по специальной программе благоустройства полностью сравняли с землёй, засыпав места речным песком. Оставшиеся пустующие дома ждёт та же участь.
Песком присыпано место, где ранее стоял дом.
Отдельные дома заселены. Причём жилые дома в таком состоянии, что определить, где заброшенный дом, а где обитаемый, можно только по проведенным от столбов проводам энергоснабжения.
Нормально ухоженных дворов не более трёх-четырех. О жителях Гдени председатель сельсовета выразился категорично: "Остались те, кому некуда уезжать".
Деревня, где жилые дома оказались разбросаны по большой территории, отнимает значительные средства у местного бюджета из-за сложностей в обслуживании коммуникаций: водопровод, проводной телефон, электричество, водопровод, дороги.
К сожалению, деревня Гдень, которую смертельная радиация чернобыльской катастрофы обошла стороной, пережившая два отселения, обречена на вымирание.
Пройдёт ещё десяток лет, и некогда большая деревня, в лучшем случае, превратится в несколько хуторов, которые тоже со временем опустеют. Вымирает Гдень в результате катастрофы на ЧАЭС, но не от радиации.
А над Гденью летают аисты...
Белый аист летит,
Над белёсым Полесьем летит.
Белорусский мотив
В песне вереска в песне ракит.
Всё земля приняла:
И заботу и ласку и пламя.
Полыхал над землёй
Небосвод как багровое знамя.
Хоть написано про войну, но получилось про Чернобыль. В тот день с деревни видели зарево над четвёртым блоком.