Юго-Восточная Азия и другие регионы. Литературно-исторические исследования..
19,347,817 48,430
 

  silversmith ( Слушатель )
09 июн 2014 22:33:28

Тред №749950

новая дискуссия Дискуссия  149

"Трудно быть богом" - информация к размышлению

Цитата
... сюжет "Трудно быть богом" аутентичен именно проблематике советской экспансии и советского развития: соотнесение марксизма с собственным развитием и развитием стран попавших в советскую орбиту при сломе колониальной системы.



Источник (с картинками)


О низкопоклонстве перед Западом и своих тараканах в голове.

Некоторое время назад brat_008 подверг сомнению предположение о приоритете братьев Стругацкий в сюжете «Трудно быть богом» по такому основанию:

"Историк посреди туземцев - всезнающий полубог. Это образ колонизатора - выпускника Оксфорда или Сорбонны пореди недоразвитых людоедов. Чего ради такой сюжет появился в советской фантастике?"

Видимо, предполагается что-то вроде вот этого:


От этого несколько гротескного галковскоманского заявления и пойдем.

Колониальная система, предполагавшая "образ колонизатора - выпускника Оксфорда или Сорбонны пореди недоразвитых людоедов”, начала разваливаться в 50-х годах ХХ века. Образовался “третий мир”.

В освободившиеся ниши рванул Советский Союз, попутно помогая эту систему добивать.

Естественно, сразу возникли трудности столкновения с местными культурами, архаичными общественными структурами, проблемы "подстегивания прогресса".

Постоянной головной болью отечественных специалистов и советников на местах стал анализ степени развития этих стран, готовности перейти на следующую ступень развития, следующую по марксизму социально-экономическую формацию. От такого анализа зависела стратегия развития страны, оказавшейся в советской зоне влияния или (во многом) стратегия СССР в отношении какой-либо страны. Какую политику проводить на селе, проводить или нет национализацию, как быть с религией или системой образования и пр. – масса вопросов решалась исходя из того, созрели предпосылки али еще нет.

СССР очень серьезно относился к научному подходу поэтому, например, в 1960 году ИМЭМО получило указание по разработке постколониальной проблематики, национально-освободительной борьбе и пр. (см. ИМЭМО. Портрет на фоне эпохи.) Надо полагать, что аналогичные указания получили и другие профильные научные центры.

Хватило бы и этого - братья имели полно связей где угодно в том числе и в научной среде, но дело еще проще. Одним из тех самых профильных научных центров был Институт востоковедения отродясь связанный с экспортом революции (каким-то странным образом это сочеталось с тем, что там обретались недобитые представители старого, дореволюционного мира). Завкафедрой восточных словарей в нем был Ошанин Илья Михайлович.



По молодости Илья Михайлович занимался экспортом революции лично:
"В 1924 г. окончил дипломатический факультет Института востоковедения. В Китае работал переводчиком в Торгпредстве (Пекин), а в 1925 г. был включен в аппарат военных советников, работавших во 2-й Народной армии Фэн Юйсяна. После поражения армии в феврале — марте 1926 г. был переведен в Ханькоу. Работал переводчиком в Военном отделе ЦК КПК, ас 1927 г. в Генконсульстве в Шанхае. После возвращения в СССР занимался научной и педагогической деятельностью".

Ошанин – тесть Аркадия Стругацкого. По утверждениям биографов они очень ладили, любили общаться. Автор биографии АНС Скаландис постоянно намекает на высокую должность Ошанина в КГБ, так это или не так – не суть (то, что его дочь, жена АНС, попала в одно время на службу в КГБ, ненавидя при это советскую власть – отдельная история). Человек был в центре системы связей СССР с третьим миром через советников, переводчиков, специалистов, а, следовательно, в курсе проблематики.

Среди наиболее близких друзей АНС – Мариан Ткачев, писатель и переводчик с вьетнамского, как утверждается с самыми разными связями.



Он, что характерно, историк по образованию, регулярно бывавший во Вьетнаме, Скаландис опять же намекает на разные связи Ткачева. Познакомился с АНС в 1959 году.
Считать вьетнамцев «недоразвитыми людоедами» странно, люди победили в войнах и Францию, и США. Однако племена во Вьетнаме самые разные, на самых разных ступенях развития. Соответствующей проблематики – сколько угодно.


Еще одна фотография:



Куба, 1962 год, как утверждается период Карибского кризиса. С автоматом будущий зять АНС – Егор Гайдар.
Чем интересна Куба в разрезе темы? Там в один из моментов избыточно резво начали строить коммунизм, привели страну к экономическому кризису - забежали вперед. Пришлось возвращаться назад, попутно дав по шапке слишком рьяным. Подобное было практически везде, но в связи с коллосальным интересом к Кубе нюансы кубинской истории хорошо известны.


Это из наиболее очевидных связей, а полно и других. Собственно, все видно: сюжет "Трудно быть богом" аутентичен именно проблематике советской экспансии и советского развития: соотнесение марксизма с собственным развитием и развитием стран попавших в советскую орбиту при сломе колониальной системы.

Соответственно возникшие из размышлений на эти темы идеи тараканы в головах у АБС, потом читателей их книг (как указанные здесь, так и другие), - плод отечественного развития. Эту ересь мы на Запад не отдадим! Улыбающийся

Отредактировано: silversmith - 09 июн 2014 22:35:02
  • +0.81 / 9
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!