Две недели назад в столичном аэропорту Домодедово был задержан председатель совета директоров ЗАО «Собеседник» Левон Айрапетян. Казалось бы, обычная для России вещь. Однако арест бизнесмена может стать лишь прологом к череде событий, которые способны серьезно поменять политический ландшафт – причем не только внутри нашей страны.
4 причины для освобожденияСамо задержание прошло в рамках уголовного дела о приватизации башкирской нефтянки в 2006–2009 гг. Но об этом чуть позже.
Не это сейчас самое главное.
Гораздо важнее, что в качестве меры пресечения суд до 15 сентября отправил Левона Айрапетяна за решетку. Сейчас 65-летний бизнесмен находится в Матросской Тишине, хотя у него есть как минимум четыре основания для освобождения из тюрьмы. Как минимум под подписку.
Дело в том, что постановлением правительства РФ от 14 января 2011 г. №3 утвержден «Перечень тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений». Так вот, у Айрапетяна не одна болезнь, с которой нельзя сидеть за решеткой. Не две даже.
У него их четыре.
Читаем в перечне: «Гипертензивная (гипертоническая) болезнь с недостаточностью кровообращения III степени». Есть такая.
«Сахарный диабет»? Тоже имеется.
Кроме того, два пережитых инсульта, после которых почти не двигается одна рука. Это три.
И в довершение (как там в перечне?) «злокачественные новообразования независимо от их локализации». Уже несколько лет бизнесмен периодически проходит курсы лечения у онкологов, перенеся несколько операций.
Вряд ли аналогичную медпомощь он сможет получить в Матросской Тишине, где умер Сергей Магнитский. Про загубленного там до смерти юриста Магнитского слышали, знаем. Весь мир уже знает. Так и сейчас – на нары без всякого приговора уже брошен не пышащий здоровьем человек, вина которого не только еще не доказана, но и не может быть доказана – ввиду абсурдности обвинения.
Сомнительные показанияВообще-то уголовное дело было возбуждено еще 28 апреля, но только не против Айрапетяна, а против сына бывшего президента Башкирии Урала Рахимова (по статьям 160 и 174 УК РФ – присвоение и отмывание денежных средств, полученных преступным путем). Вот только Рахимова-младшего никто арестовывать почему-то не собирается. Он как сидел себе в Вене последнее время, так и до сих пор его там неплохо кормят.
Айрапетяна же обвиняют в том, что он, хоть государственную собственность и не расхищал, все равно был посредником при продаже Рахимовым «Башнефти» структурам АФК «Система» миллиардера Владимира Евтушенкова. И даже получил за это какое-то агентское вознаграждение (что по закону, правда, не запрещается). Вот только показания об этом дал следствию бывший сенатор Игорь Изместьев. В 2010 году Изместьев был приговорен к пожизненному сроку, и терять ему уже нечего – он всем всё дает.
Но стоит ли так уж доверять словам человека, признанного виновным в терроризме и организации многочисленных заказных убийств? Человека, арестованного еще в 2007 году, но вдруг решившего дать показания о сделке между Рахимовым и Евтушенковым, произошедшей два года спустя? Опрошенные на эту тему «Собеседником» эксперты только смеялись.
Тогда почему именно Айрапетян? Только ли потому, что у Изместьева с ним были сложные отношения?
«Как в карточной игре, в уголовном деле важно, с какой карты зайти – кто будет первым обвиняемым по делу, – написал в интернете бывший глава правового управления ЮКОСа Дмитрий Гололобов, живущий сегодня за рубежом. – Айрапетян обладает одним важным качеством для обвиняемого по масштабному рейдерскому делу: он является достаточно важной фигурой, чтобы все поняли серьезность намерений людей, желающих получить контроль над «Башнефтью».
В обход ПутинаТак, значит, всему виной нефтяной передел?
– Кто за этим стоит? Определенно сказать тут нельзя, – осторожно прокомментировал нам генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. – Но косвенно в таком сценарии развития событий просматривается заинтересованность «Роснефти» под руководством Игоря Сечина. Эта компания давно уже проявляет к «Башнефти» пристальный интерес, поскольку нуждается в расширении своей ресурсной базы.
– Это действительно не просто рейдеры с улицы. Это вообще очень крутая история, – пояснил «Собеседнику» директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – Заведено уголовное дело, по которому уже вызвали на допрос миллиардера Евтушенкова. Одновременно на начало августа назначен суд, на котором какая-то бабушка хочет отобрать у «Башнефти» лицензию на разработку месторождений имени Требса и Титова. Мало похоже на совпадение. А такие масштабные схемы у нас по зубам только одному человеку – Игорю Ивановичу Сечину, у которого руки по локоть в нефти. Да и других претендентов на «Башнефть» сегодня попросту нет. «Роснефть» хочет прибрать ресурсы компании к рукам, а Левона Айрапетяна арестовали просто для демонстрации силы.
Вот только, по информации Симонова, все это, в отличие от «дела ЮКОСа», делается уже не с санкции Путина, а у президента за спиной:
– Полагаю, не случайно для атаки на «Башнефть» выбран как раз тот момент, когда внимание Путина отвлечено внешней конъюнктурой. Сам президент в этом конфликте не заинтересован. И совсем не потому, что ему жаль Евтушенкова или кого-то еще. Просто эта ситуация может иметь далеко идущие последствия, не самые приятные для страны...
ИСТОЧНИКP.S. Издание "Собеседник" (откуда приведена статья) собственность Левона Айрапетяна.