Цитата: Слесарь Полесов от 05.10.2014 10:40:50Вот сказать честно, не хотел я комментировать эту полемику по вопросу "..утеряем технологии жидкостных МБР и останемся с голой жопой". Но не удержался..
Ну и зря. Иногда стоит прислушиваться к своим желаниям, даже если их мотивы не до конца понятны.
Цитата: ЦитатаВо-первых, почему Штаты давно уже похоронили свои Титаны-2" после известного происшествия и не имеют в арсенале СНС жидкотопливных ракет с 1987 года?
На этот счет существует много разных мнений. Например, есть мнение, что американцы тупо не смогли в полном объеме решить чисто технические задачи, связанные с длительным хранением ампулизированных ракет. Есть мнение, что решающим доводом в пользу РДТТ явилась значительно более низкая стоимость производства и эксплуатации твердотопливных комплексов в условиях США. Наконец, существует мнение, что отказ от жидкостных ракет имеет в своей основе причины преимущественно психологического характера вызванные "известным инцидентом" в Арканзасе. Выбрать можно любую причину. А еще ее можно придумать. Например, можно заявить о принципиальной порочности боевых ракет на жидком топливе на том основании, что амеры от них давно отказались. Почему нет?
Цитата: ЦитатаВо-вторых, почему ВМФ Союза настойчиво требовал твердотопливной ракеты от промышленности, что в итоге вылилось с строительство пр.941?
А это смотря в какой исторический период! В самом начале "ракетной эры" моряков вполне справедливо не устраивала низкая надежность ракет и топливо-заправочного оборудования, наличие на борту лодки агрессивных и токсичных компонентов, что приводило к многочисленным авариям и катастрофам. Но уже к концу 70х проблема безопасной эксплуатации жидкостных ракет была решена и главная претензия руководства флота сводилась к ограничениями по боевому применению жидкостных ракет с ПЛ и формулировалась аббревиатурой ЦКЗ (цистерна кольцевого зазора). Обязательное затопление шахты перед пуском ракеты сильно демаскировало лодку специфическими шумами от работы насосов ЦКЗ плюс ко всему однозначно указывало вероятному противнику на начало предстартовых операций, Кроме того, существуют жесткие ограничения по количеству затоплений шахты и времени в течении которого ракета может находится в осушенной шахте после затопления.
Реализация "сухого" же старта жидкостной ракеты сопряжена с техническими сложностями обеспечения надежного запуска ЖРД в таких условиях. Запуск для ЖРД является очень тонким переходным процессов на который крайне плохо влияют противодавления возникающие в шахтном пространстве. Кроме того, отдельной головной болью будут являться уровни ударно-волнового воздействия на конструкцию ракеты и шахты. Например, 3М37 запускает маршевый двигатель уже над поверхностью воды, а из шахты выходит на рулевиках, причем сам этап подводного движения ракеты иначе как "экстренное всплытие" и не назовешь.
Цитата: ЦитатаКстати, достаточно убедительным аргументом является гибель К-219, причем инцидент с ракетой на её борту был уже не первый и одна шахта после аварии на ней не использовалась.
Сколько таких инцидентов случилось на 667БДРМ?
Цитата: ЦитатаВ-третьих, почему с таким упорством флот пробивал строительство пр.955 и доводку "Булавы" в лихие годы, хотя, казалось бы, можно было построить реплику пр.667БДРМ с РСМ-54, если всё было так хорошо с жидкостными ракетами?
А ответ на этот вопрос следует искать в отнюдь не в области техники или военной стратегии. Все это результат деятельности тогдашнего "твердотопливного" лобби в лице Соломонова (практически всесильного на тот момент). Причем всем специалистам в то время было совершенно ясно, что все бравые обещания Соломона по срокам и унификации обещаниями и останутся. Что впоследствии и подтвердил ход истории. В то же время руководством МО был зарублен проект плевой доработки 3М37 обеспечивающей полноценный "сухой" старт. Зарублен ввиду "сияющих перспектив" грядущего "великолепия" Булавы. Кстати, С.И. Ус в частной беседе высказывал недоумение столь безоглядным увлечением "твердой" тематикой при полном игнорировании преимуществ жидкостных ракет, особенно, с учетом имеющихся производственных мощностей и структуры промышленного комплекса.
Цитата: ЦитатаЕщё много почему, но остановимся на этом.
Вот это правильно! А если вдруг захочется еще вопросить "Почему?" вспомните бессмертное: "Что бы правильно задать вопрос нужно знать большую часть ответа" (с)
P.S. Кстати, картинка с заправщиками на БСП 35й совершенно не актуальна для флота. 3М37 заправляют на заводе-изготовителе.